Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции

Рыночное равновесие.

Эластичность и факторы величины предложения.

Закон предложения.

Понятие предложения и его состав.

Лекция 7. Предложение в механизме рынка.

Е) доходов покупателей

Е) обменные связи между продавцами и покупателями при решающей роли покупателей

Е) рыночное равновесие

Тесты для закрепления изученного материала.

Вопросы для самопроверки.

1. Спрос, его функции.

2. Факторы, влияющие на изменение величины спроса.

3. Эластичность спроса.

4. Закон спроса.

1. Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:

А) необходимость

В) мечта

С) потребность

D) решение

Е) спрос

2. Показатель эластичного спроса:

А) Ed=0,1

В) Ed=1

С) Ed=3,3

D) Ed=0

Е) Ed=0,09

3. Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникает:

А) избыток

В) дефицит

С) превышение предложения над спросом

D) увеличение объемов спроса и предложения

4. Рынок в широком смысле - это:

А) система обменных связей между производителями и потребителями, планируемая государством

В) отношения между продавцами и покупателями при установленных государством ценах

С) системный механизм взаимодействия покупателей и продавцов, основанный на рыночных законах

D) обменные связи между продавцами и покупателями при решающей роли продавцов

5. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса?

А) вкусов и предпочтений потребителей

В) цены на дополняющий товар

С) цены товара

D) численности или возраста потребителей

6. Что такое цена товара:

А) ценность данного товара для потребителя

В) рабочее время на производство данного товара

С) обменная способность данного товара на другие товары

D) это то же самое, что и стоимость данного товара

Е) денежное выражение стоимости или полезности данного товара

Вопросы для обсуждения на семинаре № 6: Спрос в механизме рынка.

1. Спрос и факторы его определяющие.

2. Эластичность спроса.

3. Особенности спроса на ресурсы.

4. Закон спроса: движение по кривой и движение самой кривой спроса.

5. Что такое эластичный и неэластичный товар?

6. Раскройте содержание социально-экономической категории спроса?

7. На самом ли деле цена является независимой переменной, а количество зависимой? Если количество зависит от цены, то от чего зависит цена?

8. Чем сам спрос отличается от его величины? Покажите это различие на основе движения по кривой и движения самой кривой?

9. Какие виды эластичности вы знаете?

1. Что такое эластичность спроса по цене?

План лекции:

В экономической литературе предложение традиционно представляется как товар, который находиться на рынке или может быть доставлен на него. Это определение предложения исходит от Маркса. Т.е. есть товар есть предложение, нет товара, то и нет предложения.

Товарное предложение - это те и только те товары, которые представлены на рынке. В мире производится примерно 30 млн. наименований продукции, так что состав предложения можно определить достаточно условно. Это:

1. Сырьевые ресурсы: натуральные, синтетические, топливно – энергетические.

2. Товары производственного назначения: машины, технологическое оборудование, комплексное оборудование.

3. Товары потребительского назначения:

· Длительного пользования (автомобили, холодильники и т.д.)

· Краткосрочного пользования (продовольствие, косметика)

· Услуги (туризм, спорт, парикмахерские)

4. Денежный капитал

5. Труд, наемный

Спрос и предложение – категории парные, взаимно обуславливающие друг друга. Предложение формирует спрос, его размеры, структуру, направления развития. Спрос определяет структуру предложения и его объем, принуждая производителя постоянно приспосабливаться к коньюктуре рынка. Поэтому подход к изучению спроса применим и к изучению экономической теории предложения.

Соотношение между рыночными ценами и предложением определенного вида товаров характеризуется «графиком предложения» или «кривой предложения».

Предложение товара растет, если повышается цена на товар. Т.К. предприниматели увеличивают объем продаж ради прибыли.

Кривая предложения. Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 долл. производители согласны продать лишь две еди­ницы блага X, при цене 30 долл. — четыре единицы, а при цене 50 долл. — шесть единиц блага X.

