Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хакимов. Источник вечного знания. Одесса. 13.08.2008

 

Лекция Хакимова Александра Геннадьевича, он же
Его Милость Шриман Чайтанья Чандра Чаран прабху
Одесса, публичная лекция в городе, 13.08.2008, вечер

(начало потеряно)…
… в Санкт-Петербурге, и меня заинтересовала эта философия, потому что я имел опыт клинической смерти, и понял, что жизнь продолжается после оставления тела, после смерти физического тела. Это произошло со мной в 82 или 83 году, не помню точно. И с тех пор я интересовался, что это за мир «там», подробности, что же после смерти ожидает нас. Но обнаружил, что после смерти, находясь в другом измерении, в другом состоянии бытия, там тоже нельзя найти выхода. Единственный выход – родиться снова, новое воплощение. Так я понял, что какая-то странная ловушка мироздания. И нашел подтверждение в Бхагавад-Гите, что родившийся умрет, а умерший родится снова. Это называется на санскрите самсара, замкнутый цикл рождения и смерти. И Веды предлагают разорвать этот цикл, освободиться. Напоминают, что мы есть не что иное, как вечная душа. Душа, сознание. Сознание нематериально. Или, как ученые говорят, называют это антиматерией. Не совсем точное определение, потому что антиматерия – это что-то противоположное материи. Но дух не является противоположностью материи, его нельзя даже так сравнить с материей. Дух, говорится, он не то, не то, не то, не то… Нети, нети, описывается в философии. Куда бы вы ни посмотрели, что бы вы ни увидели в этом мире, это всё не то. Нети, нети. Отрицая таким образом всё, попытайтесь понять, что за пределами этого всего есть что-то непознаваемое, не воспринимаемое чувствами, не понимаемое умом, за пределами ума. Душа. Даже с материей сравнить практически невозможно. Например, есть Солнце. Ну, представьте на какое-то время, мы же с вами умеем пользоваться воображением, мы же йоги, медитируем… Представьте, что мы никогда не видели Солнца. И нам говорят, что есть Солнце.
- А что такое Солнце?
- Солнце – источник всего, что есть.
Да, вся природа - это энергия Солнца, жизнь изначально приходит оттуда, по солнечному лучу, жизненная сила. Она приходит в растения, начинается круговорот воды в природе, обмен веществ, фотосинтез. Живые существа черпают энергию солнечную и трансформируют ее. Таким образом, всё, что вы видите, есть производная Солнца.
- А что же такое само Солнце? Оно похоже на очень большое дерево?
- Нисколько не похоже на дерево. Хотя дерево – это энергия Солнца.
- Может быть, большая гора?
- Совсем не похоже. Хотя это производная энергии Солнца.
- Может это океаны, или какие-то процессы, катаклизмы?
- Нет ничего общего.
- Может это огонь или электричество?
- Очень слабое напоминание. Это даже ничего общего не имеет на самом деле. Знаете, какие процессы на Солнце происходят? Если там взорвать ядерную бомбу, никто и не заметит вообще. Как будто ничего не случилось.
Итак, что же можно привести в сравнение, как же можно понять? Никак. Не то, не то, не то, не то… А что? За пределами понимания. Но существует. Если сразу сказать человеку, что есть такое Солнце… Вы сейчас тоже не поверите многие, это утверждение из шастр. Есть Солнце, одно на всю вселенную. И оно обеспечивает жизненной силой всю вселенную. Видите, не все согласны. Но в шастрах говорится, что Солнца достаточно одного, чтобы поддерживать жизнь всей вселенной. Значит, там кроме света и тепла есть что-то еще. А что? Наука не всё знает, не все энергии знает.
Так же в этом теле есть одна крохотная частица, незначительная. Объясняется, что если сечение волоса расчленить на сто частей, а эту частичку еще на сто частей, то это примерно будет размер души в этом теле. Вот это и есть моя собственная суть, «Я», сознающее Я, в области сердца. Не больше атома. Но дает энергию, сознание, все тело пронизывает. Так говорится в Бхагавад-Гите. Эта энергия неразрушима. Т.е. эта энергия самосознающая, в отличие от материи, которая существует не зная о себе. Т.е. она полна невежества, характеризуется отсутствием сознания. Она существует для того, кто знает. Понимаете смысл, о чем речь идет? Кто-то обладает сознанием, поэтому он видит, что материя существует, но для мертвой материи ни отношений, ни сознания быть не может, это называется на санскрите асат, атмосфера несуществования. Что такое мертвая материя? Это наше физическое тело. Оно подобно кукле, которая сейчас оживлена сознанием. Так описывается. Она оживлена сознанием. И оживлена означает, что эта осознающая сила, находясь в теле, чувствует себя телом, знает себя как тело. Спросите у тела «кто я?» - и ответа не будет, тело не знает, оно невежественно. А потом спросите у души, у самой личности. Тут вы слушатели, а я лектор, на улице я прохожий, вы тоже, в троллейбусе вы пассажир, в больнице вы больной, дома вы мама-папа или кто-то еще, а кто вы на самом деле? Так много обозначений у нас есть, связанных с телом – возраст, национальность, пол, всё что угодно, обязанности могут меняться. А кто я без этих обозначений? Это философская загадка, неразгаданная еще ни одной философией. Но одно могут утверждать философы – что я не это тело. А вот кто я? Этот вопрос остается отрытым. Многие философы приходили к этому понимаю. Сократ, например, другие греческие философы. Они говорили, что есть душа, там, внутри находится это существо. Они знали о реинкарнации, все эти греческие мифы, хроники, они описывают. Все Писания мира утверждают, что существует такой закон. Это можно найти в Библии, в Евангелии, и в Коране я слышал можно найти упоминания о реинкарнации, в русских и индийских Ведах, в Илиаде и Одиссее, повсюду. Все описания, все знания мира гласят о том, что живое существо перерождается из жизни в жизнь. И тело напоминает просто одежду, которая изнашивается под влиянием самого живого существа и аспекта времени. Что мы делаем, когда одежда состаривается? Мы ее сбрасываем, без сожаления. Забываем о старой, одеваем новую, с радостью, без сожаления. Что-то сродни этому происходит с нами в момент смерти, потому что оставаться долго в старом теле очень болезненно, трудно. С течением времени нам жизнь будет казаться труднее и труднее, потому что тело стареет.
Но, интересный момент, как то мы подумали об этом, почему же оно стареет? Есть целая наука, геронтология, которая не состоялась как наука, но, может быть, она еще существует официально. Не думаю, что еще сейчас кто-то поддерживает, эту науку, но кто-то занимается этим вопросом. И вот ученые исследуют, что такое старение, почему процесс этот возникает, зачем. И одно из наиболее распространенных объяснений, это что-то вроде того, как вы снимаете ксерокопию с фотографии. Есть фотография, и вы ее копируете. Очень хорошо, но чуть-чуть не так четко. Но хорошо. Еще один раз копируете. Тоже хорошо, но уже не так четко, но всё же можно узнать. И так далее. И по мере копирования четкость утрачивается. И в нашем теле постоянно происходит обмен веществ, замена клеток. Так ученые это назвали, обмен веществ. То что Веды называют смена тела. Каждую секунду смена тела. Обмен веществ. И это подобно вот такой копировке. Вот эта клетка должна замениться на следующую клетку, она копируется, но уже не так четко. И далее, далее, далее – происходит старение. Вы еще узнаете человека, но уже он не такой как раньше, потому что клетки копируются не очень точно, похоже. Такая теория наиболее распространена, во всяком случае другой достойной замены для этой теории пока нет. Однако эта теория сразу же не выдерживает критики. Представьте человека, которому 40 лет. 40 лет копируются клетки. И он выглядит как сорокалетний. Где-то проседи появляются может быть, где-то морщины… Ну, 40 лет уже человеку. Уже не такой свежий, как 20 лет назад, уже потрепан жизнью. И вот у него рождается ребенок, от его клеток. И от клеток матери, тоже 40-летней, или, скажем, 35-летней, помоложе. Но почему ребенок рождается не 40-летним, как клетки родителей? Нет, у него молодые клетки, он начинает с нуля свою жизнь. Откуда он взял эту энергию? От отца и от матери. Но почему, скажите, у меня столько много энергии, чтобы дать жизнь новому существу на целый век, но я не могу тем не менее продлить себе жизнь? Почему так происходит? Говорят, недостаточно жизненной силы. Однако Прабхупада приводил пример – вот дерево, сухое, лежит. И он спросил учеников
- Что сказали бы ученые об этом феномене, почему дерево мертво?
