Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электрофизиологические корреляты речевых процессов

Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе

Речь и межполушарная асимметрия

Мозговые центры речи

Периферические системы обеспечения речи

Речь как система сигналов

Неречевые формы коммуникации

ТЕМА 8. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ РЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ

Темы курсовых работ и рефератов

Вопросы для самопроверки

Чем отличается привыкание от сенситизации?

Каковы основные этапы формирования энграмм памяти?

Какие центры входят в систему регуляции памяти?

В чем заключается гипотеза Г.Линча и М.Бодри?

Как связан объем кратковременной памяти и параметры электроэнцефалограммы?

 

 

Список литературы

Адам Г. Восприятие, сознание, память. М.: Мир, 1983.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.

Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974.

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989.

Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения. М.: Наука, 1981.

Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.

Механизмы памяти (Руководство по физиологии). Л.: Наука, 1987.

Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.

Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука, 1981.

Хорн Г. Память, импринтинг, мозг. М.: Мир, 1988.

Хофман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986.

 

 

Роль И.П. Павлова в естественнонаучных исследованиях памяти.

Эволюционные формы внимания.

Информационные модели памяти.

Синаптическая теория памяти и ее историческое развитие.

Методологические основы и методики биохимических исследований памяти.

 

 

 

Нет более совершенного психофизиологического инструмента, чем речь, которую люди используют для обмена мыслями, сообщениями, приказами, переживаниями и т.п.

По определению, речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. У каждого участника речевого общения механизм речи обязательно включает три основных звена: восприятие речи, ее продуцирование и центральное звено, именуемое "внутренней речью". Таким образом, речь является разноэлементным и многозвенным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного и двигательного), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.

Способность человека к анализу и синтезу звуков речи тесно связана с развитием фонематического слуха, т.е. слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка. В свою очередь речевое общение опирается на законы конкретного языка, которые диктуют систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических правил. Важно подчеркнуть, что речевая деятельность это не только восприятие речевых сигналов и произнесение слов. Полноценное речевое общение предполагает также и понимание речи для установления смысла сообщения.

Среди когнитивных процессов речь занимает особое место, поскольку, включаясь в разнообразные познавательные акты (мышление, восприятие, ощущение), она способствует "оречевлению" информации, получаемой человеком.

Однако до сих пор не ясны механизмы того, как один человек материализует свою мысль в поток звуков, а другой, восприняв этот звуковой поток, понимает обращенную к нему мысль. Тем не менее естественно-научный подход к изучению речи имеет свою историю. Видное место здесь принадлежит представлениям, сложившимся в русле физиологии ВНД.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.