Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Информационное обеспечение государственного управления




План лекции:

1.Управленчаская информация: классификация, источники, предъявляемые требования

2.Организация информации в системе государственного управления

3.Информационная система государственного управления

 

Вопрос 1. Управленческая информация: классификация, источники, предъявляемые требования

Информация как основа государственного управления.

В литературе по управлению различают понятия «данные» и «информация».

Данные означают первичные сведения, получаемые методом прямого наблюдения за событиями в объекте управления или процессе, фиксируемые в виде чисел, символов, знаков и слов.

Под информацией понимаются сведения, полученные в результате переработки данных. Другими словами, понятия «данные» и «информация» являются близкими по содержанию, но не тождественными. Данные представляют собой сигналы, из которых извлекается информация.

Информация представляет собой совокупность каких-либо сведений, характеристик чего-либо, фактов, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях, событиях и т.д., собранных и систематизированных в пригодную для использования форму.

Информацию классифицируют по различным основаниям:

· происхождению на официальную (служебную), исходящую от должностных лиц и неофициальную, источником которой являются частные лица;

· сферам общественной жизни на экономическую, социальную (в узком смысле этого слова), политическую, идеологическую;

· источникам поступления на внутреннюю, возникшую в органе управления, и внешнюю, полученную из внешнего источника;

· материальным носителям на бумажную (печатную), электрическую (телефонную), электронную (магнитная лента, диск, оперативные запоминающие устройства);

· формам носителей на устную, письменную, электронных средств, средств массовой информации (радио, телевидение, газеты), печатную (книги, журналы);

· периоду использования на условно-постоянную (справочники, нормативы) и переменную (оперативные сведения);

· направленности применения на универсальную (не имеющей ограниченного круга потребителей) и специальную (направленную на строго ограниченный круг потребителей);

· видам основных функций социального управления на планово-прогнозную (прогнозы, программы и планы развития объектов и субъектов управления), организационную (об организационной структуре и процессе управления, о взаимосвязи объекта и субъекта управления, о разделении управленческого труда и т.п.), контрольно-учетную (о соответствии хода управленческого процесса цели управления), регулятивную (управленческие решения, правила, нормы, указания и т.п.);

· характеру представления на качественную (отражающую существенные свойства социального явления или процесса с позиций предъявляемых к ним общественно необходимых требований, их полезности, способности удовлетворить ту или иную социальную потребность) и количественную (представляющую меру выражения социального качества, позволяющую выявить величину общественной характеристики социального явления).

Как и всякая классификация, приведенное разделение информации по видам носит условный характер. На практике различные виды информации могут тесно переплетаться друг с другом, а одна и та же информация выступать в различных видах.

Управленческая информация – это часть социальной информации, которая выделена из ее общего массива по критериям пригодности к обслуживанию государственно-правовых процессов формирования и реализации управляющих воздействий.

Такая информация должна быть ориентирована, по крайней мере, по следующим направлениям:

· во-первых, по месту и роли государства в системе частной и общественной жизнедеятельности людей и соответственно по компетенции конкретных государственных органов (объем и содержание управленческой информации должны сочетаться с компетенцией государственных органов);

· во-вторых, по характеру и иерархии законов и нормативных актов, подлежащих обязательной реализации в управленческих процессах (государственное управление во многом существует для исполнения законов, и ему нужна информация, раскрывающая состояние данных отношений);

· в-третьих, по свойствам, формам и закономерностям управляемых объектов, которые дифференцируют и конкретизируют управляющие воздействия различных государственных органов, а также формируют специфические виды правоотношений.

В практике государственных органов об этом часто забывают и вводят в управленческую информацию много политики, идеологии, пропаганды, различных концепций и программ, обещаний и прогнозов. Порой простые управленческие требования так растворяются в массе слов, что их трудно обнаружить и тем более практически реализовать.

