Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Венская школа в Австрии




Диффузионизм (Ратцель Ф., Фробениус Л., Гребнер Ф.).

Диффузия – в физике растекание, проникновение.

В этнографии диффузия - распространение культурных явлений через контакты по всей Земле.

Противопоставление понятий «диффузия» и «эволюция».

Диффузионисты отрицали деление на более или менее развитые культуры. Они отрицали некую закономерность, общую заданность развития культуры.

Акцент диффузионисты делали на культурные контакты, сотрудничество различных народов.

Под «контактами» понимались и войны, завоевания, торговля и другие формы сотрудничества.

По диффузионистам: «культура – набор различных элементов бытовой материальной культуры.

Диффузионисты пытались найти новые методы исследования культуры, близкие к естественно – научным.

Диффузионистов интересовало не развитие культуры, а ее определенные элементы.

Основная задача диффузионистов – обнаружить элементы и проследить их перемещение в пространстве и времени, т.е. найти исходную точку этого элемента, методом сравнения.

Взгляд диффузионистов на общество, взаимодействие людей. Для них культура - самостоятельно существующая среда без человека, ее развитие происходит вне зависимости от людей, люди лишь переносчики.

«Культура – паразит, живущий на человеке».

Диффузионизм – попытка заменить прогрессивную линию развития пространственно – временным перемещением элементов.

Термин «культурные круги» - в Германии, в Америке – «время и пространство, культурный ареал». Это границы существования какой-либо культуры в пространстве.

Центр культурного ареала генерирует новые идеи и сохраняет их, а на периферии происходит их заимствование.

Задача – очертить границы этого культурного ареала.

Представители:

Немецкий этнолог, географ Фридрих Ратцель (1844 – 1904).

Работы Ратцеля:

1. «Антропогеографи». - 1882 – 1091 годы.

2. «Народоведение» - 1901 год.

3. «Земля и жизнь» - 1903 – 1906 годы.

Предмет изучения Ратцеля – географическое распространение предметов материальной культуры. По Ратцелю: «Обнаружив предмет, можно установить границы расселения народов».

Ратцель выделял родство народов на основании наличия общих вещей.

2 типа перемещения:

1. Быстрый перенос всего культурного комплекса (в результате завоеваний).

2. Перенос только определенных элементов (в результате торговли, путешествий). Ратцель ввел термин «аккультурация».

По Ратцелю: «предметы материальной культуры дольше остаются в культуре, дольше сохраняют свою форму в неизменном виде; отдельные предметы легче и быстрее передаются (например, украшения, одежда и т.д.), а другие труднее (металлические изделия, орудия труда).

Ратцель ввел понятие «культурный круг» или «культурная зона».

Основные положения диффузионизма в работах Ратцеля:

· Главный акцент на взаимовлияние культур, заимствование;

· Человек играет второстепенную роль в культуре, культура независима от человека.

Ратцель заложил основные принципы работы этнографов.

На основе трудов Ратцеля возникли две школы:

1. Лео Фробениус (1873 – 1938)

2. Фриц Гребнер.

Два этих человека считались классиками диффузионизма.

Лео Фробениус – исследователь африканской культуры, работал в Баварском этнографическом музее. Выделял культурные ареалы в Африке.

1934 год – его первая экспедиция в Африку, в район Конго. Потом он совершил еще 12 экспедиций. Стал первым этнографом, проводившим полевые исследования.

Его фундаментальная работа – «Происхождение африканских культур» - 1898 год.

Фробениус воспользовался принципами Ратцеля.

«Культурный круг» Фробениус называл «культурной провинцией» - совокупность предметов материальной культуры с определенными характеристиками.

Он выделил западноафриканскую культурную провинцию (бассейн Конго), с признаками дома, музыкальные инструменты, барабан.

Он нашел сходство этой культуры с культурой папуасов.

Вывод Фробениуса: «В Африке есть как минимум три занесенных туда азиатские культуры: малайско-негритская, индийская, семитская».

При этом Фробениус выделил автохтонную африканскую культуру, которая была вытеснена на юг Африки.

Культура была схожа с Австралийской и с культурой туземцев Океании.

Элементы африканской культуры: кожаный щит, нож, музыкальный лук, крупная хижина.

Общие теоретические работы Фробениуса о культуре: «Человек вторичен, культура независима от человека». Фробениус выделил «автономию культуры», «физиологию культуры».

«Культура, как живой организм, развивается и умирает».

Фробениус был основателем института (?).

Он утверждал, что у культуры есть душа, дух (с греческого – «пандеум») - некие основополагающие принципы, по которым существует культура. По Фробениусу: «понять культуру без изучения души нельзя, исследователь должен вжиться в эту культуру, исследователь должен влиться в предмет своего исследования».

Фробениус поделил все культуры на:

1. Женские (русские, немцы, африканцы).

2. Мужские (англосаксы, арабы (берберы), романские народы).

Женские культуры: матриархат, земледелие, внутреннее развитие

Африканская культура делится на:

· Теллурическо-эфиопо-патриархальная;

· Хтоническо-хамитско-матриархальная

Теллурический – растущий из земли в верх (в зоне африканских саванн).

Хтонический – уходящий к корням (в Сахаре и северной Африке).

В теллурической культуре – дома на сваях, кровати с ножками, существует социальная иерархия, божества живут на небесах, господство мужчин.

В хтонической культуре – дома – землянки, пища хранится в ямах, спят на циновках, представления о подземном мире, культ земли.

Фриц Гребнер (1877 – 1934).

Не ездил в экспедиции, был только кабинетным ученым, обобщал огромный материал этнографов.

