Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1 Тема 1 Введение в курс экономики




 

Экономика (от греч. ойкос – хозяйство, номос – закон) – законы хозяйствования, а также жизни людей, связанная с удовлетворением их потребностей.

Экономика - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей.

Экономия как наука о домоводстве, домашнем хозяйстве возникла в античном обществе. Такое её понимание представлено Ксенофонтом (430-354 до н. э.). Аристотель (384-322 до н. э.) определил экономику как науку о богатстве, сформулировал начала теории стоимости, цены и денег. Это представление науки не изменилось и в Средневековье (V-XVI вв.). Экономические проблемы по-прежнему рассматривались с позиции моральной справедливости и общего блага как конечного критерия деятельности людей. При этом в экономии нормативный аспект исследования преобладал над позитивным.

Становление капитализма (XVII-XVIII вв.) предопределило возникновение политической экономии, как самостоятельной науки. В центре её внимания первоначально находилась сфера обращения, а не сфера производства. Первая школа политической экономии названа «Меркантилизм». Её представители: английский экономист Томас Мэн (1571-1641), французский экономист Жан Батист Кольбер (1619-1683), русский экономист Иван Тихонович Посошков (1694-1774). В 1615 г. был опубликован «Трактат политической экономии» Антуана де Монкретьена (1575-1621), давший название будущей науке. Слово «политическая» в названии науки означает искусство управления государственным, общественным хозяйством. Целью исследования был поиск источников богатства, главными формами которого считались благородные металлы (золото и серебро). Объектом наблюдений стала капиталистическая торговля, а предметом внимания – движение денег и товаров между отдельными странами. Меркантилистами было предложено введение таможенных пошлин, ставших инструментом политики протекционизма.

Дальнейшее развитие капитализма обусловило формирование классической политической экономии. Ее первыми представителями стали Уильям Пети (1623-1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646-1714) во Франции. Они высказали идею об определении стоимости товара трудом и о сфере производства, как источнике капиталистического богатства.

Представители французской классической политической экономии – физиократы (Ф. Кене, А. Тюрго) – источник прироста капитала стали искать за пределами сферы обращения – в земледелии. Глава школы Франсуа Кенэ (1694-1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую макроэкономическую модель в виде «экономических таблиц».

Распространение мануфактурного и становление машинного производства означали создание материально-технической базы, адекватной капитализму. Сформировалась классическая английская политическая экономия. Её представители увидели источник капиталистического богатства уже в сфере производства. Адам Смит (1723-1790) выяснил условия производства и накопления богатства, показал значение разделения труда для развития производительных сил. Давид Риккардо (1772-1823) обратил особое внимание на распределение, показал экономическую противоположность классов буржуазного общества. С. Де Сисмонди (1773-1842) исследовал рост капиталистического богатства, соотнесенный с динамикой населения, с размерами его потребления.

Экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы породили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. В науке сформировался переход от политической экономии богатства к политической экономии труда.

Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – создатели пролетарской политической экономии и авторы учения о двойственном характере труда и теории прибавочной стоимости. Они рассмотрели систему категорий и законов капиталистического способа производства с позиции рабочего класса. Политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая производственные отношения последовательно сменяющих друг друга общественных формаций.

Развитием марксистской политический экономии стали исследования В.И. Ленина (1870-1924). В теории товарного производства представлен его анализ становления рыночной экономики на периферии капиталистического мира. В.И. Ленин дал основные признаки монополистического капитализма, выявил тенденции его перерастания в государственно-монополистический капитализм. Со 2-ой половины XIX в. капитализм утвердился в развитых странах. Вследствие этого разработки общих принципов политической экономии уступили место исследованиям различных проблем экономической практики. На смену качественному анализу (отвечающему на вопрос «что это?») приходит анализ количественный (сколько? и почему?). Меняется само название науки. «Политическая экономия» вытесняется понятием «Экономикс». Под экономикс понимается аналитическая наука об использовании людьми ограниченных ресурсов для производства различных благ, их распределения и обмена между субъектами общества в целях потребления. Автором нового названия стал основоположник неоклассического направления Альфред Маршалл (1842-1924). Предметом его анализа стала теория цены. Механизм ценообразования рассматривался (как и А. Смитом), как соотношение спроса и предложения. Но в основе его теории спроса была использована концепция маржинализма (учение о предельной полезности), а в основе теории предложения – концепция факторов производства, дополненная позднее теорией предельной производительности.

После экономических кризисов 20-30-х гг. ХХ в. невозможно стало не замечать влияние монополий на ценообразование. В 1933 г. вышли в печать соответствующие исследования Э. Чемберлена, Дж. Робинсон. Но наиболее значимой оказалась теория Дж. М. Кейнса (1883-1946), ставшая основой нового направления экономической мысли. В центр внимания кейнсианства были поставлены проблемы макроанализа. Нормативный аспект исследования поставлен в зависимость от позитивного. Обоснована необходимость активной регулирующей роли государства в смешанной экономике.

Однако 70-е гг. ХХ в. стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались неэффективными для того, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, сокращение производства и увеличение безработицы. Новые направления неоклассики (монетаризм, новая классическая экономика, неоинституционализм) своими идеями заметно потеснили кейнсианство.

