Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность исторической школы

Историческая школа экономической теории

Историческая школа - направление экономической мысли второй половины XIX века, представители которой рассматривали политическую экономию как науку о национальном хозяйстве. Это направление возникло в противовес неоклассическому. В развитии исторической школы выделяют два этапа:

  1. «старая» историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер;
  2. «молодая» историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт.

Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) - «Национальная система политической экономии» (1841 г.).

Главные идеи:

  • для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам;
  • задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации;
  • богатство нации составляют ее производительные силы;
  • выделил три стадии развития производства (земледельческую, земле-дельческо-промышленную, промышленную);
  • защищал государственную политику протекционизма;
  • считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке.

Особенности взглядов В. Рошера (1817 - 1894):

  1. политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве;
  2. для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство;
  3. человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.

Экономические взгляды Л. Брентано (1844 - 1931):

  • экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними;
  • справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции);
  • ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна.

Заслуга Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) состоит в следующем - ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества.

Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 - 1941) - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы.

М. Вебер (1864 - 1920) считал, что:

  • капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства;
  • для «экономического человека» характерны трудолюбие, честность, скромность;
  • существует связь между религией и экономической организацией общества.

Институционализм

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кооперация | Понятие институционализма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.