Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Государственная служба как объект управления




 

Государственная служба это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, осуществляемая на постоянной основе.

В научной и научно-популярной литературе встречается широкий спектр определений понятия «государственная служба». Все зависит от критериев оценки данного феномена, от подходов того или иного ученого к решению проблемы.

Из числа наиболее характерных и удачных понятийных формулировок государственной службы необходимо выделить две, сформулированные учеными РАГС при Президенте РФ:

– это деятельность по выполнению в пределах полномочий прерогатив государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции и законов государства, его политических, экономических, социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу;

– это практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей, функций государства посредством исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах.

Таким образом, понятие государственной службы многозначно, что создает определенные сложности как в теории, так и в практике государственно-служебных отношений. Следовательно, к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к теоретическому определению данного понятия.

В соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством система государственной службы современной России классифицируется по уровневому и видовому признакам.

Согласно уровневой классификации государственная гражданская служба подразделяется на два уровня:

- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;

- государственную службу субъектов РФ, находящуюся в их ведении.

Видами федеральной государственной службы являются:

– гражданская;

– военная;

– правоохранительная.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Статья 5 названного закона определяет, что государственная гражданская служба – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной службы на федеральном уровне осуществляется Конституцией РФ, законами Российской Федерации, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ», указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе» (ст. 4) устанавливает принципы, на которых основана государственная служба:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Для понимания содержания категории «государственная служба» важное значение имеет усвоение понятия «государственная должность».

Согласно Федерального закона «О государственной гражданской службе» (ст.1), «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».

Схема соотношения категорий и групп должностей государственной гражданской службы представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема соотношения категорий и групп должностей государственной службы

 

Характеристика должностей гражданской службы:

1) руководители - должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается указом Президента Российской Федерации.

Федеральный закон о государственной гражданской службе по своей сути является «трудовым кодексом» для российских госслужащих. Он переводит регулирование отношений, связанных с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, в область административно-служебного права. Новизна закона состоит в том, что вместо имевшихся до него двух учреждаются четыре новые категории должностей государственной службы: руководители, помощники (советники), специалисты и обеспечивающие специалисты. Это позволит более детально выработать требования к ним, уточнить должностные обязанности, заработную плату и социальные гарантии.

Основной формой соглашения о приеме на работу должен стать служебный контракт. Для повышения ответственности и эффективности исполнения служащим своих обязанностей вводится должностной регламент. Он включает в себя: квалификационные требования, перечень вопросов, по которым чиновник вправе самостоятельно принимать решения, перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям. Каждые три года чиновник должен проходить аттестацию.

Вместо квалификационных разрядов, теперь устанавливаются классные чины, причем присвоение чина осуществляется по результатам квалификационного экзамена персонально. Гражданским служащим при условии уведомления нанимателя разрешается заниматься иной оплачиваемой деятельностью за исключением коммерческой или предпринимательской, если это не приводит к конфликту интересов.

Предложен механизм разрешения возможных конфликтов государственных и личных интересов на государственной службе, включающий образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов[7].

В федеральном законе о государственной гражданской службе наряду с другими вопросами четко прорабатываются права, обязанности госслужащего, ограничения и запреты, связанные с гражданской службой (ст.14-17), поощрения и награждения, дисциплинарные взыскания, порядок формирования кадрового состава гражданской службы.

Статьей 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий. Им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения (ст.14). На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих (ст. 28).

Следовательно, систематическая профессиональная подготовка и переподготовка является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.

В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и др.

Поскольку повышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководителей и специалистов, значит, для всех категорий работников данная обязанность носит правовой характер. Ее невыполнение может повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. Отказ от повышения квалификации без уважительных причин следует рассматривать как нарушение служебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиями вплоть до освобождения от должности. В то же время успешно и добросовестно исполняющим свои обязанности должна быть предоставлена возможность выбора формы профессионального развития.

Чтобы активнее привлекать на государственную службу перспективных специалистов, вводится новый порядок оплаты труда с учетом эффективности деятельности государственного органа, материальное и моральное поощрение за эффективную и безупречную службу. Для привлечения на государственную службу специалистов из числа выпускников вузов предусмотрена возможность заключения договора между представителем государственной службы, образовательным учреждением и студентом на подготовку с последующим обязательством прохождения последним государственной службы.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» кадровая работа включает в себя:

1) формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;

2) подготовку предложений о реализации положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов о гражданской службе и внесение указанных предложений представителю нанимателя;

3) организацию подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;

4) ведение трудовых книжек гражданских служащих;

5) ведение личных дел гражданских служащих;

6) ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;

7) оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;

8) обеспечение деятельности комиссии по урегулированию конфликтов интересов;

9) организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;

10) организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;

11) организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;

12) организацию заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образования с последующим прохождением гражданской службы;

13) организацию профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировки гражданских служащих;

14) формирование кадрового резерва, организацию работы с кадровым резервом и его эффективное использование;

15) обеспечение должностного роста гражданских служащих;

16) организацию проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу, а также оформление допуска установленной формы к сведениям, составляющим государственную тайну;

17) организацию проведения служебных проверок;

18) организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

19) консультирование гражданских служащих по правовым и иным вопросам гражданской службы.

Гражданам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо соответствовать следующим квалификационным требованиям:

а. по уровню профессионального образования;

б. по стажу гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности;

в. профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей, на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Государственный служащий несет ответственность за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих.

Гражданин не может быть принят на государственную службу, и находиться на государственной службе в случаях:

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

- наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

- наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями.

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы, а также для решения вопроса о присвоении государственному служащему квалификационного разряда проводится его аттестация.

Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.

Система управления государственной службой создается на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности государственных органов при решении вопросов поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва, прохождения и прекращения государственной службы, ведения Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации, использования кадрового резерва для замещения должностей государственной службы, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки государственных служащих, а также в целях осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации о государственной службе. Все перечисленные виды деятельности реализуются с помощью государственной кадровой политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.