Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Творчiсть як философська проблема




 

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В последнее десятилетие встал вопрос о создании особой науки, которая бы исследовала творческую деятельность человека, - эвристики (от греч. «эврика», приписываемого Архимеду, - «я нашёл!»).

При изучении феномена творчества возникает много проблем: о специфических чертах творческой деятельности, о соотношении научного и художественного творчества, о структуре и этапах творческого процесса, типах творческой деятельности, о таланте и гениальности, о роли мотивационных и личностных факторов в творческой деятельности, о влиянии социальных условий на становление творческой личности и др. Философия изучает мировоззренческую сторону творческой деятельности, проблемы гносеологического и общеметодологического характера. Философскими являются такие проблемы творчества, как творчество и сущность человека, отражение и творчество, отчуждение и творческие способности, творчество и практика, соотношение анализа и интуиции, социокультурная детерминация творческой деятельности, этика учёных и творческая деятельность и др.

Творчество неоднородно; многообразие творческих проявлений поддаётся классификации по разным основаниям. Существуют такие виды творчества, как производственно-техническое, изобретательское, научное, политическое, художественное, мифологическое, религиозное и т.д., то есть виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности человека.

Что же такое творчество? В общем виде, творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

В разные эпохи на первый план выходят разные аспекты творчества.

В архаических и традиционных обществах творчество и связанное с ним создание нового рассматривалось как удел немногих людей и часто преследовалось, поскольку приходило в противоречие с традициями и общепринятым укладом жизни.

Особое внимание к проблеме творчества формируется в Новое время в связи с индустриализацией и соответствующей промышленному росту модернизацией техники, науки, искусства, образования, быта. В этот период творчество связано с идеей прогресса. Повышается социальный и культурный престиж изобретения в разных сферах деятельности. Вместе с тем сохраняется и трактовка творчества как сугубо личностного, глубинного, даже мистического процесса, не сводимого ни к каким схемам, не подлежащего стандартизации. В философии в этот период противоборствуют школы, пытающиеся, с одной стороны, построить теорию творчества в рамках рационалистического подхода, а с другой – склоняющиеся к психологической трактовке.

В конце 19 в. для многих философов становится ясно, что проблематика творчества не поддается рациональным схемам классической философии.

В 20в. проблема творчества становится одной из самых важных. Но она рассматривается уже не так, как это делается в классической философии, не в общем виде, не через сопоставление всеобщих категорий субъекта и объекта, необходимости и свободы, а как проблема существования конкретного человека (людей) в мире, как вопрос личностного развития, личностного опыта. Объектом творчества становится сам человек в единстве с предметными условиями его существования, с формами общения и самореализации (которые он должен сохранить или обновлять).

В ХХ в. происходит мощный рост массовой культуры, миллионы людей приобщаются к чужому творчеству и даже могут жить за счет творческого труда десятков людей, размноженного, тиражированного, превращенного в готовые схемы и технологии. Появляются теории (О.Шпенглер, А.Тойнби), утверждающие, что такой процесс неизбежно ведет к угасанию творческого потенциала нации или народа. В то же время во многих направлениях своего развития общество зашло в тупик, или подходит к нему – это проявляется в грозящей человечеству экологической катастрофе, в росте насилия и преступности, во вспышках национализма, в падении роли и престижа религии и др. По этому все больше необходимость в новых идеях, новых радикальных рецептах спасения человечества, возрастает потребность в людях, мыслящих оригинально, способных к новому видению, к открытию новых перспектив.

 

В настоящие время внимание ученых привлекает вопрос о структуре творческого процесса. Так, в процессе научного творчества выделяют следующие этапы:

1) обнаружение научной проблемы, формирование цели и задач исследования;

2) сбор информации и выбор методологии исследования;

3) поиск путей разрешения научной проблемы, «вынашивание» новой научной идеи;

4) научное открытие, «рождение» научной идеи, создание идеальной модели открытого ученым явления;

5) оформление полученных научных данных в логически стройную систему.

Техническое творчество имеет следующие звенья:

- определение технического противоречия, формулировка технической за­дачи;

- выработка новой технической идеи, создание идеальной модели;

- перевод идеальной модели в материальную;

- внедрение функционирующего технического объекта и его даль­ней­шее совершенствование.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.