Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционное законодательство о суде




Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей

Судебной власти посвящена гл. 7 Конституции РФ, принято несколько федеральных конституционных законов – о судебной системе РФ (1996 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о военных судах (1999 г.), о Конституционном Суде РФ (1994 г.);, множество федеральных законов: приняты законы о мировых судьях (1999 г.), о народных заседателях (2000 г.), о статусе судей (1992 г.), о защите судей и других служащих правоохранитель­ных органов (1995 г.), об органах судейского сообщества (2002 г.) и т.д. В 2001 г. во многие из этих актов внесены изменения, получившие на­звания судебной реформы;

Задача судебной власти, судов — обеспечение правосудия, которое в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и только судами, созданными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным кон­ституционным законом «О судебной системе Российской Федера­ции». Создание чрезвычайных и иных судов, не предусмотренных фе­деральным конституционным законом, не допускается.

Особенности судебной власти РФ. Судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы (прокуратура, МВД, нотариат и т.д.) ею не наделены. Вместе с органами других ветвей власти (законодательной и исполнительной), иными государствен­ными органами суды осуществляют государственную власть, источ­ником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей (о них — ниже).

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения (по распространенному мнению, в России нет прецедент­ного права), не занимается исполнительно-распорядительной дея­тельностью. Суд осуществляет государственную власть в форме право­судия. Суды осуществля­ют судебную власть от имени государства (приговоры и решение вы­носятся именем Российской Федерации).

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реа­лизуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров (уго­ловных, гражданских, трудовых), жалоб на действия чиновников и других дел. Словом, суд призван разрешать конфликты в обществе, ис­пользуя государственную власть.

Для осуществления судебной власти особое значение имеет соблю­дение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по суще­ству, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмотрение, если нарушена форма процесса.

Судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть га­рантией объективности, обоснованности принятого решения. Едино­лично решают дела мировые судьи, но и тогда они действуют в судеб­ном процессе.

Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сложи­лось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении; ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное конкретное дело.

Контроль за деятельностью судов (если он не относится к повтор­ному рассмотрению дела) имеет в основном внутренний характер и осуществляется внутри этой ветви власти рассматриваемыми ниже ор­ганами судейского самоуправления.

Правосудие — главная, но не единственная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.), толь­ко они разрешают применение таких мер. Судьи удостоверяют факты, имеющие юридическое значение (признание умершим, безвестно от­сутствующим и др.), устанавливают ограничения правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным), осуществляют су­дебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т.д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав (например, признание демонстрации или забастовки незакон­ной). Пленум Верховного Суда РФ дает судам руководящие разъясне­ния по вопросам судебной практики, т.е. толкует нормы права.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить че­ловека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию (Верховный Суд РФ), лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, при­знав ее незаконной. Однако на практике судебная власть в России слаба.

Не в последнюю очередь это объясняется отсутствием уважения у граждан к этому органу, низким авторитетом носителей судебной власти.

Судейское самоуправление. Обособление судебной власти предпола­гает создание особых органов судейского сообществасудейского само­управления. Это — созываемый в четыре года Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Федерации (созываются по мере необхо­димости, но не реже одного раза в два года), избираемые ими советы судей РФ и ее субъектов, общие собрания судей судов, а также Высшая квалификационная коллегия судов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Квалификационные коллегии рассматривают заявления кандида­тов на судебные должности и по результатам экзаменов дают (не дают) рекомендации на должность судьи, приостанавливают или прекраща­ют полномочия судей, осуществляют аттестацию судей, налагают дис­циплинарные взыскания, решают кадровые вопросы и др. Только они вправе снять с судьи неприкосновенность (после предвари­тельного рассмотрения дела судьи коллегией в составе трех членов Верховного Суда РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 263; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.