Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы формирования команды

 

Развиваясь, группа проходит ряд этапов, которые не следует рассматривать жёстко, однако последовательность событий явно прослеживается, что и позволяет выделить отдельные этапы (рис. 27). Команда формируется сознательно, сам по себе процесс развития группы не приводит к команде высшего качества.

Формирование. Вначале у команды бывает явный переизбыток энергии, которой всё равно не хватит на весь период работы группы. Собравшиеся люди должны будут преодолеть внутренние противоречия и сомнения, что необходимо для создания полноценной команды. Этот процесс порождает риск.

Роль лидера на этом этапе является решающей: он должен познакомить людей друг с другом, прояснить цели и процедуры, которые имеют отношение к действиям команды, оговорить роли и ответственность.

 

 

Рис. 27. Этапы формирования команды

 

Бурление – внутригрупповой конфликт. Если лидер попытается пресечь конфликт, то это может привести к скрытому конфликту, который будет препятствовать формированию команды, и ситуации появления нового лидера. Поэтому необходимо обеспечить открытый обмен мнениями, при котором допускаются все точки зрения. Эта стадия очень напряжённая, но проходит она, как правило, быстро. Люди выходят из внутригруппового конфликта по-разному. Встречаются и такие, у которых конфликт затянется, и они могут попытаться разжечь его вновь. На этом этапе происходит распределение ролей в группе.

Нормирование. Обсуждение и конфликт неизбежно приводят к выводу: все люди разные и надо как-то договориться, чтобы вместе делать одно дело. Для этого нужны правила. Ни одна общность не обходилась без правил, писанных или неписаных. Группы вырабатывают свои нормы и правила. Механический перенос в группу социальных правил внешнего мира непродуктивен, как и перенос групповых норм в реальную жизнь.

Правило первое. Здесь и сейчас. Это правило ориентирует членов группы обсуждать то, что происходит в данный момент. Акцентирование на настоящем способствует развитию рефлексии и навыков самоанализа.

Правило второе. Искренность и открытость. Чем искреннее будут суждения и откровеннее высказывания, тем успешнее будет работать группа в целом. Однако следует помнить, что люди с большим трудом осваивают это правило, поскольку в реальной жизни оно может принести серьезную проблему для человека.

Правило третье. «Я». Одним из основных способов обучения взрослых является использование механизмов рефлексии. Это очень важно, поскольку напрямую связано с умением брать на себя ответственность и принимать себя таким, какой есть.

Правило четвертое. Активность. Члены группы должны принять правило проявлять активность, т.е. реально участвовать в дискуссиях, принятиях решения, рефлексии.

Опыт показывает, что время, потраченное на формирование общих норм и правил, окупается с лихвой.

Функционирование. Эта стадия наивысшей эффективности группы, которая наступает тогда, когда ее члены полностью консолидируются, становятся общностью. Появляется ценностно-ориентационное единство, препятствующее возникновению конфликтов. Создается хороший психологический климат, все сконцентрированы на работе, энергия направлена на достижение высоких результатов. Работа лидера – оценка эффективности команды в целом и отдельных людей в частности, что необходимо для оплаты труда. Действия руководителя: одобрение, выслушивание полезных замечаний, уменьшение числа инструкций.

Перемены (расставание). Рано или поздно дело, ради которого создавалась команда, завершается. Члены команды начинают испытывать сожаление, думать о дальнейшем. Вновь появляется ситуация неопределенности. Будет ли для команды поставлена новая задача и справятся ли они с ней. Кто-то начинает подыскивать себе работу в другом месте. Задача лидера – поддерживать людей эмоционально, поощрять членов команды поддерживать отношения друг с другом, занимаясь другими проектами.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Развитие команды | Функциональные роли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.