Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика причинности и детерминации

Коррупция является следствием отмечавшихся в пре­дыдущих темах как общих процессов детерминации и при­чинности преступности, так и специфических. Последние пре­имущественно связаны с государственной или иной службой.

Существенны три стороны вопроса:

1) характеристики служебной среды;

2) характеристики служащих;

3) условия и процессы их взаимодействия, состояние социального кон­троля в сфере службы.

1. Если говорить о служебной среде, или условиях служ­бы, то прежде всего следует обратить внимание на три об­стоятельства, наиболее часто участвующих в продуцирова­нии коррупции.

Во-первых, невыполнение правила о таком размере оп­латы труда служащих, который позволил бы достойно жить им и их семьям. Иногда оплата бывает настолько мизерной, что как бы подразумевается, что служащий перейдет "кормление клиентами". При этом в России периода реформ задержка выплаты многим государственным служащим зар­платы была скорее правилом, чем исключением. Это порож­дало ситуацию крайней нужды в семьях, и под влиянием последней у части служащих формировалась мотивация на совершение коррупционного преступления.

Ситуация обострялась в условиях резких контрастов в оплате труда служащих даже одной организации, не обу­словленных вескими основаниями.

Во-вторых, имеет значение тип управления. При пер­вом, так называемом ситуативном, управлении разного рода задачи решаются в значительной мере по усмотрению от­дельных служащих. Правовое регулирование осуществляет­ся лишь в самом общем порядке. Здесь отмечается простор для личного усмотрения и произвола. В конце концов значи­тельное число граждан, устающих от многочисленных, зара­нее точно не определенных требований служащих, бывает готово откупиться от них. Порой уже само по себе предъяв­ление многозначных и изменяющихся требований оценива­ется как вымогательство взятки и провоцирует ее.

При втором, нормативном, управлении речь преимуще­ственно идет о применении в определенных типах ситуаций подробно их регламентирующих правовых норм, а не просто об учете норм, вводящих те или иные ограничения. В этом случае тоже существует взяточничество, но взятки даются инициативно за то, чтобы чиновник нарушил установленные правила. Вторая ситуация выглядит менее провоцирующей коррупцию.

В литературе вносятся предложения по борьбе с кор­рупцией иногда по принципу: "нет человека — нет преступ­ления". И соответственно ставится вопрос о сокращении го­сударственного аппарата, о ликвидации правового регулиро­вания многих отношений и государственного контроля за многими сферами деятельности. Но дело не в этом, а в ха­рактеристиках служащих, размерах их содержания, поряд­ке их деятельности, контроле за ними. Например, резкое, необоснованное сокращение лицензирования определенной деятельности может повлечь не менее тяжкие последствия, чем коррупция при ее осуществлении. Но выход можно най­ти в том, чтобы детально регламентировать, в какие сроки принимается решение, какие документы должны быть пред­ставлены, какими являются образцы этих документов, при каких исчерпывающе перечисленных условиях возможен отказ в лицензировании.

В-третьих, существенна социально-психологическая об­становка. Например, признание коррупции в среде государ­ственных служащих нормальным явлением, подобно чаевым в среде швейцаров, является важным фактором формирова­ния криминальной мотивации.

2. Что касается характеристик самих служащих, совер­шающих коррупционные преступления, то здесь существен­на иерархия их ценностей и, в частности, готовность принес­ти в жертву материальной выгоде закон и нормы морали, профессиональную честь. Сказываются и такие характеро­логические черты, как жадность, зависть. Моральная неус­тойчивость сказывается при инициативном подкупе.

Большое значение имеет социальная среда личности:

а) наличие в ней лиц с высоким уровнем материального благосостояния, а тем более достигнутого за счет коррупци­онной и иной криминальной деятельности;

б) материально обеспеченная среда в условиях развития личности и резкое снижение этой обеспеченности в дальней­шем. Например, когда молодой человек создает семью и на­чинает жить на свою зарплату. Его привычки к иному уров­ню жизни в определенных условиях могут провоцировать избрание преступного варианта решения проблемы;

в) характеристики референтной для человека среды. Если он ориентирован на стандарты жизни голливудских звезд, а получает скромную зарплату служащего, то это создает для него проблемную ситуацию. Так называемый эффект Эллочки-Людоедочки, которая пыталась конкурировать в одежде с дочерью зарубежного миллионера, можно назвать крими­ногенным, способным в определенных условиях привести к мздоимству и лихоимству;

г) наличие дорогостоящих привычек и интересов: неуме­ренного употребления спиртных напитков, увлечения азарт­ными играми и т. п. Заслуживает внимания и такое обстоя­тельство: продуманный выбор учебного заведения, будущей профессии с учетом получения не основанных на законе круп­ных подарков, подношений. Среди некоторых студентов-ме­диков даже существовал термин "дорваться до тела".

3. Что касается социального контроля, то он должен но­сить в первую очередь упреждающий характер. Отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполне­нием ими служебных обязанностей, нереагирование на фак­ты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагиро­вание во многих случаях являются условиями, облегчающими коррупционное поведение.

В детерминационном комплексе коррупционной преступ­ности значима роль отсутствия энергичной законотворческой и правоохранительной деятельности.

Во-первых, борьба с коррупцией громогласно сводилась только к карательной стороне, а на деле это оборачивалось некоторой активизацией выявления и наказания лишь тех лиц, которые брали взятки вне соучастия с должностными лицами высокого ранга, крупными предпринимателями, ор­ганизованными преступными формированиями с широкими коррумпированными связями.

При этом, что особенно недопустимо, правоохранительные орга­ны ориентировались многими субъектами (включая средства массовой информации) на "решительные меры", не всегда основанные на законе. Игнорирование закона и не основан­ное на нем ограничение прав граждан компрометирует борь­бу с коррупцией. Такой результат тоже просчитывается как желаемый определенным кругом лиц.

Во-вторых, оказывается мощное противодействие при­нятию нового законодательства о борьбе с коррупцией, учи­тывающего рыночные реалии и зарубежный опыт, в том числе предусматривающего ответственность за новые формы кор­рупционного поведения.

В-третьих, не принималось действенных мер по рекон­струированию экономических, управленческих, иных отно­шений на правовой основе. Существуют целые сферы ле­гальной деятельности, которые не могут успешно осуществ­ляться на практике без коррумпированных связей.

Коррупция в органах государственной власти развива­лась в условиях официального крайне низкого размера со­держания служащих, нерегулярной его выплаты, неясной правовой основы предоставления дополнительных льгот служащим, фактического участия государственных структур и их сотрудников в частной предпринимательской деятельно­сти, не вытекающей из задач и правового статуса соответст­вующего государственного органа.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие и криминологическая характеристика | Тема - 16. Организованная преступность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.