Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектика количественных и качественных изменений

 

Диалектика количественных и качественных изменений раскрывает один из самых общих механизмов развития в природе, обществе и познании. Суть его в том, что изменение качества данной вещи или явления, т.е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённой величины, или границы, меры. Содержание этого процесса раскрывается через совокупность категорий: качество, количество, мера, скачок.

Категория качества отражает единство таких характеристик объектов, как их относительная устойчивость, их структурность, целостность, черты различия и сходства между ними.

Качество – это тождественная с бытием определённость объекта; нечто перестаёт быть тем, что оно есть, когда оно теряет своё качество. Понятие о качественной определенности приложимо к уровням и видам материи, к формам движения материи, к определённым состояниям тел, к этапам развития объекта.

Качественная определённость проявляется в совокупности свойств, которые обусловливаются как внешними, так и внутренними связями и взаимодействиями объекта. Качество не существует вне материального объекта. Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами. Изучение качества начинается с фиксации определенности объектов, их отделённости друг от друга, их отличий и специфичности. Чтобы выявить специфичность объекта, нужно вычленить его из взаимосвязи как нечто самостоятельно существующее. Качественная определённость конкретизируется в его границе. Объект определяется границей, которая отделяет объект от объекта. Качественная граница отличается тем, что выход за неё означает переход к другому объекту.

Поскольку объект имеет границу, он конечен в данном отношении. Конкретное содержание объекта обнаруживается в характере его проявлений, его взаимодействии с другими объектами, т.е. в его свойствах. Свойство – это присущая объекту способность порождать в другом объекте то или иное изменение и изменяться под воздействием другого объекта. Свойства данной вещи не возникают из её отношения к другим вещам, а лишь обнаруживаются в таком отношении. Свойство не отделено принципиально от своего носителя, оно есть способ существования внутреннего содержания объекта. Качественная определённость объекта включает в своё содержание свойства. «Определённость, благодаря которой какая-то вещь есть лишь эта вещь, заключается исключительно в её свойствах. Лишь в своём свойстве, в самой себе вещь имеет своё отличие от других вещей» (Гегель Г.В.Ф. Наука логики).

Понимание качества объекта как его определенности, а последней – как свойств, соответствует его пониманию в конкретных науках. В философии качестве определяется через существенные свойства. Качество – это совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет, чем она является. Однако недостаточно описания только свойств, ставится задача выявления носителя свойств, изучения объекта как системы, анализа его состояний. Системность оказывается внутренней стороной качественной определенности. Философское содержание качества включает в себя определённость (внешняя сторона качества) и системность (внутренняя сторона качества). Определённость характеризуется границей, конечностью, свойством, а системность – элементами и структурой, непрерывностью и дискретностью, устойчивостью и изменчивостью, являясь их единством.

Количество – пространственно-временная определённость существования объекта, выраженная через число и величину. Эта внешняя определённость объекта относительно безразличная к его конкретному содержанию и качественной природе. Категория количества исторически возникла на основе сравнения качественно однородных свойств или частей целого и их отношения друг к другу. В математике понятие количества выражается с помощью понятий числа, величины, множества, функции. Галилей, родоначальник экспериментального количественного естествознания, писал, что знание об объекте будет совершенным тогда, когда однозначно определено количественное состояние тела. Величина и число – важнейшие моменты количества. Изучение количественной определенности объекта в науке осуществляется в операциях счёта, измерения и вычисления.

Более глубокая связь качества с количеством выражается в понятии меры. Мера – границы, рамки, в которых могут изменяться количественные характеристики объекта без изменений качества. Границы меры в большинстве случаев подвижны и индивидуальны. Понятие меры отражает процесс образования качества, т.е. переход от старого качества к новому. В этих случаях мера объекта представляет собой тот интервал количественных изменений их свойств, в пределах которого сохраняется объект, его качественная определённость, его структура. В физике эти границы меры зафиксированы в виде констант. Энгельс писал, что «константы физики в значительной своей части суть не что иное, как обозначение узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, - где, следовательно, количество переходит в качество». Особый интерес для познания представляют те процессы перехода к новому качеству, содержанием которых является развитие. Таким процессам присущи черты необратимости, диалектического отрицания, появления новых возможностей изменения объекта. Наиболее характерны такого рода переходы для биологической эволюции (процессы видообразования) и социального развития.

Достигнув определённой пороговой величины (границы меры), количественные изменения объектов приводят к процессу перестройки их внутренней структуры, в результате чего образуется качественно новая система, характеризующаяся, кроме общих (сходных) со старой, новыми закономерностями своего строения, функционирования и развития, т.е. новой относительной устойчивой динамической структурой. Процесс перехода к новому качеству есть поэтому переход от системы одного рода устойчивости и характера организации к другой; он включает в себя как перестройку связей между компонентами системы, так и изменения в составе элементов. Новое качество, характерное для новой системы, обладает новой мерой, новыми возможностями количественных изменений.

Процесс перехода, скачка, от старого качества к новому может классифицироваться по разным основаниям (по характеру противоречий, по механизму скачков, по способам и средствам их осуществления). Наиболее существенно различение скачков двух типов, которые условно называют скачками «взрывного» типа и постепенными скачками. К первому типу относятся процессы образования новых химических соединений и превращения сложных веществ, явления атомного взрыва и др. Второй тип переходов характеризуется более тонким и сложным отношением между количественными и качественными аспектами. Точки перехода имеют менее выраженный и даже скрытый характер. Постепенный переход путём изменения направления развития имел место в процессе антропогенеза. В сфере познавательной деятельности диалектика качественных и количественных отношений имеет свои особенности. В пределах чувственного отражения и эмпирического уровня познания существуют многочисленные качественные переходы, определяемые движение к предмету исследования. Переход от ощущений к мысли, от эмпирического уровня познания к теоретическому, от эмпирических данных к выдвижению гипотез, от гипотез к теориям, - все эти переходы можно рассматривать как диалектические скачки. Скачками являются научные открытия, революционные перевороты в научной мысли, научные революции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фiлософське вчення про розвиток | Противоречивость бытия и познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.