Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление причинности и детерминации преступности путем обобщения данных о преступлениях

Наряду с указанным аспектом анализа деятельности криминологически существен и другой: установление фактов особо положительного поведения, всего того, что сви­детельствует о позитивных качествах личности, в целях правильной оценки личности при решении вопроса о при­менении наказания.

Анализ ситуации преступления характеризуется определенным состоянием, или поведением потерпевшей стороны, и условиями, в которых происходит взаимодействие преступника и потерпевшей сто­роны. При этом важно определить, что явилось определяю­щим в этом взаимодействии — ситуация или личность, и почему личность оказалась в сложной ситуации.

Разграничивают ситуации по источнику возникновения ситуаций, в которых принима­ется и реализуется решение о совершении преступления. Такой подход плодотворен. В частности, выделяются следую­щие ситуации:

а) заранее создаваемые преступником в це­лях облегчения совершения преступления (например, нару­шение системы учета и контроля в учреждении в целях без­наказанного совершения хищений);

б) создаваемые по вине преступника, но не преднамеренно (в результате употребле­ния им большого количества спиртных напитков);

в) возни­кающие в результате аморальных и противоправных деяний иных лиц;

г) вызванные экстремальными ситуациями при­родного, техногенного, социального характера;

д) возникшие в результате случайного стечения обстоятельств.

При оценке ситуации важно полно установить характер поведения потерпевшей стороны, выяснить, не имел ли ме­сто фактически конфликт криминального характера: когда обе стороны вели себя уголовно наказуемо и только случай решил, кто из них в итоге нанес другому тяжкое поврежде­ние. Получение такого повреждения само по себе не может служить основанием для избавления лица, ставшего в этом случае потерпевшим, от уголовно-правовой оценки его пове­дения до данного момента.

Криминологический интерес представляет оценка ситуа­ции и с точки зрения состояния социального контроля:

а) за­трудняло ли его состояние совершение преступления, препят­ствовало ли ему;

б) облегчало преступное поведение;

в) было нейтральным.

Если человек совершал преступления, преодо­левая сложные преграды, нейтрализуя усилия свидетелей по­мешать преступлению, это может характеризовать его крими­нальную позицию как продуманную и активную и в то же вре­мя дает материал для дальнейшего анализа причин того, поче­му социальный контроль не оказался действенным в соответ­ствующей ситуации, что надо делать для его совершенствования.

 

Выявление детерминации и причинности преступности путем обобщения данных о преступлениях на практике про­исходит наиболее часто. Отбираются уголовные дела о пре­ступлениях, причины которых анализируются, затем эти дела изучаются по определенной программе.

Следует избегать двух ошибок:

1) не стоит изучать уголовные дела только ради получе­ния тех данных, которые содержатся в статистических кар­точках первичного учета и статистических формах, напри­мер, данные о возрасте, роде занятий. Другое дело, если надо не просто выяснить уровень образования, но и понять, поче­му он низкий, как он связан с формированием личности в целом, причинами и условиями преступного поведения;

2) полезно помнить, что преступность — явление иного уровня, чем индивидуальное преступное поведение, и порож­дается она, следовательно, не индивидуальными явлениями, такими, как свойства отдельных личностей и особенности их конкретной социальной среды. За индивидуальными явления­ми следует видеть обстоятельства, определяющие их распро­страненность, порождающие сами эти явления. Например, за низким образованием преступников — нарушения законода­тельства об образовании, порождаемые, в свою очередь, тоже комплексом причин. За неблагополучными семьями — просчеты в выявлении семей, не обеспечивающих должных условий воспитания детей, и в работе с такими семьями, а так­же причины указанных просчетов: социально-правовую пас­сивность граждан, не сообщающих о таких семьях, некомпе­тентность сотрудников органов опеки и попечительства, сла­бую материальную базу социальной поддержки семьям и т. п.

Выявление причин преступности, отдельных ее видов по­средством использования данных об отдельных преступлени­ях может осуществляться путем:

1) выявления причин отдель­ных преступлений, обобщения данных о них с одновременным углубленным анализом причинных связей и выходом на соци­альные явления регионального, общегосударственного и даже межгосударственного масштаба;

2) выделения типичного пре­ступного поведения для данного региона, данной социальной группы либо вида преступности и монографического изучения порождающих его причин с прослеживанием более далеких социальных связей и зависимостей.

Рассмотрим эти пути подробнее.

1. Обобщение данных о причинах отдельных преступле­ний предполагает, во-первых, выявление причин, порождаю­щих эти отдельные преступления; во-вторых, установление сходного в комплексе причин разных преступных деяний. При этом сравнении обнаруживается:

а) сходное;

б) индивидуаль­ное, неповторимое.

На основе анализа сходного формируется пред­ставление об общем в причинах разных групп преступлений. Од­новременно осуществляется классификация самих преступлений с переходом ко все более крупным группам и обобщениям.

Например, сначала преступления могут группироваться по их уголовно-правовой характеристике: кражи, разбои, грабе­жи и т. п.

