Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вторичные контрасты

ЛЕКЦИЯ 2

Семь типов цветовых контрастов

(первичные контрасты)

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между со­бой два цвета, находим между ними четко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего предела, мы говорим о диаметральном или полярном контрасте. Так, противопоставления большой - маленький, бе­лый — черный, холодный — теплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредст­вом сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимает­ся короткой при сравнении с более длинной. Подобным же образом впечатления от цвета могут быть усилены или ослаблены с помощью других контрастных цветов. Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контраст­ных проявлений. Они настолько различны по своим ос­новам, что каждый из них должен быть изучен отдель­но. Каждый из контрастов по своему особому характеру и художественной значимости, зрительному, экспрес­сивному и конструктивному действию столь своеобразен и единствен в своем роде, что благодаря им мы мо­жем открыть для себя все основные художественные возможности цвета.

Гете, Бецольд, Шеврель и Хельцель указывали на смысловое значение различных цветовых контрастов. Шеврель посвятил огромный труд «симультанным кон­трастам». Однако наглядного и снабженного соответст­вующими упражнениями практического введения в изучение своеобразного проявления цветовых контрас­тов до настоящего времени не существует. Предприня­тое в данной книге исследование цветовых контрастов является существенной частью моего труда о цвете.

Начнем с перечисления семи типов цветовых контрастов:

1. Контраст по цвету

2. Контраст светлого и темного

3. Контраст холодного и теплого

4. Контраст дополнительных цветов

5. Симультанный контраст

6. Контраст по насыщенности

7. Контраст по площади цветовых пятен.

 

 

Активные — пассивные. Яркий оранжево-красный цвет — самый ак­тивный цвет спектра. Противоположный ему пассивный цвет находится в средней части области зеленых цветов.

Внутри группы цветов одного цветового тона самыми активными цветами будут наиболее светлые и насыщенные. В сумерках синий цвет активнее красного.

«Близкие» — «далекие». Все теплые цвета при дневном освещении производят впечатление близких; это цвета переднего плана. Они как бы приближаются к нам. Холодные цвета как бы отдаляются. В живописи такие цвета используют для передачи глубины пространства.

В сумерках соотношения меняются. В этом случае—цвета спектра, имеющие короткие длины волн, — синий и зеленый производят впечат­ление более светлых, находящихся на переднем плане; красный и жел­тый из области длинных волн — более отдаленных и глубоких.

 

«Громкие»—«тихие». Ярко выраженные теплые цвета производят впечатление «громких», почти кричащих. Зеленый, напротив, кажется спокойным, тихим, смягчающим.

Однако светлый яркий зеленый цвет, находясь на красно-коричневом фоне, может быть более резким и кричащим, чем красный.

«Сухие»—«влажные». Все теплые тона кажутся сухими. Охра жел­тая кажется выжженной, как песок пустыни. Синевато-зеленый цвет про­изводит впечатление влажного, как тающий лед.

«Распространяющиеся»—«концентрирующиеся». Теплые, особенно желтые цвета, являются излучающими, распространяющимися. Синий напротив, кажется плотным и концентрированным.

Однако на темно-красном фоне и светло-голубой цвет кажется из­лучающим; он напоминает голубой цвет неба.

Легкиетяжелые. Все светлые цвета кажутся легкими, все тем­ные — тяжелыми. Из цветов одинаковой светлоты красноватые кажут­ся более тяжелыми, цвета же, тяготеющие к синему, — более легкими. Насыщенный желтый цвет как бы приподнимает, он стремится вверх; особенно ощутимо это на темном фоне. Голубой цвет - тоже легкий и парящий.

Статичныединамичные. Статичным можно назвать сочетание таких двух цветов, которые полностью уравновешивают друг друга, как, например, желтый и фиолетово-синий. Особенно статичным вос­принимается сочетание зеленого и пурпурного цвета, поскольку ни один из входящих в это сочетание цветов не выделяется (цветной рис. 61).

Динамичными будут сочетания красного с синим или оранжевого с зеленым (цветной рис. 62).

Возбуждающие и успокаивающие. Цветовой ряд от зеленого к жел­тому или от красного к желтому успокаивает. Цветовой ряд от желтого к красному или от желтого к зеленому возбуждает (цветной рис. 63).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Воздействие отдельных видов контрастов | Последовательный контраст
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.