Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон единства и борьбы противоположностей




Общий смысл закона

Источником и содержанием всякого движения и развития являются противоречия, борьба противоположностей. Если закон перехода количества в качество отображает формы движения и развития, но не раскрывает внутреннюю причину перехода одного в другое, то закон единства и борьбы противоположностей вскрывает причину, источник движения и развития, дальше которого теоретический анализ не обнаруживает никаких иных, более фундаментальных законов развития. Этот закон поэтому был оценен Лениным как ядро диалектики, основной среди основных законов диалектики. Ленин видел коренное отличие диалектики от метафизики прежде всего в ядре диалектики.

Ленин отмечал, что метафизическая концепция развития «мертва, бледна, суха». В ней «остается в тени само движение, его д в и г а т е л ь н а я сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — бог, субъект etc.)». В диалектической концепции «внимание устремляется именно на познание источника само движения1.

 

Категории: противоречие, единство,

противоположность

 

В гнездо категорий закона входят две центральные категории — противоречия и единства. Как уже отмечалось, на определенном уровне рассмотрения действительности двумя предельно широкими ее сторонами выступают качество и количество. На этом уровне уже обыденное мышление обнаруживает два предельно широких отношения — различие и сходство (включающее тождество). Все отношения вещей могут быть сведены к различиям и сходствам. Эти отношения являются предметом и теоретического мышления, включая формальную логику. Так, физика классифицирует элементарные частицы по их сходствам и различиям. Дальнейший теоретический анализ—диалектическое мышление под отношениями сходства и различия обнаруживает более глубокие, фундаментальные отношения — противоречия и единство. Во всяком различии заключено противоречие.

«Обычное представление, — писал Ленин, — схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому, а э т о с а м о е в а ж н о е....Мыслящий разум (ум) заостривает притупившееся различие различного, простое разнообразие представлений, до существенного различия, до противоположности. Лишь поднятые на вершину противоречия, разнообразия становятся подвижными и живыми по отношению одно к другому, — приобретают ту негативность, которая является в н у т р е н н е й п у л ь с а ц и е й с а м о д в и ж е н и я и ж и з н е н н о с т и»2.

Обнаружение скрытых в различиях противоречий — одно из важнейших открытий диалектики, которое перевело человеческое мышление в «иное измерение». Среди различий необходимо выделить прежде всего внутренние различия предметов, явлений, процессов. В этих различиях, в свою очередь, был обнаружен главный, определяющий момент: внутренние различия вещей выступают как различие предмета с самим собой, отличие предмета от самого себя. Каждый предмет, оставаясь самим собой, в то же время непрерывно изменяется («все течет») и поэтому в каждый момент времени является самим собой и другим. Символически это можно представить: вещь есть А и не-А, или А·Â. Диалектика показала, далее, что различие предмета с самим собой есть отрицание предметом самого себя, противоречие предмета с самим собой, или, иначе, противоречие в сущности предмета.

Противоречие — это отношение взаимоисключения, взаимоотрицания взаимно предполагающих сторон. Главным источником развития являются внутренние противоречия.

Противоречие развития, как уже говорилось, заключается в том, что вещь не обладает однозначной сложностью, она всегда «сложнее самой себя», т.е. непрерывно выходит за рамки своей сложности, постоянно превосходит свою сложность. В своеобразной форме эта противоречивость всякого бытия выражена в математической теории множеств Г. Кантора. Математика не схватывает развития как такового, она выражает лишь его результаты. Однако в этих результатах, «окаменевшем», формализованном развитии, в определенной мере выражена противоречивая природа бытия. Она схвачена, в известной степени, в парадоксах теории множеств. Парадокс универсального множества (множества всех бесконечных множеств) заключается в том, что, с одной стороны, множество всех множеств является наибольшим, всеохватывающим (имеющим наибольшую «мощность»), а, с другой стороны, множество всех подмножеств универсального множества оказывается большим, чем само универсальное множество. Последнее, таким образом, больше самого себя.

Главным источником развития являются внутренние противоречия вещей. В свою очередь важнейшей формой внутренних противоречий выступает противоречие предмета с самим собой, т. е. противоречие, в котором в качестве одной из «сторон» выступает предмет в целом, а другой — то новое, более сложное, что постоянно выходит за рамки предмета, постоянно его превосходит.

