Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Спрос как социально-экономическая категория

Эластичность спроса.

Закон спроса.

Спрос как социально-экономическая категория.

Лекция 6. Спрос в механизме рынка.

План лекции:

  1. Нетрудовая теория стоимости.

Спрос, предложение и цена – ключевые слова теории рынка. Они, как категории связывают производств, обмен, распределение и потребление в единый и противоречивый, но целостный организм, выражают социально-экономические отношения между людьми исторически данного общества, выступают движущей силой экономического прогресса, являются фоном и рычагами взаимодействия экономических законов. Такова их экономическая природа и роль в обеспечении функционирования экономики. С их помощью экономическая теория решает экономические проблемы. В литературе по экономической теории упор делается на то, что спрос – это денежное выражение потребности, а не сама потребность. Нельзя сводить определение спроса только к денежному выражению потребности, но величина спроса зависит не только от количества покупок, но и от величины затрат на эти покупки.

Спрос – это отношение (зависимость) величины покупки товаров к затратам на их приобретение. Удовлетворенность потребности через призму спроса прямо пропорционально количеству приобретенных товаров и обратно пропорционально затратам на их покупку. Такова формула экономической эффективности с учетом взаимодействия спроса и предложения.

В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (количество покупок, спрос) — по го­ризонтальной оси.

 

 

Рисунок - Зависимость величины спроса от цены

 

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени. Она имеет отрицательный наклон, что свиде­тельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене.

В общем виде:

QD = f (P),

где ОD — величина спроса (demand);

Р — цена (price).

Кривую в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене P1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до P2 величина спроса увеличится до Q2. Полученная кривая иллюстрирует закон постепенного убывания спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого-либо товара повышается (при других неизменных условиях), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого либо товара, то при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене. Закон постепенного убывания спроса имеет силу практически всех товаров. Причины этого не трудно определить: они связаны, прежде всего, с ограниченностью доходов покупателей. Если при высокой цене на товар его могут покупать только богатые люди, то понижение цены:

1. приносит новых покупателей.

2. каждое понижение цены, может побудить каждого потребителя данного товара совершать дополнительные покупки, пока потребность в нем не удовлетворена полностью. Следует отметить, что даже после того, как рост спроса данного потребителя фактически приостановился, при дальнейшем понижении цены сумма покупок на рынке будет увеличиваться в связи с тем, что люди с более низким уровнем дохода начнут удовлетворять свои потребности.

Следовательно, спрос определяется по доходу населения, ценами на товары – субституты, модой, вкусами потребителя и другими факторами. Во всех этих случаях произойдет изменение спроса не зависимо от цены, кривая спроса сдвигается в ту или иную сторону. В наибольшей мере объем спроса определяется доходами и уровнем цен. Поэтому, проводится, как правило, анализ количественного изменения объема спроса в ответ на изменение цен или доходов.

Функция спроса функ­ция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Кроме цены, на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Важнейшим из них явля­ется цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цен означает движение по кривой спроса.

 

 

Рисунок - Кривая спроса

 

На спрос влияют не только цены, но и иные факторы: 1) уве­личение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вку­сов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) коле­бание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов и комплементарных товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В)

где QD — спрос;

Р— цена;

I— доход;

Z— вкусы;

W— ожидания (waiting);

Psub - цена на товары-субституты;

Pcom – цена на комплементарные товары;

N — количество покупателей;

В — прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево.

 

 

Рисунок - Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

 

Например, увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означает повышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D2. При этом спрос может возрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара, его места в бюджете потребителя и ряда других свойств, которые будут выяснены позже.

Такая ситуация типична для боль­шинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходов переключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же на низкокачественные товары снижается, то есть кривая пере­мещается из положения D в положение D1.

Рост цен на товар, который является субститутом, дан­ного товара, повышает спрос на данный товар. Например, рост цен на красные гвоздики может переключить часть спроса на розовые (или белые) гвоздики, вследствие чего цена их также начнет расти. Это позволяет сделать вывод о том, что если два товара взаимоза­меняемы, (являются товарами-субститутами), то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Рост цен на красные гвоздики привел к росту спроса на розовые гвоздики.