Ученики подумали, они учились в институтах школах, они слышали все эти теории.
- Ученые сказали бы, что жизненная сила этого дерева истощилась.
Прабхупада сказал:
- Нет, посмотрите, в этом дереве очень много живых существ живет сейчас, которые едят эту древесину и получают жизненную энергию. Значит жизненной энергии в дереве очень много. Почему же оно не могло жить дальше? Ведь энергия сохранилась, закон сохранения энергии, она никуда не девается. Почему же дерево умерло?
Есть только один ответ на этот вопрос. Жизненная сила личности в этом дереве закончилась.
Например, я хозяин какого-то дома. И дом разрушается. Но когда человек уходит, там продолжают жить сверчки, тараканы, насекомые. Он не становится вообще непригодным для жилья. Но для меня он уже непригоден. Индивидуальность каждого проявляется. Каждому дается индивидуальная жизненная сила. Мы говорим философски. Это еще объясняется законами кармы, судьбы. По закону судьбы мы получили срок жизни, и мы не можем ни продлить, ни убавить его. От судьбы не уйдешь.
Есть история об одном брахмане. Брахман, он ученый, изучает Веды, ведет чистый образ жизни. Однажды он посмотрел свой гороскоп и ужаснулся, – «о Боже, ужасная судьба, меня в Ганге съест крокодил. Все, даю обет – никогда на Гангу купаться не пойду, даже близко не подойду к Ганге». Дал такое твердое обещание и всю жизнь следовал ему.
Но по стечению обстоятельств его ученость стала известна царю. И царь лично пригласил его в свои покои и сказал:
- Я хочу, чтобы ты был моим советником и воспитывал моего сына, царского сына. Именно такой человек как ты должен воспитывать нового принца, царя. Поэтому я очень прошу тебя, все-таки я царь, так что ты должен исполнить на благо всего государства. Пожалуйста, воспитывай моего сына.
И брахман согласился. Полезная деятельность, не так ли? Если у вас есть большие знания, вы должны передать их управляющему классу, который несет ответственность за всё общество. И брахман взял этого ребенка.
Ребенок подрос, стал бегать на Гангу. Звал с собой учителя.
- Гуруджи, а ты не пойдешь со мной на Гангу?
- Нет, нет, мне некогда, я должен читать шастры, иди на Гангу сам.
И никогда с ним не ходил. Ребенок подрос, уже 12 лет, и стал что-то понимать.
- Гуруджи, а вот странно, все мои друзья ходят на Гангу с учителями. А почему ты никогда, ни разу не сходил на Гангу? Ты же брахман, а брахманы должны омываться в Ганге.
- Нет-нет, я не люблю воду просто.
Стал что-то придумывать…
- Нет, я уже не маленький, здесь какая-то тайна есть. В чем проблема у тебя?
- Ну, понимаешь, когда я составил свой подробный гороскоп, там у меня судьба – меня съест крокодил в Ганге. Я прочитал это в гороскопе.
- Ха-ха-ха, какие глупости! Пойди посмотри, сколько людей на Ганге купается каждый день. Тысячи и тысячи. И никто никогда не видел крокодилов. Я сколько лет хожу на Гангу и никаких крокодилов в жизни не видел. О чем ты говоришь? Пойди сам посмотри. Ты же можешь пойти посмотреть на берег Ганги. В воду не заходи, просто посмотришь.
Брахман подошел – да, на самом деле, пляж целый. Сотни тысяч людей каждый день приходят на Гангу, омываются, берут воду, и никаких крокодилов. Люди кругом, какие крокодилы?
И вот этот ребенок зашел в воду по пояс, и говорит брахману, учителю:
- Иди сюда. Иди ко мне. Заходи в воду. Видишь, я же здесь, в воде, я же не боюсь. Тут нет крокодилов. Глупо бояться.
И брахман вошел в воду. И ребенок вошел глубже, по грудь.
- Видишь, нет тут крокодилов, чего ты боишься? Или сюда.
Брахман вошел еще глубже.
И тогда этот мальчик стал превращаться в крокодила…
- Я твоя судьба! АМ!
И съел его. Страшная история. Детям не рассказывайте, очень боятся.
От судьбы не уйдешь. Вот такие истории даже приводят в пример, что судьба существует. Это называется на санскрите дайва (???) – сверхъестественная сила, человек не может контролировать и понимать, как это происходит. Но мы вам расскажем, сегодня я открою секрет. Секретную информацию мы привезли в Одессу. Вообще не распространяем этот секрет, для Одессы только. Одесса все-таки город известный, знаменитый. Я здесь первый раз, поэтому рассказываю секрет.
Судьба определяется вкусами человека. Если хотите изменить свою судьбу – а все, по глазам вижу, очень хотят изменить свою судьбу. Даже в Одессе, в процветающем городе, много людей недовольных своей судьбой – измените свои вкусы. И судьба изменится. Это единственное средство, которое нам нужно сделать.
Если мы хотим изменить уровень жизни, выше на самом деле, и хотим превзойти некоторые законы судьбы, то нужно изменить два фактора. Пищу и веру возвысить. Чище должна быть пища, самая чистая, и самая высокая вера. И начнется подъем. Это йога. Начинаете уходить от судьбы, при помощи йоги исключительно, другого процесса не существует. Йога отрывает вас по вертикали. А карма работает по горизонтали. И поскольку горизонтальная платформа непреодолима, это лабиринт, мы запутываемся в ней, то по вертикали всё проясняется. Чуть-чуть выше, и вы уже видите ситуацию лучше. Еще выше – еще яснее, и вообще сверху видите ясно, понятно. Лабиринта больше нет. Лабиринт существует только на горизонтальной платформе. Йога означает подъем.
Например, если человек пристрастен к алкоголю, понятна его судьба, не так ли? Вот эти вкусы и определяют судьбу людей. А кто-то к наркотикам рано пристрастился, тоже понятно, что с ним будет дальше. Разве эти пути уже не предопределены? Мы знаем это. А кто-то очень жадный, и тоже мы уже понимаем, что будет дальше с ним, какие с ним будут происходить ситуации и всё остальное. Т.е. по качествам человека мы видим его судьбу.
Как человек двигается в этом мире, куда он идет? Он избегает неприятных вещей для себя и стремится к приятным вещам. Верно? Вот это и есть его судьба. Он сам ее создает. Никто за него это не делает. Итак, меняете вкусы – меняется судьба. Но это трудное дело. Это самое трудное дело. Мы знаем, как человеку трудно бросить курить, скажем. Сейчас используют гипноз, чтобы бросить курить. Непосильная задача для большинства людей. Не говоря уже о наркотиках. Если какие-то вкусы укоренились в нашем сознании, это называется уровень сознания, и его очень трудно изменить. Всё, что мы ни делаем, мы действуем, подспудно имея в виду вот эти наши вкусы, ради которых мы живем в мире. Т.е. нашу любовь, наши внутренние ценности. Они диктуют нам, куда идти и что делать. Поэтому, говорится, что, пожалуйста, поднимите свою веру выше. Если даже вкусы не изменились, но веру, разум поднимайте как можно выше, на максимальный уровень. Даже если невозможно кажется, всё равно старайтесь это делать. Пытайтесь поднять как можно выше свои мысли. И вы увидите, что жизнь начинает меняться.
Есть пример поезда. Прабхупада давал этот пример. Поезд – это наш ум, наши стремления. Куда-то все мы движемся на полном ходу в этой жизни, верно же? По рельсам, с огромной скоростью к своей цели. Но, к сожалению, это материальное направление неверное, тупиковое. Что делать? Мы же не можем этот поезд на полном ходу остановить. Нереально. Так же и ум очень сложно развернуть. Но всё же есть способ - стрелку надо впереди повернуть, и поезд поворачивает, по кругу, на той же скорости, постепенно, постепенно, поворачивает в нужном направлении.
Если вы просто выйдете и скажете – «Стоп!» - просто сметет и всё, больше ничего не будет. Ум человека такой сильный. Вы знаете, какой сильный ум? То, что мы сейчас имеем с вами, фактически зависит от наших умонастроений. Богатство, или красоту, или здоровье, или успех в жизни, взаимоотношения – вся загадка, весь секрет находится в наших умонастроениях, в глубине ума. И там же, в глубине ума, как ни странно, мы конечно цивилизованные люди, но в глубине ума у нас у каждого есть эгоистические настроения, независимые ни от кого. Мы больше печемся о собственном благе. Вот этот ум и является корнем всех проблем.