В определении противоречия можно выделить две части. Первая, важнейшая, указывает специфический для противоречия признак, составляющий собственно противоречие, — отношение взаимоисключения, взаимоотрицания. Противоречие — это отрицание, исключение, «отталкивание», борьба. Отрицание — дух противоречия. Положительное и отрицательное электричество, масса и энергия, ассоциация и диссоциация химических веществ, жизнь и смерть, производство и потребление, частная и общественная собственность находятся в отношениях взаимного исключения, взаимного отрицания, борьбы.

Противоречия имеют всеобщий, универсальный характер. Они присущи всем предметам, явлениям, процессам, существуют в них непрерывно, от начала до конца развития вещей. В мире нет никакого равного себе, непротиворечивого бытия, «чистого покоя», абсолютного духа и т.д.

Противоречие является внутренним содержанием сложности как интегрального признака развития. Сложность — это интегрированное многообразие, а последнее основано на различиях, скрывающих в себе противоречия.

Будучи универсальным, противоречие в то же время выступает в различных специфических формах, присущих различным формам материи, ступеням развития вещей, общественно-экономическим формациям и т. д.

Раскрытие противоречий является непременной внутренней стороной всякого познания. Осознаем мы или нет, но человеческое познание всегда имеет дело с противоречивой реальностью. Высшая ступень познания вещи связана с раскрытием ее внутренних противоречий. В познании противоречий можно выделить три основные ступени. Первую ступень составляет знание, основанное на обнаружении различий. Вторая ступень обнаруживает противоречия, но схватывает их еще в парадоксальной форме, когда стороны противоречия осознаются в огрубленном виде. Таковы, например, парадоксы, сформулированные Зеноном и Кантом. Кантовская антиномия конечного-бесконечного фиксировала неизбежность утверждений о конечности и бесконечности мира, однако эти утверждения оказывались несовместимыми. Ступень антиномии, парадокса проходит в познании своего предмета каждая наука, хотя возникающие парадоксы и не всегда формулируются в явном виде. Таковы, например, парадоксы теории множеств Г. Кантора, неразрешимые в рамках этой теории. Ступень парадокса прошла квантовая теория вещества и поля с ее корпускулярно-волновым дуализмом. Логика парадоксов, кажущихся неразрешимыми трагических противоречий, использована в эстетике экзистенциализма.

Третья ступень познания противоречий схватывает противоречия в их действительной сущности. Парадоксы разрешаются благодаря тому, что противоположные стороны или тенденции начинают рассматриваться как взаимопроникающие друг друга. Энгельс поэтому называл закон единства и борьбы противоположностей законом взаимного проникновения противоположностей1. Исключая, «отталкивая» друг друга, противоположности в то же время не существуют друг без друга, внутренне предполагают «свое другое», несут его в себе. Так, различение положительных чисел имеет смысл только тогда, когда выделяются также отрицательные, понятие материи имеет смысл только в противопоставлении сознанию, следовательно, предполагает понятие сознания. Капитал и рабочая сила не могут существовать друг без друга, ибо капитал — результат эксплуатации рабочей силы, а последняя не может существовать, не продавая себя капиталу.

Мы подошли, таким образом, к определению единства противоположностей. Это определение — «перевернутое» определение противоречия. Единство — отношение взаимного предполагания взаимоисключающих сторон. Специфическим признаком единства выступает взаимное предполагание, неспецифическим — указание на противоречие, взаимоисключение сторон. Определения двух противоположных отношений — противоречия и единства включают каждое указание на «свое другое».

Единство является вторым существенным моментом сложности как интегрированного многообразия.

Единство — необходимая и весьма сложная сторона всякого бытия. Единство непосредственно характеризует все содержание вещи или явления, которое делает их такими, какими они являются. Единство, таким образом, непосредственно обусловливает целостное качество, природу, сущность вещи. Однако если для поверхностного, метафизического мышления единство абсолютно, то диалектическое мышление обнаруживает в недрах единства его внутреннее самоотрицание, противоречие. Вещь никогда не является абсолютно тождественной себе, «единой с собой», она всегда находится в противоречии с собой. Таков же характер и человеческого бытия: человек всегда находится в единстве и противоречии с самим собой.

В диалектике для характеристики рассматриваемого закона используется также термин «борьба». Однако он не несет в себе какой-то особой категории, борьба — это противоречие. Категория противоречия раскрывается с помощью ряда терминов. Слово «борьба» хорошо выражает активность, «напряженность», действенный характер противоречия.

Категория противоположности имеет три основных значения. Прежде всего, противоположности — стороны или носители противоречия. Рабочий класс и буржуазия — противоположности, а отношения между ними — противоречие и единство. Во втором значении, неразрывно связанном с первым, противоположность есть отношение противоположностей. Рабочий класс и буржуазия — противоположные классы, находящиеся в отношении противоположности (и единства). Всякое противоречие, включающее противоположные стороны, есть также отношение противоположности.

