Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Клиническая криминология

В XIX веке Э. Ферри и Р. Горафало разработали кон­цепцию опасного состояния преступника, суть которой за­ключалась в том, что преступника надо не карать, а выво­дить из состояния повышенной склонности к преступлению (и до тех пор, пока это не сделано, изолировать). В XX веке эта концепция была положена в основу нетрадиционного на­правления науки о методах воздействия на преступность — клинической криминологии. Представители данного научно­го направления практически отрицали кару как превентив­ное сдерживающее средство. Они попытались превратить криминологию в своеобразную антикриминогенную медици­ну, а тюрьму — в клинику.

Значительный вклад в развитие клинической кримино­логии внесли итальянские исследователи Ф. Граматика и Б. ди Тулио. Весьма основательно методы клинического воз­действия на преступников (реальных и потенциальных) раз­работал французский криминолог Жан Пинатель. Клиниче­ское воздействие осуществляется последовательно в соот­ветствии со следующими этапами: диагноз, прогноз, пере­воспитание.

В процессе диагностики необходимо выявить преступ­ный порог лица (легкость выбора им преступных форм пове­дения). В ходе перевоспитания необходимо улучшить соци­альные реакции преступника (снизить или устранить агрес­сивность, эгоцентризм), изменить установки и привычки, из­менить отношение к различным социальным фактам (в том числе избавить их от безразличного отношения к уголовному наказанию). К числу достаточно эффективных и наиболее гуманных методов коррекции криминальных склонностей, практикуемых клиницистами, относится психоанализ. Помимо психоанализа в арсенале клинической криминологии — элек­трошок, лоботомия, таламотомия, медикаментозное воздей­ствие, хирургические методы.

Методы воздействия на преступность, разрабатываемые учеными этого направления, связаны с неопределенным наказанием преступников (лишение свободы до тех пор, пока комиссия врачей, как правило психиатров, не даст заключе­ния об утрате опасного состояния). Эта практика в 70—80-е годы была весьма распространена в ряде стран, в том числе в США. С. Чавкин, исследовавший эту проблему, приводит данные о том, что в США около 80% заключенных отбывали срок по неопределенному приговору.

Попытки выявить потенциальных преступников, предпри­нимавшиеся еще Ломброзо, занимают значительное место в практике ученых-клиницистов. Сама эта тенденция имеет по­ложительное значение, в общей теории криминологии на ней основываются все методы прогнозирования преступного пове­дения. Неприемлемым является принятие на основе данного прогноза карательных и иных жестких мер. С. Чавкин приво­дит данные о том, что 43% несовершеннолетних заключенных, содержащихся в тюрьмах США, не совершили никакого пре­ступления, а попали в категорию лиц, нуждающихся в надзо­ре, в связи с тем, что допоздна бродили по улицам, курили в учебном заведении, не посещали школу. По ходатайству роди­телей непослушных несовершеннолетних в США могут помес­тить в специальный центр по перевоспитанию, где режим схо­ден с тюремным. В США ежегодно 600 тыс. несовершеннолет­них подвергаются аресту на основании: "дети, нуждающиеся в надзоре". Трудновоспитуемые содержатся вместе с преступ­никами в "исправительных школах", где, по мнению американ­ского криминолога А. Найера, их готовят к карьере профессио­нальных преступников.

В конце 60-х — начале 70-х годов авторитет клинической криминологии был очень высок, на исследования клиницистов возлагались большие надежды. Вот какую оценку этого крими­нологического направления мы находим в документах ООН: "Методы надзора за правонарушителями и физического кон­троля над ними все более совершенствуются благодаря пере­довым достижениям электроники, быстрому развитию бихе­виористских наук и открытию разнообразных психотропных лекарственных средств. Это создает новые возможности повы­шения эффективности полицейской и исправительной деятель­ности, о которых предыдущее поколение не могло и мечтать".

К сожалению, надежды на радикальное оздоровление общества с помощью различных методик, предложенных клиницистами, не оправдались. Преступность продолжала интенсивно расти, а практика неопределенных приговоров попала под огонь критики как антидемократическая (она вела к утрате правовых гарантий свободы личности и расшире­нию произвола тюремной администрации). В 80-е годы по­всеместно начал возрождаться интерес к традиционной прак­тике назначения уголовного наказания, выработанной клас­сической школой, основанной на оценке степени обществен­ной опасности преступного деяния.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психиатрические концепции причин преступности | Криминологическое развитие концепции аномии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.