Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составляющие информационной технологии. Информационная технология как процесс обработки информации расчленяется на отдельные этапы, операции




Информационная технология как процесс обработки информации расчленяется на отдельные этапы, операции, действия и элементарные операции.

1-й уровень - этапы, где реализуются сравнительно длительные технологические процессы, состоящие из операций и действий последующих уровней.

2-й уровень - операции, в результате выполнения которых будет создан конкретный объект в выбранной на 1-м уровне программной среде.

3-й уровень – действия - совокупность стандартных для каждой программной среды приемов работы, приводящих к выполнению поставленной в соответствующей операции цели.

4-й уровень – элементарные операции по управлению мышью и клавиатурой.

Технологический процесс необязательно должен состоять из всех уровней

Для освоения информационной технологии необходимо сначала хорошо овладеть набором элементарных операций, число которых ограничено. Из этого ограниченного числа элементарных операций в разных комбинациях составляется действие, а из действий, также в разных комбинациях, составляются операции, которые определяют тот или иной технологический этап. Совокупность технологических этапов образует технологический процесс (информационную технологию).

 

Являясь человеко-машинной системой, в рамках которой реализуется информационная модель, формализующая процес­сы обработки данных в условиях новой технологии, АИТ замы­кает через себя прямые и обратные информационные связи ме­жду объектом управления (ОУ) и аппаратом управления (АУ), а также вводит в систему потоки внешних информационных связей.

Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры: сбор и регистрацию данных; подготовку информационных массивов; обработку, накопление и хранение данных; формирование результатной информации; передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а ре­зультатов расчетов — к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Как правило, экономическая информация подвергается всем процедурам преобразования, но в ряде случаев некоторые про­цедуры могут отсутствовать. Последовательность их выполнения также бывает различной, при этом некоторые процедуры могут повторяться. Состав процедур преобразования и особенности их выполнения во многом зависят от экономического объекта, ве­дущего автоматизированную обработку информации. Рассмот­рим особенности выполнения основных процедур преобразова­ния информации.

Сбор и регистрация информации происходят по-разному в различных экономических объектах. Наиболее сложна эта про­цедура в автоматизированных управленческих процессах про­мышленных предприятий, фирм и т.п., где производятся сбор и регистрация первичной учетной информации, отражающей про­изводственно-хозяйственную деятельность объекта. Не менее сложна эта процедура и в финансовых органах, где происходит оформление движения денежных ресурсов.

Особое значение при этом придается достоверности, полноте и своевременности первичной информации. На предприятии сбор и регистрация информации происходят при выполнении различных хозяйственных операций (прием готовой продукции, получение и отпуск материалов и т.п.), в банках - при совер­шении финансово-кредитных операций с юридическими и фи­зическими лицами. Учетные данные могут возникать на рабочих местах в результате подсчета количества обработанных деталей, прошедших сборку узлов, изделий, выявления брака и т.д.

В процессе сбора фактической информации производятся измерение, подсчет, взвешивание материальных объектов, под­счет денежных купюр, получение временных и количественных характеристик работы отдельных исполнителей. Сбор информа­ции, как правило, регистрируется, т.е. информация фиксируется на материальном носителе (документе, машинном носителе) вводом в ПЭВМ. Запись в первичные документы в основном осуществляется вручную, регистрации остаются пока наиболее трудоемкими, а процесс автомати­зации документооборота — по-прежнему актуальным.

В условиях автоматизации управления предприятием особое внимание придается использованию технических средств сбора и регистрации информации, совмещающих операции количест­венного измерения, регистрации, накопления и передачи ин­формации по каналам связи, ввод ее непосредственно в ЭВМ для формирования нужных документов или накопления полу­ченных данных в системе.

Передача информации осуществляется различными способа­ми: с помощью курьера, пересылки по почте, доставки транс­портными средствами, дистанционной передачи по каналам связи, с использованием других средств коммуникаций. Дистан­ционная передача данных по каналам связи сокращает время их движения, однако это удорожает процесс из-за необходимости применения специальных технических средств. Предпочтитель­ным является использование технических средств сбора и реги­страции, которые, собирая автоматически информацию с уста­новленных на рабочих местах датчиков, передают ее в ЭВМ для последующей обработки, что повышает ее достоверность и сни­жает трудоемкость.

