Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Геохимия постмагматического процесса




Геохимия постмагматических и метаморфических процессов

Постмагматический (послемагматический) процесс – образова­ние этапов и геофаз, следующих после кристаллизации самого рас­плава и часто от него пространственно и хронологически обособлен­ные (поствулканический). Более детально рассмотрим вулканические возгоны, пегматитовый, пневматолитово-гидротермальный, контакт­но-метасоматический и гидротермальный процессы.

Перенос химических элементов и их отложение в виде минералов может идти по двум направлениям: отложени я минерало в пр и кри­сталлизаци и и в результат е химически х реакций.

При кристаллизации происходит выделение из раствора галита, гипса, барита, флюорита. Второй путь, который преобладает, – осаж­дение в результате химических реакций.

Рассмотрим более детально второй путь осаждения минералов. Химические реакции могут быть обменными и более сложными, если удаляются и выделяются продукты реакции (CO2 и др.).

Критериями, позволяющими определить формы переноса, слу­жат:

1. Химический состав минералов наблюдаемой парагенетиче­ской ассоциации.

2. Характер и интенсивность изменения вмещающих пород.

3. Состав газово-жидких включений в минералах рассматри­ваемого генезиса.

4. Физико-химические свойства соединений, в форме которого возможен перенос рассматриваемого элемента. Они должны соответ­ствовать реальности нахождения именно такого соединения в физико­-химических условиях рудообразования.

Рассмотрим примеры указанных четырех вариантов.

Реализация первого варианта может осуществляться, если вместо очень устойчивого магнетита наблюдается парагенезис сидерита с ге­матитом. Это явление объясняется очень высоким парциальным дав­лением CO2, которое обусловливает реакцию:

Fe3O4 + CO2 ↔ Fe2O3 +FeCO3

магнетит гематит сидерит

По второму варианту изменение вмещающих пород состоит в следующем. Происходят важные процессы преобразования минера­лов, связанные со сменой щелочного или кислотного характера среды на окислительные условия. Например, серицитизация или карбонати­зация пород в результате воздействия щелочных растворов; каолини­тизация, порфиритизация, реже алунитизация пород при участии кис­лых растворов. Высокое содержание в растворах CO2 вызывает обра­зование кальцита или доломита. Содержащийся в растворе H2S при­водит к осветлению пород, разрушению темноокрашенных желези­стых минералов с выносом железа в виде пирита. Ионы фтора вызы­вают фторитизацию породы или образование фторсодержащих слюд. При более высоких температурах растворы с фтором образуют топаз. Если растворы натриевые, то происходит альбитизация породы, а при понижении температуры – цеолитизация. Калиевые растворы приво­дят к серицитизации или одуляризации породы.

По третьему варианту состав газово-жидких включений в мине­ралах служит достоверным признаком для выяснения состава рудоот­лагающего раствора. В процессе роста кристалла важно использовать первичные включения, которые соответствуют первоначальному рас­твору. Вторичные используются для заполнения трещин в кристалле, так появляется во включениях горного хрусталя минерал-узник галит.

По четвертому варианту рассмотрим реальные соединения, суще­ствование которых ограничено составом рудообразующего раствора и типом замещения вмещающих пород:

� щелочные элементы переносятся в расплавах и растворах в виде элементарных ионов K+, Na+, Ba2 + и т.д. При высоких температурах может происходить возгон галогенидов NaCl, KCl и др.;

� галогениды могут переноситься в виде элементарных анионов (F, Cl, B, I) в растворах. Однако фтор со щелочноземельными эле­ментами Pb2+, Cd2+ образует труднорастворимые соединения, как CaF2 в составе зубной эмали. Фтор является сильным комплексообразова­телем по сравнению с его аналогами: K2[SiF6], Na2[SiF6];

� сера транспортируется в виде газообразного H2S или его водных растворов в форме HS, S2– при щелочной реакции, в эндогенных про­цессах – в виде молекулы газа:

2H2S = S2 + 2H2

Свободная сера может образовываться при термической диссо­циации сульфидов железа, меди:

2FeS2 = 2FeS + S2

В гидротермальных растворах сера может мигрировать дополни­тельно в виде сульфоанионной формы:

AsS2, Sb2S42–, SnS32–, AuS33–.

Щелочные слои этих элементов хорошо растворимы, а строение и со­став самих анионов зависит от рН, концентрации HSи S2–. Между собой они связаны реакцией обратного равновесия типа:

AsS2+ SbS33– ↔ SbS2+ AsS33–

В зоне окисления ион серы переносится в форме SO42–, и при вы­соких температурах эта форма иона устойчива.

Многие халькофильные элементы (Cu, Sn, As и др.) и переходные с достроенными электронными оболочками (Ti, V, Cr, Zr, Tr, U и др.) с высокой валентностью при средних ионных радиусах создают фор­му переноса в виде комплексных соединений: [Fe3+(C2O4)3]3–, [UO2(CO3)3]4–, [Si(W3O10)4]4–, [Sn(F, OH)6]2–. Они образуют минералы, которые могут отлагаться при изменении температуры. На осаждение комплексных ионов влияет гидролиз, отложение карбонатов, окисли­тельно-восстановительные условия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.