Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Словарная работа




План.

Работа по развитию речи младших школьников на уроках литературного чтения.

Лекция № 10.

1. Словарная работа.

2. Составление плана произведения.

3. Обучение различным видам пересказа.

4. Различные виды иллюстрирования.

5. Сочинения.

Литература.

1. Львов и др.Методика преподавания русского языка в начальных классах.– М.: Академия, 2000. – 472с.

2. Капырина Н.И. Формирование интеллектуально-речевых умений на уроках чтения // Начальная школа. – 1988. - №10. – с.37.

3. Пархоменко Г.В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами языка художественных произведений. – Ленинград, 1976. – 52с.

4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М., Просвещение, 1985. – с.83 – 98.

5. Яковлева В.И. Обучение пересказыванию // Начальная школа. – 1985. - №1, №2.

6. Вижанкова Т.И. Работа над контекстуальными синонимами – одно из средств развития речи // Начальная школа. – 1990. - №4. – с.10.

7. Эйснер Л.Г.Как работать учителю по развитию речи // Начальная школа.– 1990. - №6. – с.10.

8. Тупицына Т.С. Работа над развитием речи учащихся на уроках чтения // Начальная школа. – 1994. - №12. – с.39.

9. Приступа Г.Н., Демидова Н.И., Ераткина В.В. Словарно-орфографическая работа на уроках чтения // Начальная школа. – 1996. - №5. – с.9.

10. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу // Начальная школа. – 1997. - №5. – с.59.

11. Клиншова Н.А., Павлова О.В. Устаревшая лексика на уроках чтения // Начальная школа. – 1998. - №4. с.47.

12. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д.Ушинского // Начальная школа. – 2001. - №10. – с.27.

Методика словарной работы на уроках литературного чтения предусматривает четыре основных направления:

1) обогащение словаря предполагает усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

2) уточнение словаря – это развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:

-- наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно, путём включения их в контекст, сопоставления близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.;

-- усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;

-- усвоение иносказательных значений слова, многозначность слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

-- усвоение лексической синонимии и тех оттенков смысловых значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

Существуют следующие приёмы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

1) показ предмета, явления или действия в естественных условиях;

2) показ картины, рисунка, чучела, макета;

3) замена слова описательным оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя о предмете или явлении;

7) словообразовательный анализ слова;

8) полное логическое определение понятия;

9) экскурсия с целью наблюдения явления;

10) подведение частного понятия под общее;

11) расчленение общего понятия на частные;

12) включение слова в контекст.

3) активизация словаря – это перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря ребёнка в словарь активный (пассивный словарь человека содержит слова, которые он понимает, но не употребляет в собственной речевой практике). Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.

В целях активизация словаря школьников учитель планирует такие задания, которые побуждают детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

4) устранение нелитературных слов – это перевод из активного словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления словарной работы постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному восприятию произведения (устаревшая лексика, термины). При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтении предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводятся при повторном чтении на этапе анализа произведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.