Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан Жак Руссо: анализ воззрений на государство и право

С именем Руссо связаны радикальные тенденции в политической мысли Нового Времени: идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании. Он стоял особняком в поле философско-политических традиций французского Просвещения. Принадлежность к разорившейся мелкой буржуазии, сиротство, тяжелое детство обостряли чувство социальной справедливости. В 1745 г. Руссо сближается с просветителями, Дидро привлекает его к работе над «Энциклопедией». В 1749 г. Дижонская академия объявила конкурс на тему: «Сделал ли прогресс наук и искусств людей более счастливыми и более нравственными?» Руссо принял участие в конкурсе, и главная мысль его работы состояла в следующем. Наши души развращаются по мере того, как совершенствуются науки и искусства. Лучше и счастливее всех те, кто сохранил близость к природе. Люди рождаются хорошими, но общество делает их плохими. Высказанные мыслителем идеи простоты, непритязательности, деревенской идиллии противостояли роскоши и излишествам французского общества. Очерк принес Руссо славу, изменил судьбу. Мыслитель поверил в свои силы и миссию указать правильный путь человечеству.

В 1753 г. академия вновь объявила конкурс на тему «О причинах общественного неравенства». Руссо откликнулся сочинением «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми». Основные идеи труда таковы. Руссо отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в физической силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях. Отметим, что традиционный взгляд на неравенства основывался на тезисе, что общественное неравенство – прямое следствие естественного. Т. е. богаты и знатны трудолюбивые, сильные, выдающиеся люди. Руссо не был согласен с данным утверждением, и для объяснения своей позиции он обращается к догосударственному естественному состоянию. Первая фаза естественного состояния – состояние дикости. Она продолжалась много тысячелетий. Люди жили поодиночке, контактировали друг с другом случайно, зато постоянным было общение с природой. Образ жизни – бродяжничество. Разум спит, нравственность неизвестна. Свои скромные потребности человек легко удовлетворял благодаря матери-природе. На этом этапе развития нет оснований завидовать другим, дикарь был благожелателен и сострадателен. Слабость интеллекта компенсировалась физической силой, здоровьем, душевным спокойствием. Казалось бы, чего еще желать? Однако человек наделен жаждой лучшего или свободной волей. Для полного счастья его влечет к общению с себе подобными, появляются орудия труда, а потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей. Наступает вторая фаза естественного состояния. Человек наслаждается семейной жизнью, легче добывает то, что ему необходимо. Возникают зачатки морали, т.е. правила поведения по отношению к другим людям, но наряду с этим – и первые конфликты. Естественная добродетель, жалость к себе подобным начинают ослабевать, однако расширяются умственные и эмоциональные горизонты. По мнению Руссо, эта фаза – самая счастливая пора в жизни человечества. Но стремление к лучшему нельзя остановить. Обработка земли, скотоводство, использование металлов наносят роковой удар по общественной нравственности. С обработкой земли возникла частная собственность, которая привела к разладу в обществе и бедам. Человечество подошло к порогу гражданского общества или государства.

Руссо продолжил традиции своих предшественников по теории общественного договора, но внес принципиальное новшество. Он не считал, что договор в равной степени отвечал интересам всех заключивших его людей. Суть трактовки общественного договора Ж. Ж. Руссо состоит в следующем:

1. С появлением частной собственности воцарилась анархия, от которой больше всего страдали богатые.

2. Богатые люди обманом навязали большинству договор, который правила, благоприятные для имущих, возводили в ранг закона.

3. Большинство людей было введено в заблуждение, согласившись организоваться под властью правительства и законов, которые (на первый взгляд) защищали жизнь и собственность каждого.

4. Государство, начало которому положил общественный договор, - это не торжество разума, а результат обмана, форма и средство господства богатых и подчинения бедных.

5. Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу. Пассивность народа привела к деспотизму. Но тирания не вечна, гнев народа рано или поздно обрушиться на деспота.

На этот раз Дижонская академия не сочла возможным увенчать труд Руссо наградой, но общественный резонанс был велик. Обретя известность, Руссо меняет образ жизни. Он предпочитает отшельничество, близость к природе. В 1762 г. просветитель публикует не менее знаменитый трактат «Об общественном договоре, или принципы политического права». В данной работе Руссо размышляет об образовании и сущности политической организации общества, о государственном суверенитете и воле граждан государства, о законодательстве, о наилучшей форме правления, о монархии и диктатуре, о религии в государстве, о самопожертвовании граждан ради государственной безопасности, о финансовой политике и цензуре. Рассмотрим некоторые положения его политического учения, которые в наибольшей степени повлияли на теорию и практику государственного управления.

