Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды влияния

Влияние в группе

Л е к ц и я 7

 

Влияние процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека (объекта влияния), его установок, намерений, представлений и оценок в ходе взаимодействия с ним.

Различают влияние:

- направленное и ненаправленное;

- осознанное и неосознанное;

- открытое и скрытое;

- речевое и эмоциональное.

 

Речевое влияние характеризуется осознанностью, может быть скрытым (манипулирование) и открытым, имеющим разную степень аргументированности (рис. 19). Явно аргументированный характер влияния проявляется в убеждении, наименее аргументированной формой является внушение.

Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на человека (группу) с целью изменения взглядов, мнения, намерения, решения, отношения, суждения.

Самопродвижение – объявление своих целей и предъявление своей компетентности и квалификации для того, чтобы иметь преимущества в ситуации выбора.

Внушение – сознательное неаргументированное воздействие на человека (группу) с целью изменить его состояние, отношение к чему-либо или предрасположенности к определенным действиям.

Просьба – обращение к человеку с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

Принуждение – угроза применения инициатором контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения (лишение благ, изменение условий жизни или работы).

Деструктивная критика – высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о человеке, грубое осуждение, осмеяние его дел и поступков. Человек в этой ситуации стремится «сохранить лицо», что отвлекает его силы на борьбу с возникающими отрицательными эмоциями, отнимает веру в себя.

Манипулирование – скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений, выполнению действий, необходимых инициатору своих собственных действий.

Видов эмоционального влияния меньше. Использование эмоционального влияния протекает, как правило, непроизвольно: формирование благосклонности; заражение; побуждение к подражанию. Профессионально техники эмоционального влияния осваивают актеры, добиваясь эффекта непроизвольности, поскольку произвольность воспринимается как неискренность и сразу же отторгается.

Заражение – передача своего состояния (осознанно или неосознанно) другому человеку (группе), который перенимает это состояние или отношение (эмоциональные состояния передаются).

Пробуждение импульса к подражанию – способность вызывать стремление быть похожим. Копирование чужого поведения и образа мыслей может быть как произвольным, так и непроизвольным.

Формирование благосклонности – привлечение к себе внимания путем проявления собственной незаурядности, привлекательности, высказывания благоприятных суждений о человеке, по отношению к которому оно осуществляется, оказание ему услуг, подражание.

Нет универсальных техник противодействия влиянию. Человек редко использует только один вид влияния. Например, процесс выработки убеждения протекает с использованием и эмоционального влияния. Наиболее оптимальное соотношение видов влияния и противодействия влиянию представлено на рис. 20.

 

 

 

Рис. 20. Противодействие влиянию

Игнорирование – действия, демонстрирующие, что адресат умышленно не замечает, не принимает во внимание слова, действия или чувства, которые на него направлены.

Конструктивная критика – обсуждение с опорой на факты целей, средств, действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, требованиям адресата.

Контраргументация – сознательный аргументированный ответ, отвергающий или оспаривающий доводы инициатора воздействия.

Конфронтация – открытое и последовательное противопоставление адресатом своей позиции и своих требований инициатору воздействия.

Отказ – выражение адресатом своего несогласия выполнить просьбу инициатора воздействия.

Психологическая самооборона – применение речевых формул и интонационных средств, позволяющих сохранить присутствие духа и выиграть время для обдумывания дальнейших шагов в ситуации проявления различных видов психологического влияния.

Творчество – создание нового, пренебрегающего влиянием образца, примера или моды.

Уклонение – стремление избегать любых форм взаимодействия с инициатором воздействия, в том числе случайных личных встреч и столкновений.

Энергетическая мобилизация – сопротивление адресата попыткам внушить или передать ему определенное состояние, отношение, намерение или способ действия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Виды подчинения | Стратегии влияния
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.