Веды говорят – при помощи йоги нужно выкорчевать все эти корыстные помыслы, очистить ум. Видите, какая сила в уме. Можно думать о Боге, можно общаться с Богом внутри себя с помощью чистого ума. Чистый ум – значит что вы видите очень далеко. Как через чистый воздух, как сквозь прозрачную воду реки вы видите прекрасные камешки, так же чистый ум отрывает целые просторы для осознания. Грязный ум – это как туман, облака, какой-то дым, тьма какая-то, галлюцинации, воображения, представления, что я буду счастлив так или так – только воображаем, а в реальности все происходит не так, как мы думали. Чистый ум значит – вы думаете - и это совершается, вы говорите – и это происходит. Достаточно говорить, если ум чистый, то достаточно речи, чтобы передавать знания и опыт, не нужно даже учиться на собственных ошибках. Если есть сила, чистота в человеке, он просто может говорить, и можно учиться на слух. Так делают самые разумные люди, они получают опыт жизни просто на слух. Они читают или им говорят – вот такая статья за такое преступление, вот такой вот срок. Они думают, - «всё понятно, не надо воровать». Это самые разумные люди. Они получают опыт жизни просто на слух.
Менее разумные думают, - «ну а если никто не видит? Я попробую, без свидетелей». Но все-таки когда кого-то наказали или его наказали, - «всё, я понял. Завязал». Опыт получил. Как? На собственных страданиях.
И есть совсем неразумные люди, которые не могут опыт жизни получить ни слушая, ни непосредственно получив какие-то наказания. Они воруют, из тюрьмы выходят – и снова воруют, снова садятся, и потом снова воруют, снова в тюрьму… Отсутствие разума называется. Самый-самый примитивный разум.
Веды предназначены для человека разумного. В каком смысле? Всё знание получаете на слух. И сейчас у нас есть проблемы, у современных людей. Мы не можем доверять тому, что мы слышим, мы доверяем только тому, что мы видим. Если нам кто-то скажет – «я слышал то-то и то-то», - ну, это еще надо проверить. А если скажет, - «я видел то-то и то-то», - а, это истина. Напашьяти (???), есть такое слово на санскрите. Он смотрит, но не видит. Глазам своим не доверяйте, доверяйте ушам. То, что мы не видим, как раз об этом мы должны услышать. Т.е. запредельное знание, за пределами чувств, только на слух постигается, описывается в Ведах. И вот тут нужен разум, чтобы определить, что слушать, из какого источника слушать. Разум означает искренность. Искреннюю душу не обманешь. Если мы настроены познать себя, познать Бога, если мы искренне настроены познать истину этого мира, достичь настоящего счастья, то искреннюю душу не обманешь, разум нас придет. Как? Инстинктивно.

Когда Жак Ив Кусто и команда погружались на огромную глубину, вокруг было темно и сверху и снизу, всюду темно, и всё же человек, находящийся на этой глубине, знал, где верх и где низ. Они не могли это объяснить. На огромной глубине, нет силы тяготения, давление со всех сторон одинаковое, ни света, ни тьмы, всё растворено. И тем не менее, человек безошибочно угадывает, что верх – там. Никто не ошибался.
Так же вы скажите – каким же образом я могу найти истинный источник, чистый, чтобы никто меня не обманул? Критерий - ваша искренность, и вы инстинктивно это сделаете. Как? Но наитию Сверхдуши. Рядом с душой есть еще Сверхдуша, без которой вообще невозможно действовать в этом мире. Это источник поддержания нашего сознания, источник памяти, знания и забвения.
Сверхдуша вот таких вот размеров (Махарадж показывает). Если душа маленькая, мы сказали, одна десятитысячная кончика волоса, то Сверхдуша вот такая. Йоги, которые занимаются аштанга-йогой, достигают созерцания Параматмы в состоянии самадхи. Сверхдуша – источник знания. На что-то мы опираемся, что-то помним. А как мы это помним? Вот мы говорим, автоматически. Хотим что-то сказать, и сразу в памяти всплывают слова, понятия. А как мы это делаем? Если бы я занимался всеми этими нейронными каналами, связями, всё бы это контролировал, регулировал, это было бы очень долго, каждое слово искать, просматривать эти энциклопедии, архивы, режим поиска запускать… «Ага, вот это слово, это понятие…» Вы бы просто замучились от такой лекции. Но стоит мне только что-то почувствовать внутри, как тут же всё всплывает, успевай только выхватывать. Еще и не всё успеваю, поток информации просто идет.
Как например сейчас есть такой феномен науки – радио-интернет, сотовые телефоны, беспроводная связь. А где эта связь? А вот прямо здесь можете подключиться, в любом месте. В этом зале можете подключиться, на улице можете подключиться, в любом доме можете подключиться. А значит, везде эта информация есть, вам нужно просто настроиться, настройку сделать. Сделали настройку, нажали кнопку – и информация пошла. Что-то сродни этому, медитация. Если я нахожусь в верном умонастроении, то информация придет сама. Не путайте с контактёрами, это тоже вид настройки, но мы сегодня говорим о Сверхдуше. Сейчас люди разучились думать о Боге, и этой настройки у них нет. Нужно установить логины там, пароли, имена, все эти настройки, чтобы общаться с Параматмой. Есть такая технология. Технология означает йога. Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи – сейчас этот путь невозможен. Просто я сказал, что есть вот такой технический способ. А есть естественный способ, который возможен, прямо сейчас, прямо в этом зале. Как? Слушать о Боге из верного источника, опираясь на шастры, на изначальные Писания, на изначальные понятия. Очень важно сохранить изначальные понятия. Значит нужно знать эти изначальные понятия, ощущать их внутри себя, осознавать. Тогда можно говорить, обсуждать эти темы.
Итак, если мы слушаем из верного источника, то ухо естественным образом занято, и мы получаем представление о Боге. Кроме этого, мы можем все свои чувства занять в служении Богу. Мы можем смотреть на изображение Бога. Есть форма у Него. Веды описывают, как Он выглядит, чтобы мы могли сделать изображение.
Однажды приехал Гопал Кришна Госвами, когда-то очень давно, в Санкт-Петербург. Была публичная лекция подобная сегодняшней. Но тогда, представьте, 86 год, все кто пришли были атеистами конечно же, они были воспитаны как атеисты. И всё же они что-то услышали о сознании Кришны, пришли посмотреть, что же это то такое. Но большинство были настроены несколько воинственно. Нас учили так. И он давал лекцию о том, что есть преемственность ученическая, что первый, кто дает знание - сам Господь Кришна, второй – Брахма, творец вселенной, потом Нарада Муни. А Нарада Муни знаете кто такой – трансцендентный космонавт, у которого есть вина, музыкальный инструмент, он на нем играет и с помощью этого инструмента передвигается в пространстве куда хочет. Просто поет, играет, и только подумает – и там оказывается где хочет. В любом измерении, в духовном мире, в материальном, на любых планетах. И кто-то запомнил этот фрагмент лекции и в конце спросил:
- А откуда вы знаете вообще, что есть такой Нарада Муни? Какие-то сказки рассказываете, что он путешествует с этой виной по всем планетам. Кто это вообще видел?
Интересно как он ответил:
- А у нас есть картинка. Доказательство.
И этот человек, он пытался найти какие-то аргументы и не мог, потому что фото – это тоже картинка, кто-то видел и заснял, кто-то видел и нарисовал. Если хотите обмануть – можете сделать фотомонтаж. Фото не является последним доказательством в наше время, сейчас такое можно сделать в фотошопах, ого-го. Вот Нарада Муни на картинке, доказательство, что он существует. Кто-то видел и нарисовал, нормально. Так же Господь Кришна, кто видел? Арджуна. Гита то кому рассказана, Арджуне. И там нарисованы, Кришна, Арджуна, всё, документально. Знаете, раньше ведь не было фотоаппарата, и путешественники – Миклухо-Маклай, Джеймс Кук – они рисовали. Каждый человек должен был уметь рисовать в то время. Вся русская интеллигенция могла рисовать. Они не пользовались фотоаппаратами. Они могли портрет нарисовать довольно похоже. «Вот этот человек, посмотри на него, увидишь потом, передашь поклоны от меня». Люди были талантливы, практически все. Уже в 13 лет дворяне знали 5 языков, умели рисовать, петь, играли на музыкальных инструментах, знали этикет, культуру, знали религиозные писания, Библию очень хорошо. Т.е. они были потрясающе образованы.
