Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая типология конфликтов

 

Классификация конфликта зависит от тех критериев, которые берутся за её основу. Наиболее распространённые классификации конфликтов основаны на таких критериях, как:

· стороны конфликтов;

· характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт;

· направленность конфликта;

· временные параметры конфликта;

· результативность конфликтов.

Общая типология основана на использовании пяти выделенных критериев:

ð Сторона конфликта: внутриличностные; межличностные; между личностью и группой; межгрупповые; международные.

ð Характер потребностей, ущемление которых вызвало конфликт: духовные; материальные; статусно-ролевые.

ð Направленность: вертикальные; горизонтальные.

ð Временные параметры: кратковременные; быстротечные; длительные.

ð Результативность: конструктивные; деструктивные.

Конфликт в организации может протекать и распространяться в следующих основных направлениях:

Горизонтальные конфликты, или конфликты «равный с равным», представляют собой конфликты между коллегами, руководителями одного уровня и характеризуются тем, что участники не могут использовать в противостоянии самый главный ресурс – статус в организации, должностное положение. В этом случае на первый план выходят связи членов организации, их прошлые заслуги и опыт.

Вертикальные конфликты, или конфликты руководителей с подчиненными, изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают бóльшими ресурсами и возможностями, чем подчиненные.

Смешанными в данной классификации именуются те конфликты, в которых представлены и коллеги, и руководители разных уровней.

Как показывает практика, до четырех пятых всех конфликтов в организациях относятся к конфликтам второй и третьей групп по этой типологии.

По своему содержанию организационные (производственные) конфликты могут быть организационно-технологическими, социально-экономическими, социально-культурными, административно-управленческими, социально-психологическими. Организация создается для достижения определенной цели, которая является интегрирующим фактором объединения людей.

Конструктивные функции конфликта. На оппонентов конфликт может влиять положительно, поскольку служит одним из средств самоутверждения личности, формирования активной жизненной позиции; способствует повышению авторитета участника, отстаивавшего справедливые цели; может улучшить качество индивидуальной деятельности; служит источником развития личности и межличностных отношений; ослабляет психическую напряженность; позволяет участникам конфликта более глубоко оценить друг друга; устраняет полностью или частично возникшее противоречие.

На группу в целом и её членов конфликт может оказывать положительное действие, так как оптимизирует межличностные отношения в группе; способствует поиску продуктивных решений и проблем; может выполнять функцию сплочения группы; может способствовать появлению новых, более благоприятных условий; зондирует общественное мнение, коллективные настроения; выявляет нерешенные проблемы в деятельности группы; служит средством активизации социальной жизни группы, общества.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трудные ситуации и их разновидности | Психологические доминанты поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.