Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общение ребенка со сверстниками

Важное значение для психического развития ребенка имеют отношения ребенка с другими детьми.

Потребность в общении с другими детьми появляется в дошкольном возрасте и развивается на основе игровой и другой совместной деятельности. В детском саду складывается детское общество, где ребенок впервые приобретает навыки поведения в коллективе с равноценными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников заключается в следующем: ребенок постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения по отношению к другим людям, которые он приспосабливает к различным ситуациям. В совместной деятельности у ребенка возникают ситуации, которые требуют согласованности действий, умений отказаться от личных желаний для достижения общих целей. В этих ситуациях дети не всегда находят нужные способы поведения и возникают конфликты. Большая роль в их погашении отводится педагогу. Важно, чтобы взаимоотношения с ним были благоприятными. Характер этих отношений определяется не только личностными качествами, но и теми требованиями, которые складываются в группе. Особой любовью пользуются веселые, самостоятельные, опрятные, эмоциональные дети.

Каждый ребенок в группе имеет свой статус, который выражен тем, как к нему относятся сверстники. На развитие личности ребенка влияет также детское общество. Дети 4-5 лет прислушиваются к мнениям сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно входит в противовес с их собственным (конформность).

ВОПРОС. Почему именно общаясь со сверстниками, даже непонятливыми, ребенок расширяет свой словарный запас значительно лучше, чем при общении с родителями?

Особенности общения дошкольников со сверстниками

(М.И.Лисина, А.Г.Рузская)

1. Большое разнообразие коммуникативных действий и широкий их диапазон (ребенок спорит, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т.п.).

2. большое разнообразие коммуникативных задач (управление действиями партнера, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игра, навязывание собственных образцов, сравнение с собой).

3. Яркая эмоциональная насыщенность (действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью).

4. Нестандартность и нерегламентированность контактов (особая раскованность, ненормированность, свобода). Это позволяет ребенку проявить оригинальность и самобытное начало).

5. Преобладание инициативных действий над ответными (значительно важнее собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника не поддерживается).

Развитие общения со сверстниками

Формирование потребности в общении со сверстниками начинается с 3-х мес. с появлением ориентировочной активности на сверстника. Во втором полугодии складываются сложные формы поведения (подражание, совместные игры).

От 1 до 1,5 лет значительная часть контактов направлена на знакомство со сверстником как с интересным объектом (разглядывают, трогают друг друга, берут пальцы сверстника в рот). Таким образом закладываются предпосылки общения.

В 1,5 года развиваются инициативные действия с целью заинтересовать ровесника.

В 2 – 4 года происходит перелом, который проявляется в резком возрастании значимости сверстника (предпочтение сверстника взрослому или одиночной игре).

1. С 2 до 4 лет складывается эмоционально-практическая форма общения детей со сверстниками. Ребенок ждет от сверстника соучастия в забавах и жаждет самовыражения. Общения сводится к веселым крикам, беготне, отличается раскованностью. Мотив общения сосредоточен на самовыявлении. Каждый участник стремится привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь отношение к себе, а его самого (действия, желания, настроение) не замечает. Он является как бы «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит только себя.

Эмоционально-практическое общение крайне ситуативно, целиком зависит от обстановки и действий партнера. Основные средства общения – локомоции или экспрессивно-мимические движения; после 3-х лет – речь.

 

2. С 4 до 6 лет возникает ситуативно-деловая форма общения. После 4-х лет сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни, что связано с бурным развитием сюжетно-ролевой игры и других видов деятельности. Главным содержанием общения становится деловое сотрудничество.

При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника. Пи ситуативно-деловом необходимо согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата. потребность – признание и уважение. Средства общения разнообразны, речь по-прежнему ситуативна.

Общение в ролевой игре разворачивается на двух уровнях: уровне ролевых взаимоотношений; на уровне реальных, что говорит о четком разделении ролевых и реальных отношений.

На 5-м году ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость к оценке товарища, непонимание мотивов его поведения и в то же время проявление пристального интереса ко всему, что делает сверстник.

 

3. Около 6-7 лет вновь происходит перелом, внешние проявления которого связаны с появлением избирательных привязанностей, дружбы, установлением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Складывается внеситуативно-деловая форма общения.

Дети рассказывают друг другу о том, что видели, делятся планами, дают оценки другим. Таким образом возможно «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями. Усложнение игровой деятельности ставит перед необходимостью договариваться, планировать.

Основная потребность в общении состоит в стремлении к сотрудничеству с товарищами. Мотив – дружба на основе складывающегося образа сверстника. Появляется умение видеть в партнере желания, настроения, предпочтения. Дети беседуют на познавательные и личностные темы.

Темы разговоров дошкольников:

- младший дошкольный возраст: о том, что они видят или что у них есть; стремятся привлечь внимание предметами, которыми обладают;

- средний дошкольный возраст: демонстрируют то, что умеют делать, как у них это получается; много говорят о себе, о то, что нравится или не нравится; делятся «планами на будущее»;

- старший дошкольный возраст: становится важнее играть вместе, чем самоутвердиться в глазах сверстника; по-прежнему ссорятся, дерутся.

Значение каждой формы общения со сверстниками для развития ребенка

При недостатке общения со взрослым общение со сверстниками выполняется компенсаторную функцию.

1) эмоционально-практическая форма побуждает детей проявлять инициативу, расширяет спектр эмоциональных переживаний.

2) ситуативно-деловая создает благоприятные условия для развития личности, самосознания, любознательности и творчества.

3) внеситуативно-деловая формирует умение видеть в партнере по общению самоценную личность, понимать его мысли и переживания; уточнить представления о себе.

ВОПРОС. Какие группы детей – одновозрастные или разновозрастные – предпочтительнее для развития ребенка как субъекта общения?

Общение мальчиков и девочек

Половые различия в поведении детей проявляются уже на первом году жизни. Уже в два года дети обладают знаниями о том, как следует себя вести мальчику или девочке.

К трем годам ребенок отождествляет себя с представителями своего пола (половая идентификация) – «Я мальчик», «Я девочка». Осознание своего «Я» включается в осознание собственной половой принадлежности.

После трех лет сверстники поощряют друг друга за определенные поступки и образцы поведения или выражают недовольство, если кто-то нарушает установленные обычаем нормы. Чувство собственной половой принадлежности становится устойчивым.

Дошкольники, как правило, стойко придерживаются стереотипов поведения, характерных для представителей того или иного пола.

Интересы мальчиков и девочек проявляются более дифференцированно в игре, чем в реальной жизни. В соответствии с восприятием себя как мальчика или девочки ребенок выбирает для себя игровые роли. В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Ориентируясь на взрослого, ребенок в общении со сверстниками учится смотреть на себя как на мальчика (девочку), как на будущего мужчину (женщину). В общении дошкольников прослеживается стремление объединяться по признаку половой принадлежности.

· Дети группируются по полу.

· Возникает общность интересов.

· Появляется специфическое чувство «МЫ» - «Мы мальчики», «Мы девочки».

· Возникает «солидарность» мальчиков или девочек.

· В однополых группах развивается способность видеть себя глазами товарищей.

Мальчики стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли; девочки – аккуратными, мягкими, кокетливыми. К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек. Стремление ребенка действовать в соответствии со своим полом определяет развитие самосознания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика ситуативно-личностной формы общения | Понятие самосознания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5979; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.