Его объект исследования – культура народов Австралии и Океании.

Основные работы:

1. «Меланезийская культура лука» - 1909 год.

2. «Метод этнологии» - 1911 год.

Он выделил 8 культурных кругов:

1. Тасманийская культура бумеранга;

2. Тотемическая;

3. Двухклассовая;

4. Культура меланезийского лукапротополинезийская;

5. Новополинезийская;

6. Индонезийская.

Тасманская - наиболее ранняя, ее следы остались только в Тасмании.

В каждой культуре он выделял особые элементы.

Гребнер жестко приписывал существование культурных кругов к конкретным этносам.

Возникновение новых культур он связывал с возникновением новых этносов в процессе аккультурации, он называл это «наложением культурных кругов».

По Гребнеру: «Каждая культура сформировалась в определенном географическом месте».

Сейчас большинство положений Гребнера - оспорены.

Основал - Вильгельм Шмидт. Школа имела богословско – теологическую направленность. Имидж перенес акцент с материальной культуры на духовную. Первопредки людей – пигмеи.

С середины 20 века диффузионизм как направление этнографии в Германии исчезает – диффузионизм развивался в США и Англии.

В США – Кларк Уисслер (1870 – 1947) – исследовал культуру индейцев Америки.

Эдуард Сепир (1884 – 1939) – лингвист, применял диффузионизм в лингвистике, специалист по языкам индейцев. Диффузия языка влияет на формирование новых языков и диалектов. Работа «Язык» - 1921 года.

Сепир установил родственные связи языков индейцев и составил лингвистическую карту ареала языков.

По Сепиру: «Язык – основной элемент культуры. В процессе диффузии изчезает и возникает много языков, задача – установить этот протоязык».

Сепир связывал язык и мышление человека.

 

 

10. Диффузионизм (Крёбер А., Эллиот-Смит Г. и Перри У.Дж., Хейердал Т.).

Диффузия – в физике растекание, проникновение.

В этнографии диффузия - распространение культурных явлений через контакты по всей Земле.

Противопоставление понятий «диффузия» и «эволюция».

Диффузионисты отрицали деление на более или менее развитые культуры. Они отрицали некую закономерность, общую заданность развития культуры.

Акцент диффузионисты делали на культурные контакты, сотрудничество различных народов.

Под «контактами» понимались и войны, завоевания, торговля и другие формы сотрудничества.

По диффузионистам: «культура – набор различных элементов бытовой материальной культуры.

Диффузионисты пытались найти новые методы исследования культуры, близкие к естественно – научным.

Диффузионистов интересовало не развитие культуры, а ее определенные элементы.

Основная задача диффузионистов – обнаружить элементы и проследить их перемещение в пространстве и времени, т.е. найти исходную точку этого элемента, методом сравнения.

Взгляд диффузионистов на общество, взаимодействие людей. Для них культура - самостоятельно существующая среда без человека, ее развитие происходит вне зависимости от людей, люди лишь переносчики.

«Культура – паразит, живущий на человеке».

Диффузионизм – попытка заменить прогрессивную линию развития пространственно – временным перемещением элементов.

Термин «культурные круги» - в Германии, в Америке – «время и пространство, культурный ареал». Это границы существования какой-либо культуры в пространстве.

Центр культурного ареала генерирует новые идеи и сохраняет их, а на периферии происходит их заимствование.

Задача – очертить границы этого культурного ареала.

Представители:

Альфред Лунс Крёбер (1876 – 1960) – преподавал в Сан – Франциском университете, занимался археологией, этнографией, автор почти 600 научных работ, возглавлял институт антропологии, был образом классического университетского профессора, прототип отца Индианы Джонса, также исследовал культуру индейцев.

Работа «Культура. Критический обзор понятий и явлений» - 1952 год (в соавторстве с Клаксоном).

«Культура – поведенческие практики».

Но они относились к культуре как к некой абстракции.

По Крёберу: «Культура – сверх органическое явление, самостоятельный уровень реальности. У сверх органического явления есть своя логика». Фактически Крёбер относил культуру к цивилизациям.

Принципы изучения культуры (по Крёберу): «понятие «стиль» - уникальный почерк, свойственный каждой культуре и дающий всем ее элементам неповторимую окраску.

Стиль определяется чем угодно, например, у майя – календарь.

У. Риверс (1864 – 1922) – изучал племена Океании, выделял волны переселения.

Англия:

1. Грифтон Эллиот – Смит (1871 – 1937)

2. Уильям Джеймс Перри (1887 – 1949)

Гипердиффузионизм – панегиптизм.

Они изучали культуры древности, считали, что есть один единственный центр развития культуры (цивилизации – Египет).

Смит выделил первый комплекс элементов египетской культуры.

Перри «Дети солнца» - 1924 год.

По Перри: «Все культуры имеют два пласта – примитивный и высокая культура, зародились в Египте и распространились по всему миру».

Критика диффузионизма:

· Диффузионисты сводили все культурное развитие лишь к заимствованию.

· Отделение культуры от человека.

· Принцип выделения элементов культуры был абсолютно произвольный.

· Совокупность элементов рассматривалась без всякой взаимосвязи.

Школы диффузионизма сейчас не существует, но определенные элементы используются (например, в этнографии, лингвистике, антропологии).

Последний представитель диффузионизма – Хейердал – выработал теорию трансатлантических путешествий.

Работы: «Американские индейцы в …» - 1952 год, «Остров Пасхи» - 1989 год.

Его метод исследования – доказать на практике, что что-то возможно.

1990 – е годы – «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.