Затем оказывается, что существуют общие причины у краж, грабежей иразбоев (например, совершаемых ради того, чтобы не выглядеть хуже хорошо одетых окружающих или из-за потребности в спиртных напитках) и что разница в при­чинах краж, в основе которых лежит разная мотивация, более велика, чем в причинах краж и разбоев с одной мотивацией.

Выбор того или иного способа преступного посягательства (тайного завладения либо открыто — с применением насилия) может диктоваться условиями, а не причинами. Таким образом происходит укрупненная группировка корыстных, насильст­венных, иных преступлений.

Группировки на основе мотивации приближаются к типо­логической классификации. Близки к типологии и группиров­ки, исходящие из признаков-причин: преступления из-за аб­солютной материальной нужды, из-за пьянства и т. п.

В корыстной преступности выделяются следующие наиболее распространенные ее виды, производные от общей деморализации личности — алкоголизма, нарко­мании, токсикомании, паразитического существования лю­дей, в результате чего, с одной стороны, возникают иска­женные потребности, с другой — трудности в их удовлетво­рении, в том числе вследствие дисквалификации, отсутствия легальных источников доходов и т. п.;

погони за сверхдоходами, что чаще всего определяет со­вершение наиболее опасных форм хищений, хозяйственных, должностных преступлений, бандитизм и ряд иных деяний;

абсолютной нужды в условиях невозможности обеспе­чить приемлемый уровень жизни;

теневых экономических и других отношений, предпола­гающих решение иногда вполне легальных задач на основе внеправового вознаграждения контрагентов и использования, таким образом, не основанного на законе порядка передачи и получения денег, материальных ценностей, неуплаты на­логов и иных платежей;

бесхозяйственности, недостатков учета и контроля, ох­раны имущества, просчетов в правоохранительной деятель­ности, в результате чего формируется убеждение в безнака­занности и допустимости совершения новых имуществен­ных преступлений;

бюрократизма, ведомственности, местничества, что при­водит к стремлению любой ценой обеспечить видимое благо­получие и скрыть факты разбазаривания государственных, муниципальных, иных средств, корыстные злоупотребления по службе, взяточничество и т. п.;

просчетов в управлении экономикой, что приводит к ин­фляционным процессам, снижению жизненного уровня насе­ления, бывает связано с корыстными преступлениями в сфе­ре приватизации, иными деяниями;

нарушений демократических принципов управления об­ществом, отсутствия гласности, механизмов действенного контроля народа за различными ветвями власти, результа­том чего бывает корыстное использование государственного аппарата в личных либо клановых интересах.

Насильственная преступность, как правило, есть след­ствие взаимосвязанного влияния:

алкоголизации части населения, половой распущенности, возникновения специфических группировок деморализован­ных лиц, организованных преступных формирований, внут­ри которых часто вспыхивают конфликты, разрешающиеся с применением насилия, и которые вступают в конфликты с другими людьми, — все это отрицательно влияет на подрас­тающее поколение, демонстрируя насилие как средство раз­решения противоречий и достижения целей;

искаженных взглядов, вредных обычаев, традиций, при­вычек, диктующих, в частности, разрешение споров с при­менением насилия (месть и т. д.), неправильное отношение к женщине (допустимость избиения жен и т. д.);

бюрократизма, отсутствия гласности, недостатков в дея­тельности государственных органов и институтов граждан­ского общества по защите нарушенных прав и законных ин­тересов граждан, в результате чего последние порой предпо­читают насильственные способы расправы с обидчиками;

социальной пассивности части населения, слабой эффек­тивности деятельности государственных и общественных институтов по оказанию помощи в разрешении острых семейно-бытовых конфликтов, в результате чего последние обо­стряются и разрешаются насильственным путем вплоть до убийств супругов, детей и т. п.;

стремления субъектов к самоутверждению и оценке на­силия как наиболее эффективного средства в конкретных условиях (имеются в виду и отдельные лица, и различные общности, включая этнические);

недостатков социального контроля, в том числе охраны общественного порядка.

В разных сочетаниях указанные обстоятельства порож­дают разные виды преступного поведения, даже в рамках насильственного или корыстного типа. Возрастание уровня обобщения заставляет продолжить линии причинных свя­зей, так как возникает необходимость ответить на вопрос о том, почему в относительно массовых масштабах соверша­ются указанные деяния.

Одни и те же виды преступности, даже при одинаковой характеристике причин индивидуального преступного пове­дения, могут порождаться разными характеристиками соци­ально-групповой, социально-территориальной среды и сре­ды более высокого уровня. Например, за абсолютной нуждой одних несовершеннолетних может стоять растущая безра­ботица и просчеты в обеспечении безработных пособиями, обеспечивающими их семьям выживание, а применительно к другим подросткам — просчеты в социальном реагировании на алкоголизм и пьянство родителей, имеющих детей и про­пивающих вполне приличные доходы.

Поэтому нельзя заранее, а тем более "жестко", опреде­лять причинные цепи, характерные для разных типов преступности.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изучение причин и условий преступления | Понятие борьбы с преступностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 573; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.