Наоборот, повышение цен на взаимодополняемое (компле­ментарное) благо сокращает спрос на него. Например, рост цен на лыжи приведет к уменьшению объема их продаж. Следствием со­кращения объема продаж лыж будет падение спроса на лыжные крепления. Падение спроса на них заставит продавцов снизить их цены.

Таким образом, если два товара взаимодополняемы (компле­ментарны), то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

В нашем примере рост цен на лыжи привел к падению спроса на лыжные крепления.

Важным фактором, влияющим на спрос, является число по­купателей. Поясним это на примере. Допустим, у нас имеются два покупателя — Андреев и Борисов, индивидуальные функции спро­са которых известны. Тогда совокупный спрос мо­жет быть определен путем сложения спроса Андреева и Борисова.

а) Индивидуальный спрос б) Совокупный спрос

Рисунок - Индивидуальный и совокупный спрос

В реальной рыночной экономике, когда речь идет о числе по­купателей, чрезвычайно важно учитывать их половозрастную струк­туру, средний размер семей, долю лиц пенсионного возраста и т.д.

На изменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольно трудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказывать разное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.

Способность изменения величины спроса в ответ на изменение цены называется эластичностью спроса по цене (ценовой эластичностью). Мера чувствительности изменения объема спроса к изменению цены определяется в процентах и задается коэффициентом «е», или «Е».

 

 

∆Qd (%)

Е = -------------

∆QР (%)

 

 

Коэффициент эластичности показывает на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на 1%. Возможны следующие альтернативные варианты:

1. Цена уменьшается на определенный процент и это уменьшение цены на товар вызывает существенный рост объема спроса на него такой, что доходы от продажи растут. Это эластичный спрос, коэффициент эластичности больше единицы.

2. Цена уменьшается на определенный процент и это уменьшение цены на товар дает такой же процент увеличения его объема продажи, так что доход фирмы не изменяется. Это единичный эластичный спрос.

3. Цена уменьшается на определенный процент и это уменьшение цены на товар ведет к увеличению объема продаж в процентном размере меньше, чем снижается цена. Это неэластичный спрос, коэффициент эластичности меньше единицы.

Мы имеем три группы товаров: с высокой, средней и низкой эластичностью. Для первой группы коэффициент эластичности больше единицы, для второй равен единице, для третьей меньше единицы. Если закон спроса действует, то уменьшение цены вызовет рост объема спроса (продаж), и при отрицательном ∆P∆Q будет положительным, а оцениваемая эластичность отрицательной. В экономической литературе принято знак минус опускать, об этом необходимо помнить и проявлять аккуратность в случае дальнейших математических преобразований.

Так же необходимо обратить внимание на механизм расчета коэффициента эластичности, т.к. выше приведенная формула имеет понятийный характер и для практических исчислений ее необходимо использовать в следующем виде:

 

 

 

В заключении отметим, что коэффициенты эластичности могут принимать значения от нуля до бесконечности, быть положительными или отрицательными. Например, такие товары как хлеб и картофель имеют отрицательную эластичность от доходов, т.е. если доходы населения растут то потребление перечисленных товаров сокращается. Примером отрицательной эластичности могут служить товары, спрос на которые сокращается с ростом цен на них. Таких товаров большинство. Есть такие товары, с уменьшением цен на которые величина спроса не изменяется, но сэкономленные при этом денежные средства могут быть направлены на другие товары. Изменение объема спроса на одни товары в зависимости на изменение ценна другие товары называется перекрестной эластичностью.

Как мы видим, одни и те же товары могут быть отнесены к группам разной эластичности в зависимости от факторов, по отношению к которому они рассматриваются. Эластичность одного и того же товара может быть разной и в зависимости от времени, для людей разного социального положения. Все это многообразие различий необходимо учитывать.

Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на "Сникерс" поднялась на 10 тенге — это слиш­ком существенное для "Сникерса" изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля "Тойота" на 10 тенге практически не ощу­тим для покупателей этой автомашины.

Факторами, влияющими на эластичность являются:

1. Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар. Одна­ко при этом следует учитывать, насколько узко определены грани­цы данного экономического блага.

