Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Государственное решение как научное понятие

Лекция 3. Государственное управление как процесс принятия и исполнения решения.

План лекции:

1. Государственное решение как научное понятие

2. Выбор целей – определяющее звено процесса принятия решений. Приоритетность политического выбора

3. Последовательность этапов принятия решений и динамика исполнения решений в государственном управлении

 

Деятельность политических институтов и органов администра­тивного управления воплощается в принятии и реализации соот­ветствующих государственных решений: политических и адми­нистративных. Анализ решений - неотъемлемый аспект теории государственного управления. По типу решений, способу их раз­работки, уровню участия различных субъектов, в том числе мас­совых, можно судить о существенных признаках общественно-политической системы.

Государственное решение - тип управленческих решений, составляющих функцию госу­дарственной власти.

Государственное решение - это выбор и обоснование определенного проекта действий государственных органов, направленных на достижение общественных целей.

Следует различать политические и административные решения.

Политические решения - концентрированное выражение политического руководства. Они подчинены осуществлению общих интересов и общих целей социальных групп, либо данного сообщества. Даже если политические решения принимаются на региональном уров­не или в рамках какого-то местного сообщества, они затрагива­ют интересы государственного союза людей, функционирование государственной власти.

Административные решения – это акты управленческих действий, регулирующих функционирование отдельных видов производственно-хозяйствен­ной, социальной и культурной жизни людей и текущей практи­ческой деятельности отдельных организаций. Административ­ные решения - функция органов исполнительной власти и управления.

Политические решения, в отличие от административных, всегда прямо или косвенно адресованы определенным общественным группам людей, служат средством регулирования отношений между ними, являются способом выражения и реализации социальных интересов и целей. Они - результат деятельности субъектов политической власти и политического руководства. В соответствии с принципом приоритетности политики в государственном управлении политические решения имеют доминирующее значение по отношению к административно-управленческим.

Государственное решение характеризуется, прежде всего, субъектом, принимающим решение (руководящий орган государственной власти: коллегиальный или индивидуальный - лидер); объектом, которому адресовано решение (нижестоящие органы управления, социальные группы, занятые в раз­личных сферах жизнедеятельности общества, политические и общественные объединения).

Характеристики государственного решения:

1. авторитет решения, что означает уровень субъекта государственной власти, принимающего решение, его легитимность и обоснованность;

2. диапазон решения, что характеризует политическое пространство, в рамках которого оно действует, и объем задач, охватываемый данным решением; политические решения, как правило, многоцелевые;

3. информационная обеспеченность решения, т.е. информационная база его принятия, в том числе научная;

4. технология и стиль принятия решения - совокупность методов и приемов подготовки и принятия решения, способов получения и восприятия информации, необходимой для решения, порядок и характер обсуждения альтернативных вариантов проектов и определения приоритетных из них; подходы при формулировании целей и при выборе средств для их осуществления;

5. типы принятия решений - демократический или авторитарный;

6. практическая значимость решения.

Государственные решения группируются по многим основани­ям:

1. по уровню субъектов в системе государственной власти и управления - решения федеральных, региональных и местных органов;

2. по характеру целей и задач - решения политические или административные, руководящие и исполнительс­кие, стратегические или оперативно-тактические, общегосударственные или относящиеся к отдельным областям государственной жизни;

3. по сферам жизнедеятельности общества - решения хозяйственно-экономические, социальные, по проблемам государ­ственного строительства и управления, культурного строительства и прочие;

4. по масштабам охвата объекта управления - решения общесистемные, общеполитические, макроэкономические, микросоциальные (относящиеся к отдельным группам производственно-экономических и социальных коллективов);

5. по управленческим функциям - вопросам планирования, организации, контроля и др.

Примерами политических решений служат: государственные программы, социально-экономические, социально-политические концепции и военно-стратегические концепции, законодательные акты конституционного характера, принятые Федеральным Собранием РФ, Указы Президента РФ по общим вопросам деятельности государства и др. В числе административно-управленческих решений следует назвать постановления Правительства РФ, а также приказы и распоряжения министерств и ведомств.

Решения на региональном уровне формулируются в виде законов, принимаемых представительными органами власти, консти­туций республик, уставов областей, краев, постановлений глав администраций субъектов Федерации и др. Они могут быть как политико-правовыми, так и административными актами.

Административные решения федеральных правительственных органов и субъектов Федерации могут нести в себе политический аспект в той мере, в какой они выступают средством реализации общефедеральной политики или Основного Закона государства. Различие между политическими и административными решениями относительно, поскольку, как говорилось, государственное управление по природе своей явление поли­тическое. Политика же - определяющий уровень (по значимости) управления. Это признается и отдельными зарубежными авторами. Например, французский политолог М. Понятовский раз­деляет руководство общественными делами на три уровня: полити­ка - означает, что делать и почему; исполнение - как делать и при помощи чего; администрирование - подсобное средство.

Управленческие решения (политические или административные) по сути своей сводятся к действиям по осуществлению избранных целей. Выбор целей - отправной пункт в разработке и принятии любого решения.

Цель - элемент мыслительной деятельности управляющего субъекта; внутренний побуждающий мотив действия; идеальный образ желаемого результата управляющего воздействия государственного субъекта на объект (общество, отдельные социальные группы, индивиды).

Цель формируется под влиянием господствующих ценностей, выражает определенный замысел, идею, аккумулирует известные знания об управляемой системе и данные опыта управления. Цели разнообразных текущих реше­ний исполнительных органов мотивируются установками выше­стоящих организаций, здравым смыслом управляющих и повседневными потребностями людей.

Управленческие цели классифицируются по многим основаниям:

1) по уровню на шкале общественно-политических ценностей - высшие цели и цели обыденной практики;

2) по степени общности - общенародные (общегосударственные), национальные, классовые, групповые (корпоративные), коллективные, индивидуальные;

3) по значимости сфер жизнедеятельности общества - экономические, социальные, политические, культурологические, конфессиональные;

4) по временным параметрам - долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные, текущие;

5) по актуальности - требующие безотлагательного осуществления, независимо от ситуации и актуализированные сложившейся ситуацией;

6) по достижимости - реально достижимые и возможно (теоретически) выполнимые и т.д.

Ранжирование целей - неотъемлемый, существенный аспект разработки решений.

Типология целей предопределяет различие видов решений. Например: общенародные, общегосударственные, долгосрочные цели реализуются в политических решениях руководящих органов государства, в форме общих политических стратегий.

Основу государственного управления составляет государственная политика. Политическое руководство - высший уровень (по значимости) управления. Поэтому сердцевину государственного решения в его обобщенном, типологическом понимании образует выбор политического курса - государственной стратегии.

Политический выбор - это определение общих долговременных целей, основных задач деятельности государства на данном историческом этапе его существования и развития.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 3. Информационная система государственного управления | Вопрос 2. Выбор целей – определяющее звено процесса принятия решений. Приоритетность политического выбора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.