Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VII.Аналогия из жизни

VI. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

V. Раскрытие аллегории.

IV.Анализ конкретного содержания басни.

III.Беседа эмоционально-оценочного плана.

II.Чтение басни учителем или прослушивание записи фонохрестоматии, просмотр фильма.

I.Подготовительная работа.

1. Рассказ учителя об авторе басни.

2. Викторина по материалу прочитанных басен.

3. Беседа о повадках животных -действующих лицах басни, которые предстоит читать.

1. Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т.п.).

2. Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт(выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответы на вопросы).

3. Установление главной мысли конкретного содержания басни.

Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно проводить с учащимися словесное рисование, а на заключительном этапе работы – чтение в лицах. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Очень многое для понимания идеи басни даёт выяснение причины выбора автором действующих лиц (например, Лебедь, Рак и Щука) и отношение детей к персонажам басни. Целесообразно задавать детям вопрос: «Кому из действующих лиц вы сочувствуете и почему?» Не менее важно научить детей быть очень внимательными к авторской оценке.

д) Методика чтения эпических стихотворений.

Для эпических стихотворений характерно наличие сюжета, т.е. системы событий в их развитии. В центре эпических стихотворений - образы-персонажи, раскрывая которые автор показывает определённую сторону жизни в тот или иной период. Всё это роднит эпическое стихотворение с рассказом, повестью. Данное обстоятельство обуславливает общность методических положений, определяющих анализ эпического стихотворения и прозаического рассказа.

Примером эпических стихотворений, помещённых в книгах для чтения, являются такие, как «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака, «Рассказ танкиста» А.Т.Твардовского, «Дедушка Мазай и зайцы» Н.А.Некрасова.

Анализ эпического стихотворения направлен на выяснение сюжета (развитие действия), раскрытие особенностей действующих лиц, идеи произведения, его художественного своеобразия. Данное произведение допускает деление на относительно законченные части, составление плана, пересказ. Безусловно, выбор методики зависит от конкретного содержания произведения, от его идейно-тематической основы.

В простой разговорной форме написан «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака. Прост сюжет рассказа, проста его лексика, удивительно лёгок стих.

Задача учителя – сохранить целостность восприятия произведения, в котором так тонко сочетаются содержание и стихотворная форма. Начать работу над стихотворением можно с вопроса: «Что привлекает в стихотворении? Чем оно кажется интересным?» Некоторых учащихся интересует, почему автор оставил своего героя неизвестным. Другие говорят о том, что автор интересно описывает продвижение парня по карнизу с девочкой (короткие предложения, паузы; как будто слышишь его шаги, очень тревожно и страшно и т.п.).

Вариант разбора стихотворения:

-- Каким вы себе представляете героя стихотворения? Прочитайте весь рассказ и подготовьте материал (проводится беседа, выборочное чтение).

-- Какой момент в стихотворении вы считаете самым тревожным?

-- Как автор передал напряжённость обстановки на пожаре? (подбором слов, особым построением предложений, «сжатостью, быстротой» стиха).

-- Какова основная мысль стихотворения?

-- В каких словах автор её выразил? («К славному подвигу каждый готов»).

Автор оставляет героя неизвестным, подчёркивая этим не только его скромность, но и то, что парней таких было много. Многие поступили бы так же, как и этот неизвестный герой, - вот вывод, к которому приходит читатель.

В эпических стихотворениях часто используется диалог, что позволяет автору живо описать событие, как бы «включить» самого читателя в круг описываемых событий.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методика работы над эпическими произведениями | Методика работы над лирическими произведениями
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 756; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.