Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системы обслуживания




Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений либо систем насе­ленных мест, объединенных общностью выполняемых функций, объективно скла­дываются или целенаправленно форми­руются в системы внутриселенного и (или) межселенного обслуживания. Система общественного обслуживания — упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предо­ставление населению услуг и товаров. Системы обслуживания в процессе их це­ленаправленного развития преобразуют­ся в иерархически взаимосвязанные ком­плексы обслуживания различного уров­ня и типа.

Территориальная организация систе­мы межселенного общественного об­служивания. Целенаправленное форми­рование систем межселенного обслужи­вания основано на поиске оптимальных пространственных форм удовлетворения нужд населения в общественных услугах. Пространственная оптимизация обще­ственного обслуживания на межселенном уровне, как и на городском, обеспечива­ется за счет предоставления населению требуемого социально гарантируемого состава услуг и минимизации затрат вре­мени на передвижение к местам получе­ния услуг. Одним из способов достижения этих целей является учет характера по­требностей населения и частоты пользо­вания услугами и выделение на этой ос­нове объектов повседневного, периоди­ческого и эпизодического спроса, а также установление оптимальной доступности этих объектов.

Разнообразие типов систем обслужи­вания на межселенном уровне обуслов­лено особенностями сложившейся сети населенных мест, путей сообщения, а так­же демографическими, экономическими, ландшафтными условиями, действующей системой административно-территори­ального деления.

Предоставление первичных услуг дол­жно обеспечиваться по месту жительства в сельской местности на основе стацио­нарных и мобильных форм обслуживания

Территориальная организация систем внутриселенного общественного обслу­живания. Общественные центры, включа­ющие объекты общественного назначения (управление, торговля, культура, развлече­ния и др.), являются фокусами социальной активности населения. В больших и круп­ных городах формируется система обще­ственных центров, включающая: общего­родской центр, центры планировочных об­разований (планировочных и жилых районов, микрорайонов, производствен­ных и рекреационных зон), а также спе­циализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.).

Общегородской центр (центр посел­ка, села), как правило, обладает универ­сальным набором функций с высоким уровнем их концентрации и интеграции, высокой степенью освоенности террито­рии. Для общегородских центров харак­терна репрезентативность застройки, зна­чительные площади открытых пространств общего пользования.

Уникальность общегородского центра, его исключительность по отношению ко всем остальным элементам города опреде­ляется не только тем, что он концентриру­ет наивысшие образцы деятельности в раз­личных областях, но также и возможнос­тью выбора различных типов поведения, видов общения и деятельности, удобством и разнообразием этого выбора, которые достигаются за счет пространственной концентрации городских функций.

Центры планировочных образований (структурные центры) — центры состав­ляющих элементов селитебной и произ­водственной зон больших, крупных и круп­нейших городов в своем полном составе представлены лишь в нормативно-методи­ческой литературе. Тем не менее, требо­вание оптимизации условий доступности для населения объектов обслуживания стало исходным для создания концепции ступенчатой системы центров, основанной на частоте пользования (повседневное, периодическое, эпизодическое) объекта­ми обслуживания: центры планировочных, жилых, селитебно-производственных рай­онов, микрорайонов.

Оптимальный радиус доступности цент­ров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке — 800-1000 м). Пе­шеходная доступность объектов обслужи­вания повседневного спроса принимается равной 7-15 минут без пересечения улиц.

Посещение центров жилых районов, комплекс услуг которых обеспечивает периодический спрос населения, может обеспечиваться как на транспорте, так и пешком при оптимальном радиусе доступ­ности 800-1200 м.

Посещение центров планировочных районов, специализированных центров городского значения, а также главного общественного центра города, которые предоставляют населению города услуги эпизодического спроса и уникальные виды обслуживания, предусматривается с помо­щью транспортных средств. При этом для жителей больших и крупных городов оп­тимальной является временная доступ­ность общегородского центра 40 минут.

Распределение объектов обслужива­ния по частоте пользования приведено в нормативной и методической документа­ции и во времени.

Учитывая значительное влияние об­щественного транспорта на простран­ственную организацию жизни горожан, объективно формируется фокусирован­ная система центров обслуживания, пространственно привязанная к оста­новкам и пересадочным узлам массово­го пассажирского транспорта. Здесь кон­центрируются объекты, так называемо­го, попутного обслуживания, в отличие от объектов, специально посещаемых. Наиболее часто посещаемые объекты об­служивания составляют группу прибли­женных к жилью услуг, которые разме­щаются в жилой застройке.

Минимально требуемый состав объек­тов в различных типах центров (объекты торговли, культурно-просветительные, зрелищные, медицинские, физкультурно-оздоровительные и др.) отражает наибо­лее существенные потребности людей с учетом реальных возможностей общества на данном этапе его развития. Эти объек­ты обслуживания часто носят название социальные объекты в отличие от коммер­ческих, которые могут дублировать и (или) дополнять социальные.

Реализация ступенчатой системы об­служивания возможна в периферийной и частично в промежуточной зонах города. В центральной зоне дробность планиро­вочных элементов и интеграция городс­ких функций значительно трансформиру­ет эту систему (рис. 9).

Рис. 9. Сравнительные схемы организации обслуживания

в центральной (А) и периферийной (Б) в зонах города

(1 – общественно-торговые центры планировочных районов; 2 – центры торгового бытового обслуживания с радиусом обслуживания до 800 м; 3 - блоки первичного обслуживания с доступностью 150-200 м; 4 – зона общегородского центра; 5 – места приложения труда.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.