И ранее люди вот таким образом рисовали. Это считается более достоверная информация, чем фотоаппарат. Почему? Потому что когда вы рисуете, вы передаете настроение того, что вы видите. Это искусство. А фотоаппарат иногда так снимает, что в жизни человека трудно узнать. Вроде тот самый, но в жизни, в движении он совсем другой. Я всё поражался, как одна из преданных, моя сестра в Боге, в жизни она очень красивая, а если ее сфотографировать – ужасно выглядит. И она стесняется фотографироваться, она знает этот свой недостаток, нефотогеничная. «Ну как это ты не снимаешься, ты же такая яркая, красивая, давай попробуем!» Проявили – ужасно… Так что видите, фотоаппарат не такая уж достоверная информация, в отличие от того, как человек нарисует, расскажет. Единственное что нужно – найти честного человека. Это и есть парампара. Главное в духовном поиске – это честность. Знаете что такое нечестность? Когда я слышу одно, а говорю другое. Испорченный телефон. Да еще и искренне в это верю.
Один человек пошел в поле по большому делу сходить. И сходил. Всё удачно. Встал, повернулся:
- Боже мой, какой кошмар... Ну вообще, ни в какие ворота не лезет.
И с отвращением посмотрел на эту кучу испражнений.
Испражнения обиделись.
- Что ты на нас смотришь с таким отвращением? Еще вчера мы были фруктами, овощами, галабджамунами прекрасными. Мы с тобой только одну ночь пообщались и смотри во что превратились! Это результат общения с тобой. Теперь на нас никто даже смотреть не будет.
Т.е. человек – это трансформатор. И мы, конечно, хотим как лучше, а получается вот…
Главная проблема – это то, что вот эта адхарма, лживость, она проникла внутрь меня самого. Называется самообман. Мир обманутых обманщиков, есть такое выражение. Прабхупада сказал – это мир обманутых обманщиков. Они искренне верят в то, чему их учили, но их обманули. Коммунизм их обманывал, капитализм обманывал, кто их уже только не обманывал. Мы уже обманутые обманщики множество раз. Но Бхактисиддханта Сарасвати привел интересный пример. Вы знаете этот пример. В Индии есть места паломничества, и в этих местах паломничества собираются некоторые женщины, с целью обольстить садху. Потому что родить ребенка от садху престижно в Индии. «Ребенок от такого-то свами», - это звучит. И эти женщины одеваются как паломники и идут чтобы привлечь садху. А безнравственные мужчины знают об этом, одеваются как садху и тоже идут туда. И те и другие знают об этом обмане, но делают это, потому что обман приятный. Называется самообман. Я знаю, что это вообще-то плохо, но это же приятно. Ну иногда, чуть-чуть же можно? И чуть-чуть, чуть-чуть, становится уже законом, правилом, узаконивается. Например, сейчас это уже повсюду.
С точки зрения Вед, брахмачари на улицу выйти сейчас нельзя вообще. Нельзя. Вот здесь три брахмачария, последние остались. Их с завязанными глазами привезли сюда. Остальные уже были на улице, и они уже сидят в зале. У них уже семьи, дети и т.д. (зрители смеются). Сейчас на улицу выходить брахмачари в соответствии с Ведами нельзя, потому что то, что они там увидят – это невозможно будет оставаться брахмачарием.
Согласно ведической культуре, жизнь надо устроить так, чтобы никого не беспокоить. Вообще никого не беспокоить. Но мы живем в обществе, где постоянные стрессы, войны, и это при всём нашем желании установить какой-то мир. Но как мы устанавливаем этот мир? При помощи войн. Это интересный момент. В Петербурге в метро реклама оружия уже появилась. Оружие можно купить. Но какая интересная реклама – «покупайте в целях вашей безопасности». Пистолет – в целях вашей безопасности. Ну какая может быть безопасность, если все ходят с пистолетами? Прямо противоположный эффект будет. Видите, как люди обманываются? Создают совершенно ложную теорию, в которую верят.
А что касается вообще понимания мира, ученые совершенно запутали всех людей. Полностью. Они сами запутались, ладно, но они запутали всех людей. Когда Прабхупада шел по берегу океана, рядом шла одна ученица, ей было в то время лет 15-16. И вот на этом песчаном берегу бегают как молнии крабы. Роют норки в песке и туда прячутся. Если вы идете, они как молнии разбегаются и исчезают в норах. Прабхупада спрашивает, не случайно спросил:
- Как ты думаешь, почему эти крабы убегают, видя нас, откуда они знают, что надо спасаться?
- Ну как, Прабхупада, это же инстинкт.
Прабхупада знал, что она так ответит. Он развернул целую тему, открыл им совершенно новое представление о жизни, о философии. Т.е. то, что мы видим, ученые называют инстинкт. Хорошо. На кафедре биологии в Алма-Ате мы с учеными и студентами стали обсуждать это слово, что же такое инстинкт. Ученые говорили разные вещи, но, по сути, они сошлись в одном – некая сила, некая матрица, некая энергия, которой подчиняется живое существо. Некая. Я говорю:
- Некая – значит, вы не знаете, верно?
- Ну… ну да… как узнать… ну некая… мы понятия не имеем какая, но какая-то сила существует.
Очень хорошее определение. И это называется инстинкт. Сила, которую не знают. Т.е. правильно сказать – «я не знаю». Но если вы сейчас спросите, почему эта кошка больная находит траву, ест ее и выздоравливает, вам скажут – инстинкт. И вы скажите – «а-а-а, понятно». Но это не ответ. Просто это слово скрывает явление, а не проясняет. Это ложь. Это слово скрывает.
Интересный момент, я читал одну статью Равиндра Сварупы прабху об этом. Он историк, доктор наук. У него есть интересные открытия. И вот одно из открытий, он изучал годы войны и нашел одно имя, очень любопытное имя. В Рейхе был один интересный офицер. Он делал самые жестокие акции уничтожения людей. Самые жестокие акции поручали ему, и он всегда был успешен. Всегда всё проходило очень гладко и спокойно, его люди подчинялись, слушались его, и не было никаких проблем. Как ему это удалось? Такие жестокие акции он прекрасно осуществлял, никаких волнений не было вообще в его команде. Оказывается, он подменил некоторые термины в словах. Очень интересно. Тонкий момент. Смотрите внимательно, как действует этот обман, заблуждение. Чуть-чуть подменить термины. Вместо того, чтобы сказать «давайте этих евреев бросим в концлагерь», он говорил по-другому - «нужно переселить этих людей, пожалуйста». Не бросить в лагерь, а переселение. Вместо того, чтобы сказать прямым текстом «бросьте их в печь, сожгите заживо», он так не говорил, он говорил «а теперь нужно особое обращение». Вот и всё. Т.е. там была культура высокая очень. То, что он делал, было ужасно, но он делал это на высоком уровне культуры, и люди принимали это как часть нацистской культуры. Как способ развития, прогресса.
И вот он проводит аналогию. И вот сейчас, если женщина приходит в клинику, если ей не нужен ребенок, то ей не скажут «сейчас мы его выдернем по частям и выкинем в урну, не беспокойтесь». Ей скажут «ткань будет удалена». Вот что скажут ей. Это термины и слова, скрывающие явление.
Таким образом, сейчас очень много таких слов, особенно в науке, которые скрывают явления. Это называется жонглирование словами. Это написано в Бхагавата Пуране, что в век Кали, в нынешний век, ученым будет считаться тот, кто говорит непонятными словами. Вы слушаете, ничего не понимаете и думаете, – «какой великий ученый, ничего не понятно…» И даже не понимаете, что вас уже обманули.
Есть и другая форма обмана, которой сейчас следуют практически все люди, – «никому не верьте, делайте, что сами хотите, вы есть Бог, в вас есть всё. Не нужны никакие авторитеты, не ищите духовных учителей, не нужно ничего, не сотвори себе кумира, ты свободная личность, понимаешь? Никаких авторитетов не надо принимать, ты сам принимаешь решения». И вас уже обманули, потому что вы приняли авторитет этого человека. Каково? Какова иллюзия? Сколько форм лжи и обмана вокруг? А что же нужно слушать? Веды говорят, нужно услышать свое сердце на самом деле. Что же сердце говорит. И сердце может сказать, кого любить в этом мире. Верно? Если услышите сердце, вы будете любить, вы будете искать при помощи любви, не при помощи зла, ненависти, противостояния, не при помощи отвержения, отрицания существования кого-то, например Бога. Вы знаете, что отрицание равносильно убийству, в Ведах говорится? Вы можете сомневаться в существовании Бога, но отрицать не имеете права, это уже серьезно. И сейчас конечно большинство людей не отрицает существование Бога. На всякий случай, мало ли что, вдруг Он есть, потом греха не оберешься… Сейчас многие идут в церковь, храм, свечку ставят, молятся как-то, что-то говорят, т.е. начинают признавать, что Бог должен быть там где-то. Но знаний конкретных об этом нет. Поэтому Прабхупада хотел, чтобы мы распространяли учение Бхагавад-Гиты. Бхагавад-Гита означает «Песнь Бога». Бог говорит.