Дистанционно может передаваться как первичная информа­ция с мест ее возникновения, так и результатная — в обратном направлении. Последняя фиксируется дисплеями, табло, печа­тающими устройствами. Поступление информации по каналам связи в центр обработки в основном осуществляется двумя спо­собами: на машинном носителе или непосредственно вводом в ЭВМ при помощи специальных программных и аппаратных средств.

Дистанционная передача информации с помощью современ­ных коммуникационных средств постоянно развивается и со­вершенствуется. Особое значение этот способ приобретает в многоуровневых межотраслевых системах, где применение дис­танционной передачи значительно ускоряет прохождение ин­формации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время обработки данных.

Машинное кодирование — процедура машинного представле­ния (записи) информации на машинных носителях с помощью кодов, принятых в ПЭВМ. Кодирование информации произво­дится путем переноса данных первичных документов на маг­нитные диски, информация с которых затем вводится в ПЭВМ

для обработки. Запись информации на машинные носители осуществляется на ПЭВМ как самостоятельная процедура или как результат обработки.

Хранение и накопление экономической информации вызвано многократным ее использованием, применением условно-по­стоянной, справочной и других видов информации, необходи­мостью комплектации первичных данных до их обработки. Ин­формация хранится и накапливается в информационных базах, на машинных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному в процессе проекти­рования поименованному порядку.

С хранением и накоплением непосредственно связан поиск данных, т.е. выборка нужных данных из хранимой информации, включая поиск информации, подлежащей корректировке либо замене. Процедура поиска выполняется автоматически на осно­ве составленного пользователем или ПЭВМ запроса на нужную информацию.

Обработка экономической информации производится на ПЭВМ, как правило, децентрализованно. В местах возникновения пер­вичной информации организуются автоматизированные рабочие места специалистов той или иной управленческой службы (отдела материально-технического снабжения и сбыта, отдела главного технолога, конструкторского отдела, бухгалтерии и т.п.). Обработка, однако, может проводиться не только авто­номно, но и в вычислительных сетях, с использованием набора ПЭВМ, программных средств и информационных массивов для решения функциональных задач.

В ходе решения задач на ЭВМ в соответствии с машинной программой формируются результатные сводки, которые печа­таются машиной или отображаются на экране. Печать сводок может сопровождаться процедурой тиражирования, если доку­мент с результатной информацией необходимо предоставить нескольким пользователям.

Принятие решения в автоматизированной системе организа­ционного управления, как правило, осуществляется специали­стом с применением или без применения технических средств, но в последнем случае — на основе тщательного анализа резуль­татной информации, полученной на ПЭВМ. Задача принятия решений осложняется тем, что специалисту приходится выби­рать из множества допустимых решений наиболее приемлемое, сводящее к минимуму потери ресурсов (временных, трудовых, материальных и т.д.)- Благодаря применению персональных ЭВМ и терминальных устройств повышается аналитичность об­рабатываемых сведений, а также обеспечивается постепенный переход к авто матизации выработки оптимальных решений в процессе диалога пользователя с вычислительной системой. Этому способствует использование новых технологий эксперт­ных систем поддержки принятия решений.

Рассмотрение содержания элементов АИТ позволяет вы­явить подсистемы, обеспечивающие технологию функциониро­вания системы (рис 1.1).

Технологическое обеспечение АИТ состоит из подсистем, автоматизирующих информационное обслуживание решения задач с применением ЭВМ и других технических средств управ­ления в установленных режимах работы.

По составу оно обычно одинаково для различных систем, что позволяет реализовать принцип их совместимости в процес­се функционирования. Обязательными элементами для АИТ яв­ляются информационное, лингвистическое, техническое, про­граммное, математическое, правовое, организационное и эрго­номическое обеспечение.

Информационное обеспечение (МО) представляет собой сово­купность проектных решений по объемам, размещению, фор­мам организации информации, циркулирующей в АИТ. Оно включает совокупность показателей, справочных данных, клас­сификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для авто­матического обслуживания, массивы информации на соответст­вующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надеж­ность хранения, своевременность и качество технологии обра­ботки информации.

Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, по­строения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала АИТ со средствами вычислительной техники. С по­мощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО: включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы АИТ (документов, показателей, реквизитов и т.п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы АИТ; язы­ковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования АИТ; диалоговые языки специального назначения и другие языки; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функ­ционирования автоматизированных систем управления.

Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехники и др., обеспечивающих работу АИТ. Центральное место в комплексе технических средств принадлежит ПЭВМ. Структурными эле­ментами ТО являются также методические и руководящие мате­риалы, техническая документация и обслуживающий персонал.

Программное обеспечение (ПО) включает совокупность про­грамм, реализующих функции и задачи АИТ и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав ПО обеспечения входят общесистемные и специальные про­граммы, а также инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения и персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением на весь пе­риод жизненного цикла АИТ.

К общесистемному программному обеспечению относятся программы, рассчитанные на широкий круг пользователей и предназначенные для организации вычислительного процесса, решения часто встречающихся задач и обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности ЭВМ, автоматизировать планирование очередности вычислительных работ, осуществлять контроль и управление процессом обработ­ки данных, а также автоматизировать работу программистов. Специальное программное обеспечение представляет собой со­вокупность программ, разрабатываемых при создании АИТ кон­кретного функционального назначения. Оно включает пакеты прикладных программ для организации данных и их обработки при решении функциональных задач.

Математическое обеспечение (МО) — это совокупность ма­тематических методов, моделей и алгоритмов обработки инфор­мации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ АИТ. Матема­тическое обеспечение включает средства моделирования про­цессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математиче­ской статистики, теории массового обслуживания и т.д.). Техническая документация по этому виду обеспечения АИТ содер­жит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, текстовые и контрольные приме­ры их решения. Персонал составляют специалисты по органи­зации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики АИТ.

Организационное обеспечение (00) представляет собой ком­плекс документов, регламентирующих деятельность персонала АИТ в условиях функционирования АИС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимо­действие работников управленческих служб и персонала АИТ с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руково­дящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуа­тации АИС и АИТ, в частности при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проекти­рование и технико-экономического обоснования, разработке проектных решений в процессе проектирования, выборе авто­матизируемых задач, типовых проектных решений и пакетов прикладных программ (ППП), а также при внедрении системы в эксплуатацию.

Правовое обеспечение (ПрО) представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих правоотношения при созда­нии и внедрении АИС и АИТ. На этапе разработки АИС и АИТ ПрО включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика при создании АИС и АИТ с правовым регулированием различных отклонений в ходе этого процесса, а также обусловленные необходимостью обеспе­чения разработки АИС и АИТ различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования АИС и АИТ включает: определение их статуса в конкретных отраслях госу­дарственного управления; правовое положение о компетенции звеньев АИС и АИТ и организации их деятельности; права, обя­занности и ответственность персонала, порядок создания и ис­пользования информации в АИС, процедуры ее регистрации, сбора, хранения, передачи и обработки; порядок получения и использования электронно-вычислительной техники и других технических средств; порядок создания и использования мате­матического и программного обеспечения.

Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функцио­нирования АИТ. Оно предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека в АИТ. В состав эргономического оснащения АИТ входят: комплекс раз­личной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям дея­тельности персонала, а также набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргоно­мической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, предназначенных для обоснования формулирования требований к уровню подготовки персонала, формирования системы отбора и подготовки персонала АИТ; комплекс методов и методик, повышающих эффективность деятельности человека в АИТ.

АИС и АИТ реализуют решение функциональных задач управления, совокупность которых составляет так называемую, функциональную часть деятельности экономического объекта |как системы. Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавли­ваются с учетом достижения цели, стоящей перед экономическим объектом. Основными принципами декомпозиции — выделения самостоятельных подсистем, комплексов задач — явля­ются: относительная самостоятельность каждой из них; наличие соответствующего набора функций и функциональных задач с! четко выраженной локальной целью; минимизация числа вклю­ченных в подсистему элементов; наличие одного или несколь­ких локальных критериев, способствующих оптимизации режи­ма работы подсистемы и согласующихся с глобальным критери­ем оптимизации действия АИС и системы в целом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.