Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Iстина як мета пiзнання

ПЛАН

 

1. Iстина як мета пiзнання

2. Чуттеве та рациiональне пiзнання

3. Методи та форми наукового пiзнання

4. Спостереження та експеримент

5. Моделi та моделювання

6. Творчiсть як фiлософська проблема

 

Проблема истины является ведущей в философии познания – гносеологии (эпистемологии). Основные вопросы философской теории познания касаются средств и путец достижения истины, форм существования истинного знания, структуры познавательных отношений.

Понятие истины относятся к важнейшим и в системе мировоззренческих проблем. Оно соотносятся с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «красота», «смысл жизни». От того, как понимается истина, как решается вопрос, достижима ли она, - зависит зачастую и жизненная позиция человека, понимания им своего назначения.

Существуют различные концепции, разное понимание истины. Первая из них: истина – это соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта. Так понимали истину Платон и Аристотель, Фома Аквинский, Гегель, Фейербах, Маркс; разделяют эту концепцию и многие философы ХХ столетия.

Одним из важнейших принципов познания является принцип объективности рассмотрения объекта. Истина фиксирует объективное содержание человеческого знания. Но процесс и акт этой фиксации возможны только на основе деятельности человеческого субъекта, поэтому в истине отражается также субъективная действительность, духовная реальность.

И само познание как процесс, и результат познания – истина – понимаются, как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой. Одновременно истина – это не только достигнутый результат познания, но и сам процесс ее достижения, т.е. истина не задается в готовом виде, истина есть процесс.

Из понимания истины как объективной следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от условий, места и времени, в которых оно развивается. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная. Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины встал тогда, когда обнаружилась несостоятельность претензий на возможность абсолютного, полного, окончательного постижения объектов развивающегося мира.

Под абсолютной истиной в настоящие время понимается знание, тождественно своему предмету и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Такие истины есть:

- результат познания отдельных сторон изучаемых объектов (констатация фактов);

- окончательное знание определенных аспектов действительности;

- то содержание нашего знания, которое не изменится и будет сохранено в процессе дальнейшего познания;

- полное, законченное, не когда не достижимое знание о мире.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете. Относительная истина – это неполное знание о предмете. Относительная истина – это реальное состояние нашего знания на каждом определенном этапе.

Пример такого рода относительности истины – знание о мире в классической механике и в теории относительности. Классическая механика считалась истинной теорией без ограничений, поскольку описывала и предсказывала реальные процессы механического движения и вполне удовлетворяла запросам практики. С возникновением теории относительности оказалось, что классическую механику уже нельзя рассматривать как истинную без ограничений, т.е. она стала относительно истинной (истинной с ограничениями). Сейчас классическая механика (с внесёнными в неё ограничениями) и релятивистская механика связаны между собой как истина менее полная и истина более полная (но не абсолютная). Абсолютное же соответствие между нашим знанием (т.е. мысленным отражением действительности) и самой имеющейся действительностью, существующей независимо от нас, недостижимо ни на какой ступени познания.

Движение от менее полной истины к более полной (т.е. развитие нашего знания) имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В своём диалектическом единстве оно обеспечивает рост истинностного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается вообще.

При абсолютизации момента устойчивости формируется фетишизм, догматизм, культовое отношение к авторитету.

Абсолютизация момента изменчивости, относительности знания порождает релятивизм, скептицизм и, в конце концов, агностицизм. Релятивизм обуславливает настроение смятения и пессимизма в области познания, мировоззренческие кризисы в науке (например ситуация на рубеже 19-го и 20-го столетий в связи с «новейшей революцией» в естествознании).

Диалектический подход противопоставляет односторонности догматизма и релятивизма такое понимание истины, в котором воедино связаны абсолютность и относительность, устойчивость и изменчивость.

 

Помимо традиционного классического понимания истины как соответствия знания действительности, существуют и другие, выраженные в таких утверждениях:

«Истина – это полезность знания, его эффективность» (утилитаризм и прагматизм); «истина – это соглашение» (конвенционализм); «истина – это свойство самосогласованности знаний» (неопозитивизм).

Истина – это проблема человека, проблема человеческого бытия. Она выявляет объективное содержание человеческих проблем и побуждает общественного человека совершенствовать теоретические и практические средства деятельности. Истина указывает не только на соответствие человеческих знаний реальности, но и на ограниченность человеческих средств познания, на перспективы изменения и перераспределения человеческих сил.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Свiдоме та несвiдоме | Чуттеве та рацiональне пiзнання
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.