Руссо волновал вопрос справедливого общественного устройства. Как добиться того, чтобы, заключая договор, народ не утрачивал, а приобретал власть и свободу? Мыслитель желал найти такую форму ассоциации, которая бы защищала и охраняла личность и имущество каждого, а человек при этом был свободен. Русо считал, что для решения данной задачи верховная власть должна принадлежать совокупному народу. Народ, объединившись в гражданское общество, должен отказаться от естественной свободы в пользу общей воли. Общая воля выявляется путем голосования, в котором должны участвовать все граждане. Также при определении общей воли участники общественного договора должны выражать свое мнение непосредственно.

Развивая тезис общей воли, Руссо много внимания уделяет понятию «суверенитет». По мнению ученого, суверенитет (как право законодательствовать) пребывает только в народе, не может быть никому доверен и поделен между какими-то органами. (Руссо вообще был противником всяких организаций и объединений граждан, которые лишают человека свободы и навязывают ему свое мнение). Только полный и безраздельный суверенитет народа может обеспечить наибольшее благо для всех. Для Руссо суверенитет не являлся фикцией. Мыслитель пытался реально обеспечить его, предлагая ряд теоретических и технико-организационных решений: использование оружия против тирании, запрет посягательств со стороны исполнительной власти на суверенитет высшей законодательной, запрет на передачу функций народа-законодателя своим представителям, периодические собрания граждан как лучшее средство от узурпации.

Весьма любопытны высказывания просветителя относительно наилучшей формы правления. По мнению Руссо, это вопрос практически неразрешимый, т.к каждая из форм правления наилучшая в одних случаях и худшая в других. К тому же каждый человек от государства ожидает своего: подданные – покоя, граждане – свободы, один предпочитает безопасность владений, другой – безопасность личности, некоторые желают сурового, некоторые – мягкого правления. Руссо обращает внимание на очень простой признак наилучшего правления. Это численность и рост населения, показывающие, что члены государства убережены и благоденствуют. Правление, при котором народ уменьшается в числе и оскудевает, есть худшее. Такое правление, когда без сторонних средств, без предоставления гражданства, без колоний граждане плодятся и множатся, есть лучшее.

Руссо – убежденный сторонник народного суверенитета, но это не означает, что он во всех случаях выступает за демократию. Форма правления зависит от народной воли. Демократия хороша в том случае, если бы народ составляли Боги. В реальности же нельзя вечно держать народ в сборе для решения дел, поэтому демократия непрактична. Монархия законна, если одобряется всем народом и является выборной. Монархическое правление самое сильное, но оно легче всего поддается частным желаниям. Для монарха интерес народа имеет второстепенное и подчиненное значение. Личный интерес состоит в том, чтобы народ был слаб, бедствовал и никогда не мог сопротивляться. Аристократия представлялась Руссо удачной формой. По его мнению, естественно, чтобы сильные и мудрые управляли народом, а народ выбирал их, демонстрируя свою мудрость.

Влияние идей Жана Жака Руссо велико. Если другие просветители, радея о народе, думали об опеке над ним, со скепсисом относились к его интеллектуальным и политическим возможностям, то Руссо провозгласив суверенитет народа на ос новее равенства, призвал к открытому сопротивлению тирании. Он внес в политическую теорию требование социального, а не только юридического равенства. Доктрина Руссо – поворотный пункт в истории политико-правовых учений Нового времени, его авторитет так велик, что фактически нет последующих мыслителей, кто бы не обращался к его идеям.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит инновационный метод познания политико-правовых явлений, предложенный Ш. Л. Монтескье?

2. Как Монтескье трактовал государство?

3. В чем суть теории закона в доктрине Монтескье?

4. Обоснуйте причинно-следственные связи между духом законов и духом нации, используя аргументацию Монтескье.

5. Как Монтескье характеризовал природу правления и принцип правления?

6. Перечислите правила законодательной техники, выделенные Монтескье в труде «О духе законов».

7. Каков вклад Ж.Ж. Руссо в политико-правовую теорию Нового времени.

8. Осветите воззрения Руссо на причины общественного неравенства.

9. Каковы основные характеристики естественного состояния в доктрине Руссо?

10. В чем состоит отличие воззрений Руссо на общественный договор от воззрений других просветителей?

11. Раскройте понятие «суверенитет» в политико-правовом учении Руссо.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политико-правовые взгляды французских просветителей | Лекция 9. Политико-правовые идеи в творчестве классиков немецкой философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2072; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.