Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цветовой бассейн природного ландшафта

Колористика города

ЛЕКЦИЯ 7

 

Формирование колористической сре­ды города прежде всего зависит от природного окружения, фактора наибо­лее всеобъемлющего, влияющего не только непосредственно, но и опосредо­ванно, через структуру города и цвето­вую культуру, которые в известной мере сами по себе являются продуктами при­родного воздействия. Отметим сущест­вование взаимосвязи между природными компонентами и многообразными про­дуктами градостроительной деятельно­сти: с одной стороны — рельефа, водных бассейнов, зеленых насаждений, микро­климата, с другой — структуры города и его застройки.

Где-то вдали от поселений и сегодня существует природная среда, которую мы вправе называть природным ландшафтом, основой существования кото­рого является саморегуляция. Таким он и остается до тех пор, пока в нем не разворачивается кипучая деятельность человека. Ландшафт, подвергшийся воз­действию человека, становится антропо­генным, его наиболее концентрирован­ное выражение — ландшафт города. Под ним мы понимаем пространственный организм, основанный на сочетании природно-территориальных данных и результатов градостроительной деятель­ности. Такая двойственность городского ландшафта делает двойственной (природно-антропогенной) и его полихро­мию. Этим и обусловливается специфика профессиональной деятельности, на­правленной на формирование цветовой среды города как целостной экологи­ческой системы, имеющей естественные и искусственные составляющие, обла­дающей способностью к саморазвитию и одновременно нуждающейся в направ­ленном развитии. Вопрос так еще не ста­вился в архитектурно-градостроительной науке, а потому систематически не изу­чался.

Динамичность цветовой среды города снижается по мере уменьшения в нем удельного веса естественных элементов, т. е. с развитием урбанизации. Это об­стоятельство заставляет искать пути преодоления цветовой статичности архи­тектуры, возможно, за счет развития в архитектурной полихромии цветовой динамики природного окружения, что позволяет поддержать в городской среде ритм цветовых перемен, которые человек считает естественными, обеспечиваю­щими привычный ритм жизнедеятель­ности, несущими смысловую и эмоцио­нальную информацию, побуждающими к эстетическим переживаниям. Моделиро­вание динамики цветового поля города на основе интерпретации цветовой дина­мики природного ландшафта требует глубокого изучения ее законов. Познав процесс цветовой природной саморегу­ляции, архитекторы смогут действовать заодно с ним в городской среде.

Цветовая картина природного ланд­шафта зависит от множества компонен­тов. Среди них — климатические усло­вия, в частности, состояние атмосферы, ее чистота или степень загрязнения; тем­пературный режим, вызывающий туман и осадки в виде дождя и снега; морфоло­гические особенности территории, в том числе ее рельефность, создающая игру светотени, холодных и теплых оттенков; фактура поверхности, от которой во многом зависит ее общая светлота и, конечно, цвет собственно покрытия. Эрозированные земли, лишенные травя­ного покрова, непосредственно проявля­ются в полихромии природного ланд­шафта и, кроме того, при сильном ветре могут запылять атмосферу, изменяя об­щий колорит местности. Флора значи­тельно влияет на хроматические состав­ляющие природного ландшафта.

Каким же образом каждый из компо­нентов может влиять на цветовые харак­теристики природного ландшафта?

Атмосфера является компонентом природного окружения, способным при­вести к визуальному единству почти любой природный или искусственный ландшафт. Атмосфера влияет не только на характер освещенности, прямой или рассеянный свет, но и обладает собственными цветовыми оттенками: в зависимости от наличия в ней взвешен­ных частиц и водяных паров, придает ландшафту цветовую характерность, смягчая светлотные и хроматические контрасты, создавая общий валёр.

Рельеф существенно влияет на струк­туру цветового бассейна природного ландшафта, задает пространственные планы, подчеркнутые цветовой перспек­тивой, потенциально содержит значи­тельные возможности цветовой динами­ки при восприятии этого ландшафта с различных видовых точек.


В соответствии с предложенной нами классификацией пространств все много­образие цветовых бассейнов, обуслов­ленных строением рельефа природного ландшафта, может быть представлено шестью основными типами: 1 — замкну­тый (небольшая площадка, окруженная горами), 2 — перетекающий (небольшая площадка, окруженная горами, имеющи­ми сквозные прорывы), 3 — направлен­ный (вытянутая площадка, фланкиро­ванная параллельными цепями гор), 4 — односторонний (площадка, окру­женная горами с одной из сторон), 5 — сквозной (площадка, частично окружен-

 

Виды пространств: замк­нутое, перетекающее, на­правленное, односторон­нее, сквозное, открытое

 

ная горами), 6 — открытый (площадка, не имеющая вертикально означенных границ) [1]. Каждый из типов цветового бассейна складывается из различных компонентов природного ландшафта, являющихся цветоносителями, и пред­полагает поэтому определенный харак­тер цветовой палитры и ее динамики.

Гидрография природного окружения тесно связана с состоянием атмосферы и характером рельефа местности. Насы­щенность атмосферы водяными парами, ее прозрачность зависят от наличия рек, озер и других водоемов. Зеркало водных поверхностей, отражающее до­минирующие природные цвета, усили­вает их, а поскольку они изменчивы, усиливается хроматическая динамика природы.