Вообще в Ведах говорится, что Бог не говорит с человеком. Нараяна с человеком никогда не разговаривает. Это абсолютно разные платформы. Не бывает такого. Но Кришна говорит в Бхагавад-Гите. Почему? Кришна – источник Нараяны. Это причина всех причин, сарва карана каранам. Брахма Самхита утверждает, что Кришна – парамах, высший, высшая личность, выше всех личностей, Бог богов, всепривлекающая личность. Всепривлекающий – это имя Бога проявляет абсолютно все качества и достояния, иначе Он не может быть всепривлекающим, если чего-то там нет. Все привлекаются. Это высшее, Кришна, привлекается всё, и живое, и неживое. Как сила тяготения естественная. Сила тяготения – это его энергия тоже. И Кришна говорит об этом, но не с обычным человеком, вот в чем разница. Он говорит с Арджуной. Арджуна – Его близкий друг.
Вот это да… Бог, у него что, есть близкие друзья? Может у Него еще и родственники есть? А дальние родственники? А враги у Него есть?
Знаете, у Него есть всё, иначе бы Он не был бы всепривлекающим. Иначе Он был бы неинтересен, если бы Он был одинаковым, приятным... Он разный. Он может быть очень твердым. Он сражается с демонами, убивает. Всегда успешен. Всегда выигрывает схватку. Он убил когда-то Хираньякашипу в форме человека-льва. Убил когда-то демона Хираньякшу в образе Варахи, трансцендентного вепря. Вселенские битвы были. Это древнее-древнее прошлое Вселенной. На этой Земле он убил Дандавакру, Шишупалу. Джарасангха по его совету был убит. Агхасуру, Путану. Русские Веды утверждают то же самое, Путану Он убил. Демона-цаплю, Ватсасуру тоже. И там и там упоминается одна и та же информация. Только там это кратко описывается, трудно понять о чем речь идет. А в индийских Ведах это раскрыто полностью, и еще комментарии ачарьев, т.е. это разработанное знание, великолепно представленное, ясным образом, что у Бога бесчисленное количество форм, имен, качеств, и при этом это остается одна личность. Одна индивидуальная Верховная Личность. Не та личность, о которой мы думаем, а Верховная Личность, высшая личность, т.е. личность, не имеющая никаких недостатков и ограничений. В санскрите это называется ананта-рупа, что это форма, но границ нет у нее. Но это тем не менее форма. У Него не бывает центра и периферии как у нас. У нас есть центр, а есть периферия, но в мире Бога нет таких понятий, центра и периферия, везде центр. Так же как в любой части пространства есть вся информация о вселенной. Это уже физики знают. Что-то сродни этому. Даже на более тонком материальном уровне законы уже меняются, видите. А у нас с вами здесь есть периферия, есть центр, есть эпицентр, мы от этого зависим. Но Кришна находится всюду одновременно, безграничен. И в то же время у Него есть Своя обитель.
Например, Солнце. Его энергии, они всюду. Электричество – это тоже энергия Солнца. Откуда оно вырабатывается? Это энергия Солнца. В дровах есть огонь, энергия Солнца. В воздухе пар, облака, всё под влиянием Солнца. И можно сказать, что всё это энергия Солнца. Но само Солнце отличается от своих энергий. И Солнце, и не Солнце. Для этой философии есть название – ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. Непостижимое единство и отличие одновременно. Единство с Богом и отличие от Него. Он неотличен от Своих энергий. Вернее, энергии неотличны от Него. Это Его энергии. Но сам Он выше, Он обладает ими. Поэтому понять Кришну очень трудно. И в то же время легко, потому что Он напоминает человека по Своей форме. Когда Он был на планете 5000 лет назад, многие видели, что это могущественная личность. Просто видели как человеческое существо. Но преданные знали, Кто это на самом деле. Йоги знали, что это Сверхдуша вселенной. Материалистичные цари думали, что это какой-то сильный царь, который управляет Дваракой, городом, что это какая-то могущественная личность. А близкие его, друзья, думали что это прекрасный человек, прекрасная личность, прекрасная душа, близкое существо, объект любви и т.д. Т.е. по-разному можно видеть Бога. Но суть в том, что видеть Его можно именно посредством любви. Насколько мы имеем любовь к Богу, настолько мы видим истину этого мира, причину этого мира. Потому что причина этого мира, основа, она позитивна. Всё держится на энергии Бога, а это позитивный принцип, всеблагой принцип. Однако из-за несовершенства, отделённости от Бога, из-за невежества люди совершают такие поступки, от которых страдают сами. Тоже по законам Бога. Бог не посылает нам плохую судьбу, если мы совершаем плохие поступки. Он к нам лично не обращает несчастья. Он создает закон. Как есть уголовный кодекс. Если вы что-то нарушаете, автоматически попадаете под наказание. Это автоматически происходит, по отношению к любому человеку. Закон не виноват в этом. Так мир устроен, что человек отвечает за каждый свой поступок. И если мы хотим улучшить своё существование, то конечно надо улучшить поступки. А как? Изменить речь. Как? Изменить мысли, желания, цели. Т.е. мы можем начать с небольших вещей. Просто пожелать чего-то большего в своей жизни. Затем получаем возможность. Сначала желание. Чтобы появилось желание, необходима вера. Собственно, вера и желание - это одно и то же, это синонимы. Кто-то говорит «Бога нет». Почему? Просто он не хочет. Это недоказуемо, что Бога нет. Так же недоказуемо, что Он есть, на уровне логики. Просто желание. Если вы желаете, вы открываете Его. Если не желаете – найдете кучу аргументов, что Его нет. Это просто вера, желание. Это наука.
Но с другой стороны, конечно же, это доказуемо очень легко. Бог – это бытие. Всё что существует – это и есть Бог, всё вместе взятое, одновременно. Это тоже Бог, во вселенской форме. Поэтому не так, что мы не видим Бога. Мы видим, но не узнаем Его. Он такой большой во вселенной, что мы не видим Его. И такой маленький в нашем сердце, что тоже не видим Его. Т.е. наше несовершенство. Что-то среднее воспринимаем, а вот большое не видим и малое тоже не видим. Поэтому это неуловимо. Причина и проявление космическое для нас непостижимо. И тем не менее говорится, что Веды, сверхчеловеческое знание, передаются только на слух. Когда мы не видим, мы можем только услышать. Это несложно понять. Если мне интересно, что там сейчас в фойе происходит, что там за шум, я могу просто спросить кого-то, и по звуку получить знание. Это вопрос наших отношений, доверия. И поэтому знание о Боге, знание о Кришне передается по цепи ученической преемственности, от учителя к ученику. Учитель, прежде чем передать эту науку, должен убедиться, что сердце ученика чисто, достаточно чисто. Это не передается людям завистливым, эта наука. Если кто-то завидует, значит не любит Бога. Любовь и зависть – это антонимы. Если есть зависть, значит нет любви. Любовь или зависть – что-то одно. И пока человек завидует Богу, эта наука не передается. Т.е. ученик неквалифицирован, если он имеет зависть. Как только он освободился от зависти, он может получить трансцендентное знание. Именно в такой степени, в какой он чист. Отсюда эта честность. Если вы общаетесь с честным человеком, то естественно, можете принимать от него всё что угодно, потому что он честный человек. Кто такой честный человек? Он скажет, – «делай так, и вот это будет хорошо». Всё, он больше ничего не скажет, он больше ничего объяснять не будет. А как же вы поверите ему? А потому что он сам хорошо себя чувствует, он сам счастлив. Это единственный аргумент.
Если человек ищет брод, реку перейти нужно. Но боится, река глубокая, течение унесет его. Нужно найти где брод, но он не знает где, он мечется. И там есть человек, на том берегу, выжимает одежду, видно что он только что перешел реку. И тот человек говорит, – «вот здесь иди, тут пройдешь, нормально». И звук авторитетный, верно же? Потому что видим – он мокрый, он сам только что прошел, значит я могу воспользоваться этим советом.
А если вы мечетесь по берегу, ищете брод, и какой-то человек подходит на вашем же берегу и говорит, – «ну, вот здесь можешь попробовать. Иди, посмотрим». Ну нет, простите, опасное дело.