Однако в третьем значении отношение противоположности не совпадает с отношением противоречия. Если противоречие не охватывает главные, основные стороны вещей, а затрагивает лишь второстепенные, то принято говорить о противоречиях, а не.о противоположности между вещами. Если противоречия расширяются и захватывают основные стороны вещей, они становятся также противоположностями данных вещей. Рабочий класс и трудовое крестьянство при капитализме не являются противоположными классами и поэтому между ними отсутствует классовая борьба. Если крестьянин становится крупным частным собственником, его отношение к наемным рабочим, мелким и средним крестьянам оказывается отношением противоположности.

 

Развитие как борьба противоположностей. Принцип абсолютности борьбы и относительности единства

 

Развитие есть борьба противоположностей. Оно определяется движением заложенных в действительности противоречий. Противоречия возникают, развиваются и разрешаются, когда вещь переходит в новое качество.

В движении противоречий существуют две ступени: дивергентная и конвергентная. На дивергентной ступени противоречия зарождаются, развиваются и обостряются, достигая высшей точки развития, характеризующейся максимальным «расхождением» или противопоставлением сторон. В истории общества первоначально возникали противоречия между группами людей, например, между вождями и общинниками, которые с появлением рабовладельческого общества превращаются в классовые антагонистические противоречия. Классовые противоречия и связанные с ними противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней прошли ряд закономерных ступеней развития и достигли наивысшей ступени развития, наивысшей поляризации в условиях капитализма, поскольку последний довел эксплуатацию до высшего и «чистого» выражения — отношений «голого чистогана».

Достигшие наивысшего развития противоречия могут разрешаться путем резкого скачка, в ходе которого исчезает одна или обе противоположности, а на их месте возникает новое целое со своими противоречиями. Так, классы рабов и рабовладельцев исчезли оба в процессе становления феодализма в Западной Европе. Однако существует и второй путь разрешения противоречий — конвергентный. До настоящего времени наиболее явный случай такого развития связан с взаимоотношениями рабочего класса и трудового крестьянства. Поскольку между ними существует единство основных интересов, противоречия по второстепенным интересам в ходе социалистического строительства разрешаются путем постепенного и поэтапного «сглаживания» и «стирания».

Ядром закона единства и борьбы противоположностей является принцип абсолютности борьбы, относительности единства противоположностей. «Единство» (совпадение, тождество, равнодействие) противоположностей, — писал Ленин,—условно, временно, преходяще, релятивно. Борьба взаимоисключающих противоположностей абсолютна, как абсолютно развитие, движение»1.

Этот принцип в заостренной форме выражает суть закона единства и борьбы противоположностей. Принцип абсолютности борьбы, относительности единства нельзя понимать как отрицание или недооценку огромной роли единства в развитии. Единство — коренное условие существования качественной определенности и сущности вещи. Единство играет активную роль в развитии, оно служит и предпосылкой развития, и средством закрепления результатов развития. Капитализм не мог бы развиваться, подготавливая появление более высокого общественного строя, если бы труд и капитал не образовывали единое (хотя и глубоко противоречивое) целое, единый общественный организм. Однако единство как таковое обусловливает преимущественно сохранение, устойчивость, покой вещи и играет активную роль в развитии прежде всего потому, что несет в своих недрах противоречие. Выражаясь языком диалектики, вещь развивается, «отталкиваясь» от самой себя, от своей определенности, покоя, единства.

Если единство активно, то противоречие представляет собой собственно источник и содержание развития. Вещи развиваются не столько потому, что они «едины с собой», определенны, устойчивы, сколько потому, что они противоречивы, находятся в противоречии с самим собой. Ведущая, главенствующая роль противоречий в развитии и означает абсолютность борьбы, относительность единства противоположностей.

Абсолютность борьбы, относительность единства нельзя понимать в том смысле, что вещь может не быть единой, что единство может исчезать, а борьба — оставаться. Вещь всегда обладает единством, относительность которого следует понимать только как ведущую роль противоречия, борьбы противоположностей.

Единство является относительным как при дивергентном, так и при конвергентном пути развития противоречий. Когда противоположности путем конвергенции превращаются в некоторое новое единое целое, прежнее единство в результате борьбы противоположностей сменяется качественно новым, высшим единством со своими специфическими противоречиями.

