Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции. Необходимость и основные направления антимонополистического регулирования рынка




Необходимость и основные направления антимонополистического регулирования рынка. Закон Шермана-Клейтона.

Конкуренция - атрибут рыночной экономики. Признаки конкуренции.

Лекция 8. Рынок и конкуренция. Антимонополистическое регулирование.

План лекции:

2. Формы конкуренции: совершенная и несовершенная.

Цель лекции: провести исторический и логический анализ рынка совершенной конкуренции, исследовать рынок несовершенной конкуренции. Рассмотреть классификацию рыночных структур.

Основные понятия по теме: конкуренция, олигополия, монополия, монополистическая конкуренция, картель, синдикат, трест, дуополия.

Основными элементами рыночного механизма являются: цена, спрос и предложение, конкуренция. Цены складываются в результате спроса и предложения, соотношение которых колеблется в зависимости от различных факторов. Спрос и предложение обеспечивают постоянную связь между производителями и потребителями. Конкуренция выступает в роли регулятора. А.Смит назвал конкуренцию «невидимой рукой» рынка, благодаря которой субъекты рынка работают на благо всего общества, преследуя собственную выгоду. В результате взаимодействия всех этих элементов образуется рынок. Главным условием функционирования всего механизма рынка и рыночной экономики является конкуренция. На рынке встречаются товаропроизводители, интересы которых сталкиваются, так как каждый из них, предлагает свой товар одному и тому же покупателю. Следовательно, между ними идет борьба за лучшие условия продажи, за то чтобы продать товар, и успехи в этой борьбе одного товаропроизводителя, как бы ни были малы, возможны за счет ущемления интересов другого товаропроизводителя. Таков закон классического рынка.

Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия и результаты производства, купли и продажи товаров. В конкуренции участвуют и продавцы и покупатели, так как каждый из них, обладая свободой выбора, стремится к наивысшей выгоде. Следовательно, конкуренция определяется избытком или недостатком товарных ресурсов. Конкуренция – неотъемлемая часть рыночной экономики. Частная собственность способствует конкурентной борьбе. Определить форму конкурентной борьбы крайне трудно, легче определить направление конкуренции: внутриотраслевая, межотраслевая, рыночная и нерыночная форма борьбы. Все посредством чего ведется конкурентная борьба относится к методам конкуренции.

Конкуренцию можно классифицировать по нескольким признакам:

1.По масштабам развития:

1.1.Индивидуальная конкуренция - один участник рынка стремится выбрать наилучшие условия рынка.

1.2.Местная - соперничество товаровладельцев какой-то территории.

1.3.Внутриотраслевая - соперничество в одной отрасли.

1.4.Межотраслевая – соперничество субъектов разных отраслей.

1.5.Национальная – соперничество внутри страны.

1.6.Глобальная - соперничество субъектов разных стран.

2.По методам ведения:

2.1.Ценовая - за счет снижения цены.

2.2.Неценовая - за качества товара, рекламы, уровень обслуживания.

Ценовая дискриминация - продажа товара или услуги, производимого с одинаковыми затратами, по различным ценам разным покупателям. Она возможна при наличии трех условий:

1.продавец должен быть монополистом или некоторой степенью монопольной власти;

2.продавец должен выделять в группы покупателей, имеющих разную способность платить;

3.покупатель не должен иметь возможность перепродавать товар.

3.По способам ведения:

3.1.Добросовестная.

3.2.Недобросовестная - нарушение правил рынка, использование ложной рекламы.

4.По форме:

4.1.Совершенная.

4.2.Несовершенная (олигополия, монополия, монополистическая конкуренция).

Соответственно выделяют рынки: рынок совершенной конкуренции и рынок несовершенной конкуренции.

Таблица - Характеристика моделей рынка относительно конкуренции

Параметры Совершенный рынок Несовершенный рынок
Чистая конкуренция Монополист. конкуренция Олигополия Чистая монополия
Определение Рынок с большим числом фирм, продающих стандарти зированный товар и ни одна фирма не влияет на цену. Рынок с боль шим числом продавцов, предлагающих сходные но не одинаковые товары. Рынок, где господствуют несколько крупных фирм (2-дуополия). Рынок, где господ ствует один прода вец, влияющий на цену товара
Число фирм Очень большое Многое Несколько Одна
Вид товара Стандартизированный (однородный) Дифференцированный (разнородный) Дифференцированный и однородный Уникальный, нет близких заменителей
Контроль над ценой Отсутствует В пределах рыночной ниши Ограничен взаимной зависимостью и значителен при тайном сговоре Диктует цены
Барьеры для вхождения в отрасль Отсутствует Отсутствует Возможны отдельные препятствия при входе Вхождение заблокировано
Неценовая конкуренция Отсутствует Существенна, упор на рекламу Типична при дифференциации товара Нет нужды в ней
примеры Рынки с/х продукции, ценных бумаг. Рынки легкой и пищевой промышленности Стандартизированных товаров- сталь; дифференцированых- автомобили, сигареты, кофе Народные промыслы, городские коммуникации

Совершенная конкуренция – это рыночная структура, где много фирм, продающих стандартизированный товар, и ни одна фирма не располагает большой долей рынка. Обеспечивает эффективное распределение ресурсов и за счет этого наибольшее удовлетворение потребностей национального хозяйства и населения. Главная характеристика: ни одна фирма не влияет на розничную цену, так как доля каждой из них в общем выпуске продукции незначительна.

Монополии, возникнув из свободной конкуренции в качестве его естественного следствия, чинят ей помехи, всячески ограничивают ее. Используются такие способы как сокрытие технической и коммерческой информации, недобросовестная реклама, снижение уровня производства с целью поддержания высоких прибылей, выпуск внешне или несущественно измененных товаров в качестве экономической новинки и др. Все это ведет к деформации совершенного рынка, к превращению его в несовершенный в монополизированный, который еще называют недобросовестный. Превращению совершенного рынка в несовершенный может способсбтвовать государство, посредством законодательных актов в целях стимулирования некоторых производств, предоставлению изобретателю исключительных прав на внедрение нового товара, внешнеторговые ограничения (внедрение высоких таможенных тарифов и квот на иностранную продукцию).

Монополия (греч. монос- один, полео- продаю) возникает тогда, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. В экономической теории для измерения монополизации в отрасли используется показатель «доли четырех крупных фирм», исчисляемый как процент четырех от общего объема производства отрасли. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий:

1. Естественная монополия – возникает в результате владение редким и невоспроизводимым фактором производства: природная основана на уникальности природного ресурса (залежи алмазов в Якутии делают Республику Соха монополистом в рамках России) и технологическая основана на уникальном открытии, изобретении, уникальном техническом сооружении (РК- монополист Байконура).

2. Искусственная монополия – возникает в результате сговора или слияния фирм.

3 .Случайная монополия – возникает в результате создания временного превышения спроса над предложением для своего круга потребителей.

Главная причина возникновения монополий – концентрация производства и капитала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.