Поэтому если учитель говорит, – «делай так и ты будешь счастлив», - нужно смотреть на учителя. А сам то он счастлив? О, да, у него нет таких проблем, как у меня. Поэтому я похоже должен делать так, как он говорит. Вот это и есть критерий. Т.е. звук авторитетный, когда исходит из осознанного понимания, пережитого понимания.
Таким образом можно узнать все что угодно, слушая просто источник знания. И трансцендентное знание означает – нужно найти источник знания. Что такое источник знания? Слушайте внимательно. Источник знания и цель познания – одно и то же. Источник знания и цель познания – один и тот же. Это одно и то же. Цель познания – Бог. Источник знания – тоже Бог. Всё ясно. Что же делать? Теперь найдите человека, привязанного к Богу, и общайтесь с ним. Какие симптомы привязанности к Богу? Думает о Боге, говорит о Боге, служит Богу. Ум, речь, поступки заняты служением Богу. Всё, можете слушать этого человека. Это честный человек. Если же человек думает одно, говорит другое, делает третье – как можно его слушать? Если он сам часто меняет мнение, как учёные, то одна гипотеза, то другая, они постоянно меняют мнение. Таким образом авторитет науки разрушается. Люди сейчас всё больше и больше забывают о научных поисках, им уже не до этого, они думают где деньги найти, чтобы выжить, что-то построить, детей оставить. Наука сейчас уже отходит на задний план. Прабхупада предсказал это. Когда его спросили, еще в 70-х годах, как долго еще наука будет обманывать людей. Он сказал, – «недолго, где-то за 50 лет всё прояснится. За эти ближайшие 50 лет люди потеряют веру в материалистическую науку, которая обманула их, что жизнь произошла от сочетания химических веществ». Вы можете сейчас сказать, что мы современные люди, мы давно уже так не считаем, мы давно уже в эти вещи не верим. Вы ошибаетесь. Вы именно так и действуете, как набор химических веществ. Потому что они сначала создали теорию, а потом сказали – живите согласно этой теории. Образ жизни. Теории нету, а образ жизни сохранился до сих пор. Вы до сих пор живете и думаете «а вдруг!» Это теория случайности. Что случайно здесь всё. «А вдруг!» Это атеистический ум. Ничего вдруг здесь не бывает. Всё согласно высшему разуму. Даже травинка не шелохнется без воли Бога. Это атеистическая пропаганда, атеистическая наука, она просто создала этот образ жизни, эти беспокойства, эти страхи, эту борьбу за существование. «Вдруг, вдруг, вдруг…» И это выживание – это дарвинистская теория. Может мы ее не изучали, но мы живем по этой теории сейчас. Мы уже ее усвоили, из поколения в поколение. Теперь нужно понять, что есть источник всего, есть высший разум.
Однажды ученики пришли к Прабхупаде, в Америке, и сказали:
- Прабхупада, чудовищные новости в мире, страшные. Они создали такой ядерный потенциал, русские и американцы, что если взорвать его в одном месте, то планета расколется на части. Вот сейчас такое происходит в мире. Очень опасно. Напряжение серьезное. Они столько оружия создали, так хотят убивать друг друга, что если взорвать в одном месте, то планета просто расколется на части.
Прабхупада был спокоен. Он сказал:
- Нет, на это еще нужна санкция свыше. Они не смогут, нужна санкция свыше.
Вот так. Никакого атеизма, никакого «вдруг».
Итак, нужно знать время, в которое мы живем. Не нужно чего-то бояться или ожидать, нужно знать, что сейчас время распространения духовного знания. Очень хорошо если мы как то подключимся к этому, будем рассказывать людям о ведической культуре, о том что такое душа, что такое Сверхдуша, что такое вселенная, что такое время. Т.е. эти вещи называются апаурушея, они недоступны для восприятия, но они подробно описываются в Ведах. Если мы сможем применить это на практике, мы увидим, что это очень хорошо. Это будет серьезное доказательство истинности того, что мы читаем и изучаем в Ведах. Иногда мы людям говорим о реинкарнации. Но все же, хотя мы все это объясняем, кто-то не верит. Ну кто-то принципиально не принимает, потому что у него другие убеждения, другая религия. Неважно. Есть другой подход совсем. Не то что я помню, не помню, видел, не видел, не в этом дело. Об этом вообще не нужно говорить. Мы принимаем, потому что это разумно. Вера принимается на основании разума. А не на основании эксперимента или каких-то выдумок.
Почему это разумно? Если человек думает, что он живет одну жизнь, далее что он думает? Только посмотрите, к чему это приведет. У меня жизнь одна, и я должен как можно больше взять от этой жизни, не так ли? А потом мне плевать, что после меня будет. Я же не доживу. Да после меня хоть потоп, мне всё равно. Это теория. Она полезна, скажите, эта теория одноразовой жизни? Без всякой ответственности, делай что угодно вообще, жизнь одна, проживи ее со вкусом. Оторви всё что возможно оторвать, а там плевать на будущее. После меня никакой жизни, всё, конец. Посмотрите, к чему эта теория привела. Где же истинность этой теории? С позиции разума она абсолютна неверна, она вредна. С позиции разума примените ее. Возможно, это известная теория, но применив, мы видим, что она ложна. Она создает хаос в обществе людей. Любые желания она обостряет.
Теперь расскажите о реинкарнации ребенку. И вы увидите, что ребенок сразу изменится. В 5-6 лет, в 7-8 лет расскажите, и вы увидите, что они станут уже другими. Очень полезная вещь. С позиции разума нужно проповедовать реинкарнацию людям. Неважно, верят они или не верят, понимают или не понимают. Это полезно. Вот такой подход. Ортопраксис – правильная практика. Не ортодокс, правильная доктрина, выдумка, какая-то теория, догадка, которую нужно еще проверять. А ортопраксис. Всё, что Веды преподносят, Священные Писания – это практично, применимо, полезно. Например, «не убий». Хорошо это или плохо? Они могут говорить всё что угодно сейчас – почему нельзя убивать животных, если мы должны есть, это вкусно. Но насколько это полезно? Что говорят Ведические Писания – если вы не видите, что у животных есть душа, следующий этап – вы забудете также, что у человека есть душа. Сейчас начать войну или взорвать какой-то дом – нет проблем, потому что люди забыли о душе. Что у человека тоже душа. Почему забыли? Сначала смотрите на животных как на неодушевленные предметы, а потом так же и на людей. Постепенно. И человек становится сам жертвой этой теории. В чем же польза этой теории? Один вред.
Дарвин говорил, – «эти животные выживают, грызя глотки друг другу, это и есть прогресс. Вот так они выживают». Простите, Дарвин не всё видел, не всё наблюдал. Например, Дарвин не был в Антарктиде. Ничего не знал о пингвинах. Знаете, как пингвины выживают. Уму непостижимо. Совсем не так, как сказал Дарвин. Пингвиниха откладывает яйцо пингвину на лапы. Минус 80 градусов. Знаете что это такое? 70 градусов, 60 градусов, 50 градусов… Это Антарктида. Если яйцо отложить на снег, оно конечно же мгновенно превратится в лед. На лапы пингвину и пингвин своим брюхом закрывает его полностью. И вот так стоит. Знаете сколько времени? Около трех месяцев. Не двигается. Как же он выживает? Дарвин чего-то не понял. Не всё понял. Даже пингвин выполняет как свои обязанности отцовские! Нам нужно еще поучится у него. Сейчас современным мужчинам далеко до пингвинов в этом плане. А пингвиниха уходит в море, там ест рыбу, накапливает необходимые элементы, чтобы кормить потом этого вылупившегося птенца. И пингвинчик потом вылупляется, и какое время еще живет на лапах отца, потому что иначе он замерзнет.
Или вот зебра. И львица, охотится. И зебра может убежать от нее, она быстро бегает. Но рядом зебренок. И зебра бежит сзади. Она не обгонит зебренка. Она думает - пусть львица съест меня, а зебренок спасется. Как же они выживают?
Интересный был случай. Одно соревнование, я не помню где, в какой-то стране. Но там инвалиды участвовали в этом соревновании, в стометровке, в метании. Разные инвалиды. У них тоже есть спортивные состязания. Умственно отсталые люди бывают, еще какие-то. Ну, тоже с ними работают, с ними занимаются. Странные такие люди, на 100 метров стали, на дистанцию, 9 человек, и побежали. Очень старались все уйти вперед, получить золотую медаль. Но один мальчик, пробежав сколько-то метров, споткнулся сильно и упал. Очень сильно упал. И сел и стал плакать. Все остальные 8 остановились. Они глупые, не понимают. Они остановились, повернулись к нему. Кто-то обнял его. Ничего, не больно, всё нормально? Подняли его под руки и все вместе пошли к финишу. Вот так. Зал весь встал и начал хлопать. Люди что-то почувствовали, научились чему-то от глупых людей, посмотрите.