 

Критика метафизических концепций развития

 

Метафизика в ее крайнем, «чистом» виде отрицает существование объективных противоречий, рассматривает действительность, бытие как абсолютно непротиворечивое, равное самому себе и, следовательно, неизменное и неподвижное. Однако в современных условиях грубая форма метафизики давно себя скомпрометировала и уступила место более тонким и софистическим формам. Важнейшей из них является теория равновесия, ведущая начало от взглядов позитивиста Г. Спенсера.

С позиций теории равновесия противоречия в реальной действительности существуют, однако не они, а их примирение, уравновешивание является источником и содержанием развития. Согласно такой теории противоречия, борьба относительны, единство, равновесие — абсолютно. В теории равновесия есть некоторое рациональное зерно, поскольку тенденция к равновесию является одной из сторон развития. Равновесные процессы служат поэтому предметом исследования ряда наук, прежде всего термодинамики и синергетики. Однако все же не равновесие, а борьба противоположных сил, непрерывно нарушающих равновесие и покой, является источником и содержанием развития.

Теория равновесия выступает философской основой многих буржуазных, правосоциалистических концепций общественного развития, отрицающих классовую борьбу как одну из важнейших движущих сил развития классового общества.

Одной из форм отрицания объективных противоречий является лингвистическая философия, направление современной буржуазной философской мысли, которое трактует противоречие как феномен языка, связанный с различным толкованием значений слов.

 

Многообразие форм противоречий

 

Формы противоречий бесконечно многообразны, как многообразна действительность. Каждая основная форма материи обладает своими специфическими внутренними противоречиями. Основным противоречием физической формы материи является, по нашему мнению, противоречие между массой и энергией. Основное противоречие химической формы материи—между ассоциацией и диссоциацией химических веществ. Основное противоречие живой материи — между тенденцией жизни к самосохранению и ограниченными средствами ее реализации (адаптацией). Основным противоречием социальной формы материи является противоречие между производством и потребностями.

Различают также всеобщие формы противоречий, к которым относят внешние и внутренние, существенные и несущественные, основные и неосновные, главные и неглавные, антагонистические и неантагонистические.

Внутренние противоречия — противоречия вещи, ее сущности, вещи с самой собой. Внешние противоречия — противоречия между вещами. Различение внутренних и внешних противоречий относительно, связано с «системой отсчета». Для материи в целом существуют только внутренние противоречия, каждая отдельная вещь находится в отношениях внешних для нее противоречий со средой. Внутренние противоречия вещи являются внешними для элементов вещи. Например, внутренние противоречия атома выступают как внешние для ядра и электронов. Оба вида противоречий являются источником развития, однако внутренние противоречия играют ведущую роль. Живой организм не может существовать вне приспособления к среде, однако его жизнедеятельность и развитие побуждаются внутренними противоречиями, среда не «лепит» живой организм из исходного материала. В силу ведущей роли внутренних противоречий каждая страна, общество проходят свой путь развития, определяемый внутренними факторами.

Соотношение внутренних и внешних противоречий не является неизменным. По мере развития материи, роста относительной самостоятельности и активности, усиливается ведущая роль внутренних противоречий. Внутренние противоречия в обществе играют явно большую роль, чем внутренние противоречия в живой природе. Общество существует и развивается, 'в отличие от живого, не путем приспособления к среде, а посредством ее преобразования.

Соотношение внутренних и внешних противоречий еще далеко не полно выяснено современной наукой. Так, теоретическая биология не имеет еще строгой концепции роли эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) факторов развития живого. Диалектика — важная теоретическая предпосылка формирования этой концепции.

Основные противоречия — противоречия, определяющие развитие предмета в целом, от начала до конца его существования. Главные противоречия, в отличие от основных,—противоречия, играющие определяющую роль на каком-либо этапе развития. Если основные противоречия — всегда внутренние, то главным на данном этапе может оказаться внешнее противоречие. Так, противоречие между фашистской Германией и СССР стало главным в период Великой Отечественной войны.

Антагонистические и неантагонистические противоречия различаются по остроте, средствам разрешения и результатам. Антагонистические противоречия характеризуются наибольшей остротой и несовместимостью сторон. Они разрешаются поэтому наиболее радикальным образом и приводят к исчезновению одной или обеих сторон. Различение антагонистических и неантагонистических противоречий обычно относят к живой природе и обществу. Так, антагонистическими являются отношения между хищниками и жертвами. Антагонизм характеризует отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми.

Возникновение социального антагонизма связано с двумя условиями—частной собственностью (которая не всегда сопровождается антагонизмом) и эксплуатацией. Целью будущего общества является устранение социального антагонизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.