Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отличия фарфора от фаянса

По составу фарфор отличается от фаянса меньшим наличием глины и большим количеством различных составляющих: каолина, кварца и т.д. Это увеличивает его стекловидность перед глиняными изделиями. Но в быту трудно понять состав изделий, поэтому существует ещё несколько секретов, которые помогают отличить фарфоровые изделия от фаянсовых:

1. Возьмите кружку, тарелку или другое изделие, переверните его и посмотрите на ободок. Если не заглазурированный край белый, то это, скорее всего фарфор. Если черепок отличается от цвета глазури либо является бежевым, светло-бежевым, то фаянс.

2. Посмотрите изделие на свет: фарфор будет просвечиваться, а фаянс нет. Если изделие объемное, как статуэтка, то обратите внимание на донышко: у фарфора не должно быть снизу глазури. Её счищают перед вторым обжигом, чтобы изделие не прилипло к подставке, так как обжиг осуществляется при высоких температурах. Фаянс абсолютно непрозрачен.

3. Постучите легонько по чашке или тарелке. Фарфор даже при легких касаниях начинает звенеть чистым и ясным тоном. Фаянс же имеет более глухой звук.

4. Со временем фаянс «стареет» — его поверхность покрывается мелкими трещинами. Это не дефект, а естественный процесс, но фарфору он не присущ.

5. Взвесьте кружку или чашку в руках: если она окажется тяжелее, чем кажется на первый взгляд из-за толщины стенок, значит это фаянс.

6. Как правило, фарфор белый (возможно с росписью), а вот фаянс может быть цветным. Так что если у вас в руках кружка синего, красного или другого цвета — это фаянс. Справедливости ради стоит отметить, что можно встретить цветной фарфор, но это редкое явления, и такое изделие относится к очень дорогим, так как при всех своих цветах оно должно сохранить прозрачность.

 

 

Сырьем для произ-ва фаянса служат беложгущиеся пластичные глины, каолин и кварц и разл добавки; в нек-рые виды фаянса добавляют полевой шпат, мел, доломит, тальк, нефелиновый сиенит, волластонит (для облицовочных плиток) и др. Глина-сырец чаще всего добывается в районах расположения фаянсовых мануфактур.

По составу сырья и свойствам различают:

1) глинистый - древний фаянс - содержит 75-85% глинистого компонента -глина, 15-25% кварц. Температура обжига была 950-960°С, такой фаянс покрывали цветной глухой глазурью. Этот фаянс характеризовали высокая пористость и малая механическая прочность.

2) известковый, или мягкий (типичный средневековый) - 35-55% глины. З0-45% кварц. и 5-20% (10-35 %) известняка, доломита или мела. Отличается невысокой температурой и узким интервалом обжига; температура обжига его достигала 1100-1160°С; черепок был пористый (19-22% по водопоглощению) и малопрочный.

3) полевошпатовый, твердый - впервые изготовленный в начале 18 века в Германии. Получил наибольшее распространение с конца 19 века в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины. 40-65% глины. 25-55% кварц., 3-12% полевого шпата. Мел был частично или полностью заменен полевым шпатом. Твердый фаянс обжигали дважды: сначала при более высокой температуре (1230-1280°С) - для получения качественного черепка, а вторично - при более низкой температуре (1050-1150°С) - только для оплавления глазури. Хорошие механические характеристики. Изделия, содержащие более 10% полевого шпата, наз. полуфарфором. Современные заводы выпускают полевошпатовый твердый фаянс с очень стойкой глазурью.

4) фаянс смешанного типа -35-60% глины. 30-48% кварц., 1-5% полевого шпата и 5-8% мела или доломита.

Шамотированный фаянс, шамотный - получают введением в состав фаянсовой массы шамота – алюмосиликатного материала, содержащего 30...45% оксида алюминия Al2O3 и 54...70% диоксида кремния SiO2, Такой фаянс обладает повышенной термостойкостью и устойчивостью к ударам. Из него изготавливают ванны, раковины и другие санитарно-технические изделия.

!!! Дорогие сорта фаянса внешне похожи на фарфор и отличаются тем, что черепок непрозрачен, глазурь с донышка не счищена.

 

Различают фаянсовые изделия:

художественно-декоративные,

хозяйственно-бытовые

строительные (облицовочные плитки).

Ассортимент фаянсовой посуды уже, чем фарфоровой и представлен двумя большими группами:-Столовая посуда: тарелки, блюда, вазы для супа, салатники, миски,блюдца, селедочницы и др. В группе столовых товаров из фаянса большего всего выпускают тарелок икружек.- Чайная посуда: кружки, масленки, конфетницы, чайники Эту посудупредлагается как штучной, так и в виде наборов различной комплектации,например столовые сервизы, наборы для чая, для молока, для салата, дляблинов, детские наборы.Производство чайных сервизов в последнее время сокращается, так как на них падает спрос.

 

Фаянсовая схема обжига

Художественно-декоративный и хозяйственный фаянс изготовляют аналогично фарфору.

После формования фаянс высушивают и подают на первый (утельный) (1) обжиг в туннельные печи. Первый обжиг фаянса - высокий. В фаянсовых массах практически нет плавней, поэтому при обжиге образуется минимальное количество жидкой фазы, или не образуется вообще, а глины, входящие в его состав, имеют высокую тугоплавкость. Это дает возможность обжигать изделия из фаянса сразу при температурах, необходимых для созревания черепка. Как правило, это невысокая по сравнению с фарфором температура 1200-1250 C.

После обжига раскрашивают подглазурными красками. Для подглазурных разделок используют такие способы декорирования как раскраска аэрографом, нанесение рисунка резиновым штампом, ручная раскраска, нанесение отводок в виде лент и усиков, а также комбинированные способы.

Затем изделия покрывают глазурью. Все изделия как раскрашенные так и не раскрашенные, глазуруют на поточных линиях на специальных машинах, разработанных конструкторами завода.

И снова обжигают. Второй обжиг, политой, можно проводить при любой температуре! То есть, при той, которая требуется для нормального растекания глазури: 1150 - 1250oC, если это "фаянсовые" глазури, 900 - 1000oC, если это свинцовые майолики; можно нанести белую эмаль и использовать технику росписи по сырой эмали. Второй политой обжиг придает фаянсу необходимый блеск, водонепроницаемость и гигеничность. Во всех случаях, если глазури подобраны правильно, мы получим изделие с такой же прочностью, какой она была после первого обжига.

После второго обжига изделия обрабатывают и сортируют.

если необходим третий обжиг. Нераскрашенные изделия передают на декорирование. Для надглазурных разделок применяют декалькоманию, штамп, печать, шелкографию, отводку золотом и красками, ручную раскраску, а также комбинированные способы декорирования. Рисунки, выполненные надглазурными красками, закрепляют третьим обжигом (3) при 700-900 0C.

!!! Третий, декорирующий, обжиг проводят так же, как и в фарфоровой схеме. Если он необходим. Ведь, по сравнению с фарфором, низкая температура политого обжига допускает применение глазурей и красок широкой цветовой гаммы.

Ф аянс обычно расписывают, нанося рисунок на изделие до или после глазурования.

 

Облицовочные плитки производят след, образом: измельченные мокрым способом и смешанные сырьевые компоненты высушивают в распылит, сушилках до влажности 8-10%, прессуют и дважды обжигают в скоростных роликовых печах при 1000-1050 0C; глазурование белыми или цветными легкоплавкими глазурями проводят между обжигами при температуре до 11500C.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обжиг майолики | Что надо помнить при уходе за посудой из фарфора и фаянса?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1153; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.