Кажется, наш разум какой-то странный бывает. И кто это нас научил вообще так думать, что человек человеку волк, что есть эволюция, что есть борьба за выживание, что войны – это прогресс в мире. Слышали об этом? Война это прогресс, это же Дарвин доказал! Это всё из-за безбожия. Поэтому так важно понять, что я маленькая частичка Бога в этом мире. Вот такая вот, одна десятитысячная волоса. Всего лишь навсего, меня не видно даже. И ученые гордятся, они там вылетели в космос куда-то, на орбиту, покорили космическое пространство… «Мы покорили космическое пространство». Да им и не снилось что такое космическое пространство, это не океан даже, это в воображение не укладывается, что такое космос, вселенная. Вот тут микроб сейчас сидит на микрофоне и подпрыгивает иногда. Он тоже покоряет пространство этого зала. Очень гордится. Медали получает за это, героев труда или Советского Союза. И них тоже есть вот идеи, как покорить космос, пространство. Человек такой гордый. Такой маленький, а гордость – о-о-о. Если ему предложить место Бога, он не откажется. Смело займет трон.
Но Веды учат знанию. Смирение – это продукт знания. Т.е. есть уже большое целое, а я – часть целого. Часть целого служит целому. Часть целого служит, выполняет предназначение. Все части целого должны выполнять свои функции в служении, тогда это становится целым, ценным. Палец связан с телом, и очень ценен для меня. Согласны? Если он заболит, вы же потратите сколько угодно денег на него. Да хоть сто тысяч долларов потратите на его лечение. Это часть вашего тела. Но если он отдельно от тела? Можете делать с ним всё что угодно, ходить по нему. Никому не интересен.
Человек, отделенный от Бога становится никому не нужен вообще. Со своим ложным эго, личными представлениями – только помеха в обществе. Как мусор. Вот так. Т.е. без Бога человек практически ничто. Поэтому в Гите Кришна говорит Арджуне – при всех обстоятельствах будь йогом, будь связан со Мной. Связан с Богом. Йога означает связь. Главная связь – когда мы уже обучены думать о Нём. Это уже связь значит. Размышления. Но для того, чтобы думать, нужно знать. Чтобы любить, нужно знать Его. Мы же не можем любить того, кого мы не знаем, не имеем представления. Любовь очень личностна, конкретна. Если вы кого-то любите, вы говорите:
- Вот, я люблю человека и выхожу замуж.
- А кто этот человек? Как его зовут, где работает, как он выглядит? Фотография?
Любовь очень конкретна, личностна, вы должны сразу конкретно показать эту личность. А вы говорите:
- Нет, еще не знаю кто, фотографии нет, но чувствую, что влюбилась и выхожу замуж завтра. (преданные смеются)
Как такое может быть вообще? Люди говорят:
- Я люблю Бога.
- А кто такой Бог?
- Понятия не имею. (преданные смеются)
Это несколько сентиментально. Хотя это неплохо. Уже есть какая-то попытка. Но всё же любовь требует конкретных знаний. Если мы любим, мы сразу пытаемся понять человека, узнать, общаемся, постоянно общаемся. Всю жизнь общаемся друг с другом и понять не можем до конца. Т.е. любовь означает целый процесс отношений, это сразу интерес. А то как это – люблю Бога, но Бхагавад-Гиту читать не буду. Но это самая большая информация о Боге, больше вы не найдете в мире ни одного источника, где бы столько о Боге писалось! Но многие говорят – нет, я верю в своего Бога… У каждого свой Бог… Его уже на части разодрали давно. Теперь Его вместе собрать невозможно. Но так важно, чтобы Бог был один. Опять же разумно, мы будем жить в мире. И там, где больше информации о Боге – идите в эту сторону. Если вы хотите найти своего отца, кого вы будете слушать? Того, кто близко знает где он находится, или теоретически догадывается, где он может быть, или кто конкретно вот только что из этого дома пришел, по этому адресу, улицу знает и говорит вам конкретные вещи?
Но когда нам говорят конкретные вещи, мы можем бунтовать. Нет уж, простите.
- Как до вокзала добраться?
- Вот туда, этот поворот, такой-то троллейбус конкретный, столько то остановок, там выйдете, потом налево, точно будете на вокзале.
- Ну простите, вы это говорите так безапелляционно. А я может хочу не три, а четыре остановки проехать. Я же свободный человек. Почему вы так заявляете, что три остановки? И не налево, а направо хочу.
- Так вы на вокзал хотите, или просто гулять собрались? Это же разные вещи. Конечно, можно на вокзал пойти и совсем в другую сторону, Земля же круглая, все равно попадете, безусловно. Но если вам срочно на вокзал нужно, то вот точно три остановки, вот такой поворот.
Люди не понимают, им говорят о Боге, что надо повторять Харе Кришна мантру, они говорят:
- А почему, с какой стати? А я может хочу что-то другое повторять. Абракадабру какую-то. Какая разница вообще?
Они не приучены к духовной дисциплине. Сейчас дисциплина только там где деньги, а где денег нет – никакой дисциплины.
Итак, слово Бога – это закон, и мы должны передавать этот закон, по цепи ученической преемственности. Не от себя, ни в коем случае не от себя. Закон передается не от себя, а от имени духовного учителя. Мы должны всегда указывать на тех, кто выше нас, тогда люди будут к нам хорошо относиться. Не так, что еще один мессия появился, пророк, от себя что-то говорит… Нет, это ненадолго, это опозорит эту ситуацию вообще. Вниз упадет этот человек, который сам себя представляет. Мы должны чувствовать себя слугой Бога. Слуга слуги слуги. Слуга своего духовного учителя. И что я знаю? Ничего. Я просто повторяю за своим духовным учителем. Я просто говорю то, что он говорил. Прабхупада пишет это. Это называется честность.
Почтальон должен быть честным. Согласны? Вот у него денежный перевод на тысячу долларов. Что он должен делать? Он должен ровно столько передать. Ни добавляя, ни убавляя ничего. Это роль почтальона. Сам он небогат может быть. Но у него ценное послание. Вот так и человек, это не Бог, но он может дать Бога, если он преданный Богу. Он может дать Бога, хотя сам он не богат может быть. Это преемственность. Здесь главное – чистота, честность. То, что услышал – передавай. Кришна говорит в Бхагавад-Гите – «Я источник всех духовных и материальных миров». Значит что мы должны говорить? «Кришна источник всех духовных и материальных миров». Нужно повторять, как это Бог сказал, чтобы люди знали о Нем. Кришна говорит - «предайся Мне». И я должен что повторить? «Предайтесь Кришне». Я не должен говорить «предайся мне». Там написано «предайся Мне», ну и я повторю «предайся мне»… Это искажение. Предайся Ему, кто говорит. Может вы удивляетесь, что это неудачный пример? Но пример удачный. Я в Индии столкнулся с одним человеком, который тоже читал Бхагавад-Гиту. В поезде мы встретились с ним. Он увидел наши одежды, мы из России, очень обрадовался.
- Что это? Харе-Кришна, Харе-Рама? О, здорово. Я тоже читаю Бхагавад-Гиту.
И стал цитировать стих «ахам сарвасья прабхаво маттах сарвам правартате…» «Ахам» значит «я». «Я источник всех материальных и духовных миров», - Кришна говорит.
И тот человек говорит:
- Знаете как это нужно понимать? «Ахам» - «я» означает, я источник всех материальных и духовных миров.
Я сначала не понял, о чем он говорит, потом стал догадываться, но все еще не верил. Он считает, что это относится к тому, кто читает Бхагавад-Гиту. Вот теперь я понял, кто я. «Ахам» означает «я», значит я источник, вот оно как, вот как меня вдохновляет Бхагавад-Гита.
Я говорю:
- Простите, но это кто вообще говорит в Бхагавад-Гите, Кришна или ты? Кто автор? Кришна или ты? Это же Кришна говорит, при чем тут ты вообще? Ты к этому какое отношение имеешь? Ты что, творил это мир вместе с Богом? Или до Него еще начал подготавливать почву?
