Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные отношения




 

 

Каждый человек живёт в обществе себе подобных, вступая в контакт с другими людьми, иначе говоря — живёт общественной жизнью. Воспроизводя свою жизнь, человек неизбежно взаимодействует с окружающими, оказывает влияние на жизнь других, а те — на его индивидуальное и социальное бытие.

Разнообразие общественных отношений иллюстрирует простой пример. Поставьте себя в центр взаимодействия с окружающими Вас различными носителями, представителями и «заместителями» общественного. Если Вы общительны, то взаимодействуете, прежде всего, с другими людьми: коллегой, родственником, другом, соседом, товарищем по интересам, с группой, наконец, идеально — с самим собой. Если Вы замкнуты, то контактируете с предметами, вещами, другими словами — с объектами, существующими вокруг Вас. Занимая эгоистическо-авторитарную позицию, вы отнесётесь к другому человеку как к вещи, к «винтику», к средству манипуляций для достижения преходящих выгод. Ситуация усложняется, когда мы взаимодействуем с другими людьми опосредованно, используя в качестве посредников человека или вещь. Тогда вещи или овеществлённые отношения, например — денежные знаки, становятся носителям, заместителями или представителями отношений людей.

По разному человек относится к косному объекту (естественного, природного или искусственного происхождения) и к живым существам, прежде всего — к людям (или к домашним и диким животным), в той или иной мере включённым в общественную жизнь. Свои отношения к человеку как субъекту и человеку как объекту Вы строите, как правило, с учётом информации об окружающих и фундаментальных социальных регулятивов: ценностей, законов, идеалов, правил, норм, традиций и привычек. Вас поддерживают, оказывают Вам помощь (или ставят препятствия) другие люди, большие и малые коллективы, общественные организации и институты. Иными словами, в процессе своей жизнедеятельности, социальных контактов и поведения человек постоянно находится внутри или под воздействием своеобразного «поля» меняющихся, «пульсирующих» разнообразных и многочисленных общественных связей и отношений. Человек в этом случае выступает полюсом или элементом означенных связей — того, что в повседневной речи и науке называют обществом.

Общественные связи разнообразны по форме и организуемому ими содержанию.

Непосредственное взаимодействие людей друг с другом осуществляется в виде общения. Общением называется непосредственное взаимодействие, личные отношения или контакт между людьми как субъектами социальной жизни. То есть, общением называют живые, межсубъектные отношения людей. В отношениях общения люди знают друг друга, узнают своего визави в лицо.

Структура общение людей диалогична. В общении люди встречаются «лицом к лицу» как взаимодействующие «Я» и «Ты». (О логике этого диалога рассказывают М. Бубер и М. М. Бахтин.) Ход общения предполагает социальное действие, постановку целей и определение средств их достижения, занятие (или смену) субъектом определённой социальной позиции, выполнение человеком определённой социальной роли, обмен информацией, опытом, непосредственную и опосредованную кооперацию людей, то есть соединение разделённых звеньев человеческой деятельности в единое целое. Меняя социальную позицию, человек реально или мысленно становится на место другого, действует за него. В ходе общения обнаруживаем социальная эквивалентность и взаимозаменяемость индивидов.

Структура отношений общения лежит в глубине всех форм общественных отношений и потому общение называют исходным отношением, прямо или косвенно составляющим архетипическое ядро всех других социальных отношений. В графическом виде отношение общающихся субъектов изображают в виде формулы «... — S' — S'' —...». Открытость формулы во вне означает, что каждый общается с другим индивидуально или в составе группы, с группой или её представителем, прямо или косвенно, с участием посредников или без них.

В сложно организованном обществе непосредственное общение перерастает в социальную связь, которая называется общественным отношением. Общественные отношения характеризуют связи между социальными группами или внутри них. (В последнем случае основным является не межиндивидуальное общение отдельных людей, а их отношение друг к другу как к членам данной группы.) Именно общественные отношения делаютъ их субъектов общественными субъектами, а общество обществом. Общественные отношения объединяют разрозненных индивидов в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность. Последняя особенно важна: ведь для представителя (субъекта) группового социального отношения его деятельность или отношение в качестве представителя данной социальной группы к другим участникам социальных действий и отношений составляет коллективно умноженную силу. — Как член социальной группы Вы опираетесь на её мощь, на алгоритм её социального поведения, на её защитные механизмы и групповые инструменты в проведении собственных интересов.