В общем виде: Qs = f(P),

где Qs — величина предложения (supply);

Р — цена (price)

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого про­дукта называется законом предложения.

Зависимость количества произведенных благ от уровня цен может быть изображена графически.

Кривая предложения — кривая, которая показывает, какое количество экономического бла­га готовы продать производители по разным ценам в данный мо­мент времени.

В экономической теории принято откладывать не­зависимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (пред­ложение) — по горизонтальной оси.

 

 

0 Q

Рисунок - Зависимость величины предложения от цены

 

Изображенная кривая S (от англ. supply) характеризует уро­вень цен и объем продаж блага Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2007 г.). Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Кроме цены, на предложе­ние влияют и другие факторы. Издержки производства – главный и долговременный фактор, который способен расширить предложение товара, сдвинуть кривую предложения. Как и величина спроса, величина предложения находится в зависимости от цены, причем в прямой зависимости. Рассмотрим подробнее.

Функция предложения. Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Как мы уже выяс­нили, важнейшим из них является цена на единицу блага в дан­ный момент времени. Изменение цены означает движение по кри­вой предложения.

 

Рисунок - Кривая предложения (изменение величины предложения)

В действительности на предло­жение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы: 1) цены факторов производства (издержек, ресурсов), 2) техноло­гия, 3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной эко­номики, 4) размер налогов и субсидий, 5) количество продавцов и др. Величина предложения является функцией всех этих фак­торов:

Qs = f(P, Pr, К, Т, N, В),

где Pr — цены ресурсов;

К — характер применяемой технологии;

Т — налоги и субсидии;

N — количество продавцов;

В — прочие факторы.

Например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства про­изойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2.

Напомним, что под затратами в микроэкономике понимаются оцен­ки, причем такие оценки, которые отражают ценность данных факто­ров производства при их наилучшем альтернативном использовании. Поэтому функция предложения отражает за­траты ресурсов, владельцам которых производитель уплатил по цене лучшей альтернативы. Если бы он не смог этого сделать, то владельцы ресурсов использовали бы их в производстве других товаров.

 

Рисунок - Функция предложения (сдвиг кривых предложений)

 

Для понимания функции предложения важное значение имеет фактор времени. Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В крат­чайшем периоде все факторы производства постоянны, в кратко­срочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.).

 

 

Рисунок - Изменение цен и объема предложения в кратчайший (а), короткий (б) и длительный (в) периоды

 

В условиях кратчайшего рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения (см. рис. а).

В усло­виях короткого периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторые факторы производства в соответствии со спросом (см. рис. б).

В условиях длительного периода увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или несущественном повыше­нии цен (см. рис. в).

Как спрос, предложение характеризуется эластичностью. Эластичность предложения – это степень изменения в количестве предлагаемых товаров в ответ на изменение их в процентном отношении. Коэффициент ценовой эластичности предложения определяется по формуле:

;

Он может быть равен 1, больше или меньше 1. Коэффициент ценовой эластичности предложения введен для того, чтоб с его помощью определить изменение спроса в зависимости от роста цен.

Показатель эластичности предложения в долговременной перспективе при равенстве цен имеет тенденцию к возрастанию. Его рост объясняется тем, что цены в рыночной экономике, не бывают долго стабильными и конкурент стремится в те отрасли, где спрос не удовлетворен и цена на продукт повышается. Объемы производства в течение некоторого промежутка времени наращиваются, чтобы удовлетворить спроси обеспечить высокий доход экстенсивным путем за счет дополнительной рабочей силы, удлинения рабочего дня.

Эластичность предложения не играет такой значимой роли, какую играет эластичность спроса в предпринимательской деятельности, однако недооценивать ее нельзя. Для продавца, в отличие от покупателя более выгодным для продажи является тот товар, который менее эластичен.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конспект лекции. Спрос как социально-экономическая категория | Выделим следующие основные факторы предложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.