Т.е. люди могут вот так даже это понимать. Сейчас эта философия очень распространена, что «я есть Бог». Немножко там чего-то узнал, немножко научился лечить, немножко кого-то недолечил, и уже «бог». Всё. Эти экстрасенсы, это всё хорошо, но никогда не думайте, что они становятся богами. Этого недостаточно, просто лечить людей руками, чтобы быть Богом. Или создавать какие-то предметы в ладонях. Нет. Это нормально, что кто-то может что-то делать квалифицированно, но плохо то, что он становится на место Бога. Место Бога уже занято. Вот несчастье то. Несчастье так несчастье. А я так надеялся, лелеял, а оно занятно, это место, вот в этом вся проблема… Но наше с вами место никто никогда не займет. Никто. И еще неизвестно какое место лучше, место Бога или наше место. Как вы думаете? Ну, мы служим Богу. Да, мы слуги Бога. Ну много ли мы можем ему послужить? Мы же маленькие. А кто больше служит, мы Богу или Бог нам? Еще неизвестно. Ну сами подумайте. Ведь Бог тоже отвечает, если мы служим. Он не мертвый камень, он реагирует на любовь. Но в соответствии со Своим положением. Мы что принесем в своих ладонях Богу? Да-а-а, много мы принесем конечно… 50% зарплаты, 10%. Осчастливили Его. Как будто Он вообще без денег сидит… Да Ему абсолютно всё принадлежит, все деньги, во всех карманах, одновременно! Он ничего никогда не теряет. Это вы теряете свои деньги. А у Него просто деньги в другой карман перешли. Это Его все деньги. И золото, и все стихии, и весь этот мир. Что мы можем принести, кроме любви? А любовь Он ценит. Вот от любви Он никогда не отказывается. А всё остальное Ему не нужно. Он пищу принимает с любовью, Он слова молитв принимает, там есть любовь. Но отвечает Он в соответствии со Своим положением. Как отвечает – уму непостижимо. У Него вселенские руки. У Него миллион рук, говорится. Если Он захочет что-то дать, сколько мы сможем взять вообще двумя руками? Вот такие отношения.
Так что расстраиваться не нужно, что место Бога занятно, и слава Богу, нам меньше проблем. Всё это поддерживать, творить… вы хотите что ли? Слишком много беспокойств. Веды предлагают просто жить спокойно, ни о чем не думать, служить Кришне и получать всё, даже не зная откуда оно всё приходит. Как дети, они всё получают от родителей, даже не задумываясь. В этом есть что-то прелестное. Но не думайте, что это невежество. Тот, кто сознает Кришну, знает всё необходимое. В любой момент он может узнать то, что ему необходимо. Потому что рядом Кришна, источник знания.
Итак мы должны узнать о себе от Кришны, от творца, от источника. Мы сами не сможем понять кто я есть, без Бога. Процесс самоосознания включает и процесс познания Сверхдуши, познания Бога. Поэтому Прабхупада хотел, чтобы распространяли Бхагавад-Гиту. Когда его спросили, – «вы что, еще одну религию привезли на Запад? У нас их тут уже столько, и вы еще одну привезли?», он ответил, – «нет, я вам пришел сказать то, что вы давно забыли. О том, что Бог личность, у Него есть чувства, с ним возможны личные отношения. И эти отношения вечные». Мы забыли, что Бога нужно любить как личность, по-настоящему. По-настоящему. Не так, что придти в церковь, поплакать о грехах, а веселиться пойти в ресторан куда-нибудь. Нет, веселитесь тоже с Богом, не надо никуда ходить. Только водку Он не пьет. Люди не знают, как веселиться без водки, поэтому они в церкви не могут веселиться, идут в ресторан. Но в духовной жизни человек всё с Богом делает. И плачет и смеется, и веселится, и дни рождения справляет, и похороны справляет… Это жизнь в сознании Бога. И конечно, это настоящее веселье. Веселье с Богом – это настоящее веселье. Водка – это не веселье. Они теряют память, когда напиваются. И потом говорят, – «какой потрясающий был праздник! Ничего не помню! (преданные смеются) Вообще, как свинья, ничего не помню. Помню, что вот потерял сознание где-то, а больше ничего не помню. Праздник удался на славу». Вот и всё веселье. Начали за здравие, а кончили за упокой. И гордятся этим.
Настоящий праздник – это когда вы чувствуете просветление, счастье, которое увеличивается. Оно никогда не уменьшается в сознании Кришны, счастье, оно углубляется. Не исчерпывается. Потому что источник неисчерпаемый. Но если мы хотим счастье получить в семейной жизни – быстро исчерпается. Чувства быстро устанут. Чувства пресыщаются, это закон. Ну и потом что будете делать? Скучать? Быт заест. Дети орут постоянно. «Разве это дети!?» - вы говорите в сердцах. Вроде вы их любите, и в то же время сильно устаете, это серьезное бремя, жить с одним человеком всю жизнь. Много ли вы из него еще выжмете чувственных наслаждений? Уже выкрутите его наизнанку. «Еще каплю, еще хоть немножко, уже выкручу тебя до конца. Жизнь тебе испорчу, потому что ты мне всю жизнь испортил». Вот так люди друг друга эксплуатируют. Потому что мы хотим быть счастливы, но сколько мы можем дать этого счастья? Да и давать то мы не хотим, мы хотим только брать в основном. Поэтому семейная жизнь без Бога, она не освящена, она быстро исчерпывает себя. Мужчина и женщина от любви до ненависти один шаг делают, это известно. Тем более в современном мире, сейчас так много вариантов, так много партнеров появляется у людей. Семья уже теряет святость, особую чистоту и ценность. Почему? Нет высшей объединяющей цели, нет общего объекта любви, ради которого мы можем что-то делать и брать оттуда силу, поддержку. Любовь без Бога преходяща. Но если вы любите Бога, вы можете любить людей, это никогда не кончится. И семейные традиции, и дети, и всё остальное. Природа устроена очень мудро, чтобы человек не был эгоистом. Сколько можно выбрать? Сколько раз, сколько шансов есть в жизни выбирать любовь? Только один раз. Можете выбрать себе мужа или жену. Вот, получите, вы хотели, пожалуйста, выбрали. А вот уже детей вы не выбираете. Они же рождаются какие есть. Всякие могут родиться. Больные могут родиться. С плохим характером могут родиться. Все что угодно бывает. Вы не выбираете, будете любить ребенка какой он есть. А дети еще друзей приведут домой. Вы их тоже не выбираете. Они могут вам вообще не нравиться. А вот ребенок не может, это друг его, и вы должны принимать. А потом он еще и невесту приведет, которую вообще не ждали и близко, даже в воображении такого не было. Или она вам такого мальчика приведет, что не дай Бог… И вы любить должны и этих еще, принять как близких родственников. Теща и зять – это известно всему народу, что такое теща и что такое зять. Нужно принимать. А потом внуки пойдут, вы их тоже не заказывали. И вы должны всё принимать, принимать, принимать, принимать… А выбор только один раз у вас был. Если вы так живете скажем пятьсот или тысячу лет, то все уже будут ваши родственники, всех нужно принять. Большая семья еще существует. Но мы мало живем и не успеваем понять, что мы живем в большой семье. Внуки, правнуки – уже теряем к ним интерес, не хватает уже на них сил. Все мои дети, вот и всё. Любовь уже. Жизнь научила. Уже столько шишек набито, что мне всё равно. Любой проходимец – мой ребенок, договорились. Что тут еще ждать можно? Т.е. любовь бескорыстна. Родительская. Супружеская небескорыстна, а родительская бескорыстна, поэтому ставится выше в Ведах. Святое – это мать-сын, самые святые отношения, чистые в материальном мире. Там тоже есть недостатки материальные, выгода определенная существует, но это пример святости в нашей жизни. И это нужно развивать далее, если вы думаете, что Бог мне как сын, - это уже что-то, это что-то духовное, что-то необычное. А это возможно. Бог может быть супругом, может быть сыном, может быть другом, может быть господином, может быть в нейтральных отношениях. Т.е. пять рас получается, отношений с Богом. Все эти расы отражаются здесь. Мы тоже ищем здесь супругов, друзей, начальство хорошее, детей. Это вкусы, разные вкусы. И мы чувствуем счастье - дом хороший, супруг хороший, начальник на работе потрясающий. И это счастье, вот этот вкус. Откуда? Изначально это отношения с Богом. Но есть разница. Если здесь друзья временные, супруги временные, то эти отношения с Богом вечны. Бог такой друг, который вас никогда не предаст и не забудет. Такой супруг, который никогда вас тоже не предаст. И такой господин, который позаботится в люб

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Гуру Махарадж: Бхагавад-Гита, 10.14. Одесса, 14.08.2008
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.