Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственная и муниципальная политика в сфере культуры




Муниципальные органы управления образованием

Реализация муниципальной политики в сфере образования и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов. В настоящее время структура этих органов не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов. На практике органы управления образованием в муниципалитетах могут быть организованы как отдел (комитет, департамент) образования в структуре местной администрации, имеющий статус юридического лица.

Муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями (рис. 5).

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

Функции муниципального органа управления образованием

└──────────────────────────┬──────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Планирование, организация,│ │ │Помощь в научно-методическом│

│регулирование и контроль├─┼─┤обеспечении муниципальных│

│деятельности муниципальных│ │ │образовательных учреждений │

│образовательных учреждений │ │ │ │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Контроль условий аренды зданий,│ │ │Обеспечение содержания и развития│

│помещений и иного имущества├─┼─┤подведомственных учреждений │

│подведомственных учреждений │ │ │ │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Координация деятельности│ │ │Информационное обеспечение│

│немуниципальных образовательных├─┼─┤подведомственных учреждений │

│учреждений │ │ │ │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────────────────┐

│Взаимодействие с учреждениями│ │ │Контроль исполнения│

│науки и высшей школы │ │ │законодательства об образовании,│

│ ├─┼─┤соблюдения образовательных│

│ │ │ │стандартов и нормативов │

└─────────────────────────────────┘ │ └─────────────────────────────────┘

┌───────────────┴──────────────────┐

│Анализ состояния и прогнозирование│

│развития системы образования на│

│территории │

└──────────────────────────────────┘

 

Рис. 5 Функции муниципального органа управления образованием

Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44). Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" был первым "отраслевым" законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Культура - это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми ценностях. Отрасль культуры призвана сохранять исторические, национальные памятники, пополнять копилку достижений в области литературы, искусства, художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить исследования в области культуры.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Культурное наследие - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом федеральным законодательством при условии сохранения основного вида деятельности, профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.

Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей.

К сфере культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности (рис.6).

┌──────────────────────────┐ ┌────────────────────┐ ┌───────────────────┐

│Культурно-просветительская│ │ Библиотечное дело │ │ Музейное дело │

│ деятельность │ │ │ │ │

└────────────┬─────────────┘ └─────────┬──────────┘ └───────────┬───────┘

└─────────────────────────┼────────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ │ ┌─────────────────────┐

│ Театрально-концертная ├─┐ │ │ Кино-, │

│ деятельность │ │ │ ┌─┤ видеопроизводство │

└──────────────────────────┘ │┌────────┴───────┐│ └─────────────────────┘

┌──────────────────────────┐ ├┤ Сфера культуры ├┤ ┌─────────────────────┐

│ Цирковая деятельность ├─┤└────────────────┘├─┤ Изобразительные │

└──────────────────────────┘ │ │ │ искусства │

┌──────────────────────────┐ │ │ └─────────────────────┘

│ Декоративно-прикладное ├─┤ │ ┌─────────────────────┐

│ искусство │ │ │ │ Содержание и │

└──────────────────────────┘ │ │ │ реставрация │

┌──────────────────────────┐ │ ├─┤ памятников истории │

│ Историко-архивная │ │ │ │ и культуры │

│ деятельность ├─┤ │ └─────────────────────┘

└──────────────────────────┘ │ │

┌─────────────┴───────┐ ┌──────┴──────┐

│ Радио и телевидение │ │ Краеведение │

└─────────────────────┘ └─────────────┘

 

Рис. 6. Состав сферы культуры

 

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры.

На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются региональные целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства.

Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Федеральный закон 2003 года относит к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организацию библиотечного обслуживания населения, охрану и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.