Таким образом, в истории экономической мысли понимание и определение предмета экономической теории, как особой сферы научного знания, претерпело длительную эволюцию: от свода знаний о домоводстве, богатстве, деньгах, экономической политике государства до науки о законах, управляющих производством, обменом, распределением, о производственных отношениях.

Сегодня выделяют 4 раздела экономики:

1. Микроэкономикараскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя и потребителя. Она изучает мотивацию поведения хозяйствующих субъектов, результативность деятельности отдельного предприятия и отрасли. Микроэкономика дает представление о механизме установления цены на тот или иной товар под воздействием спроса и предложения, о побудительных мотивах в принятии экономических решений, об объемах выпускаемой продукции в различных рыночных структурах, об оптимальном использовании экономических ресурсов в целях получения максимальной прибыли.

2 К сфере интересов макроэкономикиотносится функционирование всего народного хозяйства страны. Объектами исследования макроэкономики являются совокупные, агрегированные показатели – национальный объем производства, уровень цен, инфляция, занятость, экономический рост.

Прежде чем рассмотреть, как же решаются основные проблемы и задачи в современной рыночной экономике, на микро- и макроуровнях, выясним, чем она характеризуется, кто является ее субъектами, как они взаимодействуют.

3 Мезоэкономика- поведение подсистем национальной экономики – экономики региональной.

4 Мегаэкономика- поведение мировой экономики в целом.

В ходе развития Экономики ее предмет определяется по-разному. Меркантилисты считали ее предметом деятельность, связанную с внешней торговлей и притоком денег в страну; классики политэкономии рассматривали ее как науку о богатстве; марксисты, исследуя общественное производство, диалектику производительных сил и производственных отношений, пришли к выводу, что политическая экономия изучает законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением жизненных благ на различных ступенях развития человеческого общества, экономические закономерности этого развития; маржиналисты и неоклассики связали эту деятельность с использованием редких, ограниченных ресурсов в условиях рыночного хозяйства; кейнсианцы добавили к такому пониманию необходимость изучения и формирования экономической политики государства; институционалисты обратили внимание на социальные аспекты этой политики.

Сегодня существует несколько определений предмета экономики:

- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;

- эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;

- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;

- эта наука о богатстве;

- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);

- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;

- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Методология науки - учение о принципах построения, формах и способах научного познания. В процессе познания экономической действительности происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предусматривает определенный метод исследования, а метод формирует структуру предмета. Метод – это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей исследования. Их можно подразделить на общенаучные и специфические.

Различают общие и локальные методы исследования. Общие методы объединяют различные подходы к научному освоению экономической действительности в целом, дают общую философскую и методологическую базу. Среди них выделяются: субъективистский, позитивистский, структуралистический, диалектико-материалистический, синтетический и рационалистический.

Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны экономической системы. Среди них следует выделить как специфические методы, привязанные к той или иной методологии, так и универсальные методы, которые могут быть использованы при реализации любой методологии. Основными среди них можно назвать следующие: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод научной абстракции, сравнение, аналогия, проблема, антимония, апория, гипотеза, системный метод, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Немаловажное значение в научном познании играет позитивный и нормативный анализ.

- метод научной абстракции. Его суть сводится к выделению наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечению от всего случайного и второстепенного. В процессе абстрагирования формулируются научные категории, например, деньги, инфляция, безработица, которые выражают сущностные характеристики исследуемых явлений;

- анализ и синтез. Анализ – это автономное рассмотрение частей единого целого. Синтез – соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое.

- индукция и дедукция. Индукция представляет собой движение мысли от фактов к обобщениям. Дедукция – это умозаключение, отражающее движение от общего к реальным экономическим фактам.

- метод единства исторического и логического. Принцип историзма предполагает, что динамику экономических процессов необходимо рассматривать в исторической последовательности. Однако, следуя в изучении за историческим процессом, необходимо освобождаться от исторической формы и от случайных моментов в ходе развития общественной жизни.

- системно-функциональный анализ. Его суть сводится к всестороннему изучению исследуемого объекта и выявлению взаимосвязей между процессами и явлениями. Функциональные зависимости могут описываться различными способами: формулами, графиками, таблицами.

Позитивныйметод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, то есть суммой систематизированных знаний о том, что существует. Нормативный метод предполагает наличие систематизированных знаний, служащих для обсуждения того, что должно существовать.

Экономические законы не следует смешивать с законами природы, так же как и с законами естествознания, поскольку имеется ряд существенных и принципиальных различий:

- естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

- естественные законы - вечны, экономические носят исторический характер;

- открытие и применение естественных законов проходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отмирающих сил общества.

Экономические законы классифицируются по следующим группам:

- специфические экономические законы;

- особенные экономические законы;

- общие экономические законы.

Функции экономики:

1 Познавательная.Экономика объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (например, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).

2 Методологическая.Экономика создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук:

- отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, экономика транспорта, экономика строительства и др.);

- функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, планирование и др.);

- смешанных (экономическая история, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).

3 Практическая.Раскрывая сущность экономических процессов и явлений, Экономика дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической политики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.