Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы представления психологических характеристик (профили личности)




 

Все психологические черты взаимосвязаны: нельзя изменить одно, не изменив другие, точно также нельзя сформировать какую-то черту, не опираясь на её природные задатки. Психологические черты фиксируют характерные для человека особенности, с помощью которых он выражает свои потребности, стремления, показывает другому, как надо с ним взаимодействовать.

В начале ХХ в. Р. Кеттелл и Г. Айзенк подошли к психологическим чертам как потенциально доступным измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов. На основе статистического анализа поведенческих характеристик Кеттелл создал тест-опросник, позволяющий построить профиль личности по 16 факторам. Тест-опросник Айзенка, будучи простым в обработке, стал одним из самых востребованных тестов. В настоящее время наиболее привлекательной для практики признана модель «Большая пятерка» (рис. 7).

Это теория, согласно которой существуют пять универсальных параметров личности, дающих ответы на основные вопросы:

1. На что в большей степени ориентирован человек: на свой собственный внутренний мир или мир внешний? (Экстраверсия).

2. Доброжелателен он или не очень? (Доброжелательность)

3. Сознательный или безответственный? (Сознательность)

4. Эмоционально устойчив или неустойчив? (Нейротизм)

5. Умен или не очень? (Открытость опыту)

Построение психологических характеристик общего характера используется в практике индивидуального консультирования. В бизнес-консультировании работа ведется «точечная», определяется функциональная зона, выделяются значимые для должности параметры.

В любой деятельности существует «зона операциональной неопределенности», которая позволяет людям с разными физиологическими особенностями, способностями, характером добиваться эффективности одной и той же деятельности разными способами.

 

 

Рис. 7. Модель личности «Большая пятерка»

 

Индивидуальный стиль деятельности одного человека не может быть принят как образец для другого. Поэтому в процессе обучения акцент делается на поиске собственного стиля, максимально соответствующего природным особенностям человека.

В качестве критериев оценки индивидуального стиля деятельности (ИДС) руководителя используют пять параметров (рис. 8):

· отношение к работе: отчуждение (внешняя мотивация) – погруженность (внутренняя мотивация);

· стремление к среднему результату: «радикалы» – «консерваторы»;

· ориентация на производство: «жёсткий» стиль;

· ориентация на людей: «мягкий» стиль;

· ориентация на создание условий для сотрудничества.

Степень выраженности каждого параметра фиксируется в стандартизированных баллах (стенах). Показатели в диапазоне 3 – 8 стенов относятся к «коридору норм», а выход за его пределы означает акцентуированность, т.е. явную выраженность данного параметра.

На рис. 9 показаны профили трёх руководителей.

 

 

Рис. 8. Параметры оценки ИДС руководителя

 

 

Рис. 9. Профили ИДС руководителей:

 
1-й профиль: успешный руководитель в конкурирующих условиях; 2-й профиль: успешный руководитель в стабильных условиях; 3-й профиль: руководитель, показывающий низкие результаты в любых условиях

 

Глубокое знание личности, на которое ориентируются в своей работе психологи, в практике отбора персонала рассматривается как «излишнее». Практики хотят получить что-то удобное в работе: не слишком примитивное, но и не «загруженное теоретическими изысками». Таким запросам отвечают типологии личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.