Флора — наиболее динамичная со­ставляющая природного окружения. Лесные массивы, степная, альпийская растительность существенно влияют на хроматическое содержание природной цветовой среды. Сезонные изменения флоры — самый активный фактор при­родной цветодинамики. Почва — важ­нейший компонент природного окру­жения. Ее цвета в основном зависят от минеральных составляющих и поэтому могут значительно колебаться по цвето­вому тону. В Японии, например, раз­личают до 400 цветовых оттенков почв [I].

Все компоненты природного окруже­ния тесно взаимосвязаны. Так, напри­мер, низкие температуры существенно преображают природный ландшафт: изменяется цвет растительности, почвы и замерзшие водные поверхности покры­ваются снежным покровом. Зимний пе­риод отличается увеличением доли ахро­матических составляющих в цветовой палитре природного окружения. Цвето­вые оттенки природного ландшафта могут меняться в зависимости от направ­ления и скорости ветра, который приво­дит в движение растительность, созда­вая подвижную фактуру, наполняет атмосферу взвешенными частицами. Среди всех климатических особенностей наиболее мощное цветовое воздействие на природный ландшафт производит сол­нечное сияние. Его качество (спектраль­ный состав) и продолжительность (в те­чение суток и по сезонам) довершают цветовой образ природного ландшафта.

Итак, полихромия природного ланд­шафта понимается как определенный тип цветового бассейна, обладающего конкретным хроматическим содержа­нием и динамикой. Такое представление о ландшафтной полихромии согласуется с установкой исследователей природной среды как некоей емкости, состоящей из пространственных единиц, что спо­собствует более полной оценке природ­ного ландшафта, в частности, его ви­зуальных характеристик.

Комплексное изучение объемно-пространственной структуры ландшафта включает его анализ не только по ландшафтоведческим территориальным еди­ницам, но и по структурам оптическим. Такой подход плодотворен и для изуче­ния ландшафтной полихромии.

Объемно-пространственная структу­ра визуальных пространственных единиц ландшафта типа емкостей характери­зуется: 1 — величиной и размерами; 2 — высотой невидимого потолка; 3 — масштабом (соотношениями высоты зрительных барьеров с шириной и дли­ной ячейки; 4 — пространственной це­лостностью (визуальными связями меж. ду точками пространственной единицы, а также между этими точками -и окру­жением); 5 — конфигурацией зритель­ных барьеров; 6 — зрительными фоку­сами. Эти характеристики разработаны М. Пурвинасом, М. Пурвиненс, Д. Буатро, Л. Леопольдом, Ю. Курбатовым и ДР- [3].

Характеристики объемно-прост­ранственной структуры природного ландшафта одновременно являются ха­рактеристиками природного цветового бассейна. Их суммарное значение позво­ляет отнести конкретный цветовой бас­сейн к одному из названных выше типов. В частности, высотная граница зритель­ных барьеров — высота «невидимого по­толка» — оказывает влияние на вос­приятие трехмерности ячейки и ощуще­ние ее замкнутости по вертикали, что задает конфигурацию воспринимаемого цветового бассейна. Масштаб характе­ризует размерные отношения между элементами пространственной ячейки ландшафта и их оценку человеком. Поэтому общий масштаб пространствен­ной емкости — результат оценки высоты зрительных барьеров к размерам прост­ранства. Существенно значимые элемен­ты визуальных пространственных еди­ниц ландшафта — фокусные точки свя­заны с определенными зонами прост­ранства, с перспективным раскрытием планов, с формами ландшафта, наделен­ными содержанием, обусловленным как их действительными, так и ассоциатив­ными качествами.

Аналитический подход к полихромии природного ландшафта, безусловно, дол­жен сочетаться с тонким видением ее особенностей, что немыслимо без при­стального внимания к цветовым изме­нениям природы и большой наблюда­тельности.

 

Однако широкий спектр иссле­дований игнорирует вопросы цвета. Культурологический и структурный ана­лиз средовой полихромии мог бы существенно обогатить их результаты. Смысловые и визуальные характеристи­ки ландшафта, абстрагированные от цветовой данности, не в состоянии с достоверностью охарактеризовать при­родный ландшафт. Компоненты при­родного ландшафта вне их цветовой выраженности не являются истин­ным материалом для изучения. К тому же обнадеживающие гипотезы исследо­вателей без изучения природной поли­хромии не могут быть проверены. Это относится к действиям по определению «психолого-эстетических ресурсов при­родной среды», «емкости окружающей среды» и ее «визуальной доступности». Сохранение общекультурного потенциа­ла городского ландшафта также не может стать действенным без учета цве­товой значимости природных элементов городской среды. Отсутствие внимания к полихромии, недопустимое в деятель­ности, изначально связанной с визуаль­ным восприятием, неумолимо заявляет о неполноте результатов данных иссле­дований.

Остановимся на исследованиях поли­хромии природных ландшафтов, прово­димых французскими специалистами. Их методика получила значительный ре­зонанс в мире. Основная особенность работ французских колористов в архи­тектуре и градостроительстве — осмыс­ление в течение двух последних деся­тилетий роли цвета в масштабе городов и даже регионов, что вызвало необхо­димость цветового изучения ландшафтов целых провинций страны.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Адаптация | Методика Ланкло и Кле
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.