Можно выделить следующие источники, объективно порождающие управленческую информацию:

а) нормы законодательных и иных актов, управомочивающие государственные органы и государственных служащих на принятие определенных управленческих решений или совершение управленческих действий в обозначенном времени и направлении (решения и действия по исполнению законов и иных нормативных актов);

б) обращения граждан в государственные органы по реализации своих законных интересов и субъективных прав (обслуживание и защита прав и свобод граждан);

в) обязательные указания вышестоящих государственных органов, подлежащие исполнению нижестоящими и обеспечивающие реальность государственного управления (директивная управленческая информация);

г) факты, отношения, выявляемые в процессе контроля, которые отражают состояние управляемых объектов, а также уровень функционирования управляющих компонентов (управленческая информация об обратных связях в процессах государственного управления);

д) проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации, нуждающиеся в оперативном и активном сильном вмешательстве государственных органов и должностных лиц (управленческая информация о кризисных состояниях общественных процессов).

Проблемная ситуация возникает тогда, когда обнаруживаются серьезные отклонения от заданных параметров деятельности управляемых объектов.

В информационном отношении проблемная ситуация опирается (должна опираться) на первичные, фактологические сведения и данные, ибо каждый уровень обработки (передачи) ее преломляет, изменяет, интерпретирует, в результате чего в момент принятия необходимого решения она во многих случаях воспринимается иначе, чем есть на самом деле. Отсюда «оттяжки» и некорректности в разрешении проблем.

Конфликтная ситуация, состоящая в возникновении противоречий, неразрешимых самостоятельно участниками управленческих и иных отношений, предполагает поиск специальной информации и использование в этих целях специальных форм и методов. Такая информация призвана обеспечивать объективный подход к выявлению, анализу и оценке причин конфликта, независимые экспертные заключения, достоверное знание позиций и мнений конфликтующих сторон, обоснованное привлечение действующих правовых норм.

В экстремальной (чрезвычайной) ситуации, которая возникает при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках, провоцируется организационной преступностью, государственные органы, должностные лица должны действовать в условиях обрывочной, частичной информации и высокой динамики происходящих процессов.

Информационные качества управленческих решений. Основные требования к информации.

В массиве управленческой информации, обеспечивающей государственное управление, первостепенное место принадлежит той части, которая содержится в управленческих решениях.

Именно в них, с одной стороны (в констатирующей части), фиксируются выявленные потребности, интересы и цели в управлении, описываются обстоятельства, факторы и причины, вызывающие необходимость формирования и реализации определенных государственно-управляющих воздействий, указываются конкретные ресурсы, возможности для изменения управленческой ситуации, а с другой (в постановляющей, резолютивной, директивной части) – выдвигаются требования и положения, нормы и правила, определенные действия, которые необходимо соблюдать и осуществлять в целях улучшения состояния какого-либо управляемого процесса, явления, отношения. Поэтому сила и результативность управленческих решений всецело зависят от того, какова управленческая информация и как она в них изложена.

Основными требованиями, предъявляемыми к информации, являются следующие:

1. полнота (достаточность). Управленческая информация должна в полной мере отражать управляемые процессы;

2. достоверность. Управленческая информация должна формироваться на основе объективных оценок, исключающих субъективизм и ошибки;

3. оперативность. Информация должна поступать в сроки, достаточные для своевременного принятия управленческого решения, т.е. чтобы за время ее передачи и переработки состояние объекта, которое она характеризует, не изменилось;

4. полезность. Информация не должна содержать неиспользуемых сведений («шум»), которые вызывают необходимость дополнительной работы по отбору нужной информации;

5. готовность. Информация не должна нуждаться в дополнительной переработке;

6. однозначность. Информация не должна допускать различных толкований;

7. минимальная трудоемкость сбора и передача;

8. максимальная сохранность;

9. агрегирование (сжатие) информации при передачи ее на более высокий уровень управления;

10. передача информации на верхний уровень управления должна строиться по принципу не отклонения от нормы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.