Если мы возьмем в качестве при­мера соль, то ей трудно найти адекватную замену. Однако соль "Экстра" имеет в качестве заменителя соль грубого помола, кото­рая не украшает праздничный стол, но в ней больше йода и она с успехом может использоваться для засолки продуктов.

2. Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

3. Размер дохода.

4. Качество товара: является ли данный товар предметом рос­коши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предме­том необходимости (спрос на большинство из которых неэласти­чен).

Расчеты ценовой эластичности, произведенные в США, дали следующие результаты: эластичность спроса по цене таких пред­метов первой необходимости, как хлеб, равна 0,15; электричество, потребляемое в домашнем хозяйстве, — 0,13; одежда и обувь — 0,20. В то же время такие предметы, как автомобили, имели элас­тичность, равную 1,87; фарфор — 1,54.

5. Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

6. Ожидания потребителя. Если в краткосрочном периоде потребление электроэнергии неэластично (ЕpD =0,13), то в долгосрочном — довольно эластично и равно 1,89.

Такое значительное различие объясняется тем, что в краткосрочном периоде вы не можете быстро отказаться от имеющихся электроприборов (холо­дильников и другой энергопотребляющей бытовой техники). Од­нако, если цена за электричество стремительно растет, вы при покупке новых электроприборов будете учитывать их энергоем­кость и постепенно замените энергоемкие приборы на более эко­номные.

Перекрестная эластичность. Эластичность спроса на одно благо относи­тельно цен на другое благо называется пере­крестной эластичностью.

EDx,y = dQx/Qx:dPy/Py = dQx/dPy x Py/Qx

Если EDx,y > 0, то перед нами взаимозаменяемые блага (субсти­туты), если EDx,y< 0 — взаимодополняемые.

Чем больше эластичность спроса на благо X, тем выше сте­пень заменяемости благ (в крайнем случае, когда EDx,y= + ¥, перед нами совершенные субституты) и, наоборот, чем меньше эластич­ность, тем больше взаимодополняемость (если EDx,y= - ¥, то мы име­ем пример жесткой взаимодополняемости).

Однако это правило, характеризующее взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ, может использоваться лишь при неболь­ших ценовых изменениях.

Например, если цена на хлеб значитель­но снизится, то это повлечет повышение спроса не только на хлеб, бутербродное масло, тостеры, но и на другие товары, в том числе и на мебель. Тогда EDx,y< 0 для хлеба и мебели, что не характеризует их взаимодополняемость, а отражает лишь эффект дохода.

При исключении эффекта дохода можно получить по значению пере­крестной эластичности более точную оценку дополняемости или заменяемости благ (выявить взаимозамещаемые блага по Хиксу). Коэффициент эластичности спроса можно разложить на два ком­понента, характеризующие эффекты дохода и замещения (уравне­ние Слуцкого в коэффициентах эластичности).

Эластичность спроса относительно дохода. В современной экономической науке используется также показатель эластичности спроса относительно дохода.

Движение вдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем ниже (при прочих равных условиях) величина спроса и, наоборот, чем ниже цена, тем выше величина спроса. Сдвиг кривой спроса влево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влиянием факторов, определяющих функцию спроса. Важную роль в изучении возможных реак­ций со стороны экономических агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Рекомендуемая литература.

1. Экономическая теория. Учебник. - Под редакцией М.Н. Чепурина.-Киров.-2007. –с. 832.

2. Экономическая теория. Учебник. - Под редакцией А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича.-С-П.-2001. –с.542.

3. Экономическая теория. Учебник. – Под ред.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой,Л.С. Тарасевича.- С.-П.- 2004.- с.662.

4. Аубакиров Я.А. Экономическая теория в условиях рыночных преобразований. Учебное пособие.- Алматы.-2003. – 200 с.

5. Казахстанская модель рыночных преобразований: социально-экономические и правовые аспекты. / под ред. Аубакирова Я.А.- Алматы: «Казақ университеті» - 2003.- 459 с.

6. Рыночная экономика Казахстана: проблемы становления и развития. В двух томах / Под ред. М.Б. Кенжегузина. – Алматы, 2001.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тесты для закрепления изученного материала. Вопросы для самопроверки | Конспект лекции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.