Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая (общая) готовность к школе




Понятие школьной зрелости

Одной из причин затрудненной адаптации детей к школе специалисты считают несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы.

Школьная зрелость (более точное определение – функциональная готовность к обучению в школе) – это определенный уровень развития у ребенка необходимых функций, который позволяет без ущерба для здоровья, нормального развития, чрезмерного напряжения справляться с учебой в школе. Недостаточная школьная зрелость чаще всего определяется не общим, а частичны отставанием в развитии, касающимся тех функций, которые испытывают напряжение в процессе учебы, прежде всего:

1) быстроты и прочности создания условных связей, лежащих в основе обучения;

2) восприятия и активной речи;

3) произвольной регуляции психической деятельности и поведения (способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность; умение сохранять рабочую позу);

4) развития мелких мышц кисти, координации движений пальцев, необходимых для освоения письма и рисования.

Анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за вышеперечисленное, только оформляется к семи годам.

Критерии школьной зрелости

Морфологические:

· абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);

· пропорции тела (филиппинский тест);

· смена зубов.

Физиологические:

· моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску);

· работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум, в течение 15 минут);

· чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.

Показатель зрелости детского организма – это «полуростовой скачок». Его переживают дети в 5 –6-летнем возрасте.

Обеспечивает успешность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности в начальной школе. Включает следующие компоненты.

1. Мотивационная (личностная) – стремление к новой социальной позиции школьника.

Показатели:

- отношение к школе;

- отношение к учебной деятельности;

- отношение к учителю;

- отношение к самому себе как ученику

Стремление ребенка занять новую позицию школьника не всегда связано со стремлением и умением учиться. Многих детей привлекает прежде всего внешняя атрибутика школьной жизни (школа – игра во взрослость). Мотивационная готовность должна включать не только широкие социальные мотивы («занять свое место в обществе»), но и познавательные интересы, которые предлагает учитель. Ребенок должен отделить для себя учебное содержание от фигуры взрослого. Ребенок видит в учителе главное действующее лицо, не замечая учебного предмета, т.е. содержание обучения выпадает. Главным в данном случае остаются отношения с учителем, а цель – не решить задачу, а угадать, чего хочет учитель, чтобы угодить.

Главным является:

· произвольность поведения;

· соподчинение мотивов;

· сформированность элементов волевого действия

2. Эмоционально-волевая – способность к подчинению правилам и требованиям взрослого; эмоциональная устойчивость. Показатели:

- произвольность поведения;

- способность действовать по правилу, заданному учителем;

- способность контролировать свои эмоциональные состояния.

3. Интеллектуальная – требуемый уровень развития познавательных процессов. Сами знания не выступают показателями готовности к школе. Показатели:

- способность ребенка к замещению (знаково-символическая функция), моделированию;

- аналитическое мышление;

- наличие рационального подхода к действительности (солабление роли фантазии);

- произвольная память;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- умение видеть в предмете его отдельные стороны – только тогда можно переходить к предметному обучению;

- умственная активность и познавательные интересы ребенка

4. Коммуникативная (готовность в сфере общения) – способность устанавливать продуктивные контакты и взаимодействие с новыми взрослыми и сверстниками. Показатели:

- умение общаться (коммуникативные навыки);

- умение учиться у взрослого, регулировать свою деятельность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.