Функционирование и переплетение отношения общения и социального отношения возникли исторически. Каждое из них сохраняет, однако, свою специфику и потому социальная философия продолжает различать отношения между людьми двух типов: отношения личного общения и социально-анонимные.

Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». Они объединяют индивидов в сообщества, которые К. Маркс и Ф. Тённис назвали изначальной общиной или общностью (нем.: Gemeinschaft, Gemeinde, Gemeinwesen). Часто отношения в общине (гемайншафте) связывают людей узами родства, на которые накладываются отношения обоюдной или бескорыстной (взаимо)помощи. Они проявляются в отношениях отца, матери, детей, старших и младших братьев, в половозрастном разделении труда, в ролевых функциях членов семьи или в традиционной общине и воспроизводятся по привычке, велению души. В личные отношения включаются стихийно и нередко навсегда: нельзя перестать быть сыном своих родителей или стать старше своей сестры – близнеца.

Наиболее крепкие и всеохватывающие личные отношения существовали на ранних ступенях развития общества: в архаических родоплеменных общностях, в патриархальных общинах, в больших семьях. Присутствуют они в отношениях людей и сейчас, особенно в неурбанизированных районах, где преобладают допромышленные формы производства. Здесь не всё продаётся и не всё покупается: в ряде случаев традиционные ценности предполагают в отношениях людей личное бескорыстие. Личные отношения проникнуты человеческим теплом. В обществе личных отношений человека ценят самого по себе. Поэтому в жизненных невзгодах человек ищет своё последнее прибежище в семье, на своей «малой родине»: в места рождения и детства он нередко едет доживать жизнь и умирать.

В современном обществе личные отношения перестали быть всеобъемлющими, но не исчезли полностью. В «малых» семьях личные отношения воспроизводятся и сейчас. Такие семьи проникнуты, как правило, отношениями заботы и бескорыстной взаимопомощи. Деревенские родственники, живущие аграрным бытом, помогают семьям детей, живущим в городе, а дети помогают старикам – родителям во время трудоёмких сезонных работ, везут родителям традиционные подарки. Формой проявления (и перерождения) личных отношений являются отношения в «трудовых династиях», «блат», непотизм (покровительство по родственной линии), кумовство, землячество, иерархия личных связей в асоциальных (мафиозных) группах.

Основой воспроизводства личных отношений в допромышленном (традиционном) обществе являются аграрные технологии, традиции родства, отношения личной зависимости. Личные отношения были формой функционирования большесемейных, клановых, племенных, кастовых, ранговых, сословных структур. (Например, отношения личной службы сюзерену или вождю феодальной дружины с непременной клятвой в личной верности). Отношения такого рода не редкость и сегодня в развивающихся странах и в феодально-бюрократизированных фирмах и корпорациях (например, в Японии).

В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное приобретает превращённую (замещённую или отчуждённую) форму. Барщинный труд крестьянина на помещика замещается, например, его овеществлённой формой — трудом оброчным. Разбогатевший вольноотпущенник (или крепостной) приобретает раба (или собственного крепостного). Вместо личной военной службы в качестве рекрутов начинает практиковаться служба их «заместителей», оплаченная родственниками рекрута. В личные отношения людей здесь вклинивается посредник, чаще всего — звонкая монета. Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

Собственно социальными, общественными отношениями социология считает отношения, интегрирующие социально раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними и даже, иногда, без чёткого осознания человеком характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, продиктованные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным рассчётом, в которых отражены фундаментальные потребности субъектов отношений. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). В немецком языке социальные группы, связанные подобными отношениями, носят название собственно «общества» (Gesellschaft), то есть асоциации взаимно заинтересованных людей.

Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частно-пред­при­ни­мательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в произ­вод­ственно-фи­нансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в де­я­тель­ности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями де­ло­вых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К такого рода объединениям относят различные политические группы: ассоциации, партии и фронты, административные институты (вплоть до государства). На фоне фор­маль­ного равенства людей, которые объединены социально-общественным ви­дом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для до­стижения собственной выгоды. Об­ще­ствен­ные отношения этого рода вы­пол­ня­ют роль средства торгово-экономического, со­циально-политического, меж­эт­ни­ческого и межкультурного общения и в бо­лее широком смысле.

Вещно-эгоистические отношения «атомизированных» индивидов, про­ни­кают в современные структуры и ячейки социальной организации. В том числе — в связанные личными отношениями. При этом они деформируют или разрушают их. В крупнейших городах США (Нью-Йорке, Лос-Анжелесе и Сан-Франциско) около половины их обитателей живёт в неполных или «нестан­дарт­ных» семьях (в семьях матерей-одиночек и однополых «семьях» лесбиянок и гомосексуалистов). Деформация личных отношений в семейных ячейках такого рода даёт основание некоторым идеологам-традиционалистам для утверждений о том, что в недалёком будущем общество западного (вещно–денежного) типа обезлюдеет, самоисчерпает себя и «обрушится вовнутрь» — то есть социально коллапсирует.

Противоречивое переплетение личных и социально-анонимных связей демонстрируют и наши крупные столичные и индустриальные центры. На беды западных мегаполисов в отечественных центрах урбанизации наложилась «шариковская» специфика отношений людей, испорченных пропиской и квартирным вопросом, писал М. А. Булгаков в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите».

Поскольку в основе собственно общественных отношений лежат опосредованно-вещные отношения, постольку фундаментальный механизм социальности описывается структурой отношений опредмечивания и распредмечивания, возникающих в ходе человеческой деятельности. Со­дер­жа­ни­ем опредмечивающе-распредмечивающих функций человеческой деятель­но­сти являются разнообразные виды присвоения и формирования, то есть про­­из­вод­ства, обмена, распределения и потребления результатов деятель ­ но ­ сти (а че­рез них и сущностных сил) социального субъекта — исторически кон ­ крет ­ ных лю­дей, объединённых в социальные группы.

Подобные исходные, «первичные» отношения обрастают «вторичными», «третичными» и т. п. системами производных общественных отношений. Воз ­ ни ­ кает сферная цепочка отношений: производственно-технологических, про ­ из ­ вод ­ ственно-экономических, социальных (групповых), политических, юри ­ ди ­ че ­ ских отношений, отношений, связанных с различного рода социальной практи ­ кой и духовным производством. Их организация и особенности изучаются в рам ­ ках знания организации производства, а также социологией, политологией, кон ­ ституционным и другими формами правового знания, культурологией, со ­ ци ­ альной философией, религиоведением, социальной и инженерной пси ­ хо ­ ло ­ ги ­ ей, этикой, эстетикой и другими дисциплинами.

Огюст Конт — автор термина «социология» называл науку об обществе «социальной физикой», в которую он включил два раздела: «социальную статику» и «социальную динамику». Контовская апелляция к физике и к её разделам — динамике и статике — осталась во многом метафорой. Однако она очертила контуры концепции социологического натурализма: попыток сведения многообразных общественных явлений к более простым формам физической, а позднее и биологической природы. Источником такого рода концепций были трудности решения крупных общественных проблем без уяснения их отличия от проблем и явлений досоциальной или несоциальной природы.

В обществоведении и ранее предпринимались попытки отождествить общественное и естественное, искусственное и натуральное. В притче «Голова и туловище» Г. С. Сковорода писал: «Чем бы ты жива была, — спросило Туловище Голову, — если бы от меня жизненных соков по частям в себя не вытягивало? — Сие есть правда, — отвечала Голова. — Но в вознаграждение того моё око тебе светом, а я вспомоществую советом». Далее следовала типичная для подобного сюжета сентенция: «Народ должен обладателям своим служить и кормить» их.

Итак, проблема соотношения общественного и естественного имеет давние корни. Но только к средине девятнадцатого века она стала в ряд актуальных и для социальной философии.

Обратимся к проблемам подобного рода и к концепциям, которые возникли в ходе их осмысления.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.