Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура градостроительной формы

ЛЕКЦИЯ 9

Градостроительная форма и её содержание

Объемно-пространственная структу­ра города — в значительной степени результат планировочной структуры, получившей вертикальное развитие в конкретных формах архитектурной мас­сы. Объемно-пространственная структу­ра современных городов гораздо слож­нее структуры городов прошлого, в то время как их планировочная основа становится значительно проще [17]. Это происходит из-за усиления роли верти­кальной координаты в построении совре­менного города. План и вертикальная координата — два взаимодействующих элемента целого. Рассмотрим каждый из них в отдельности.

Говоря о плане города, прежде всего отметим доминирующее влияние на него

природного окружения: рельефа и вод­ных бассейнов. Градостроитель не слепо повторяет структурные ценности при­родного ландшафта в плане города, а оуществляет сознательный выбор, отме­чая случайное, обнажая и развивая характерные черты ландшафта Различные планировочные системы городов поначалу соответствуют геог­рафии места, на следующих стадиях проявляют общие закономерности освое­ния все возрастающей периферийной территории, что отражается в ветвистой планировочной системе. На этой стадии развитие планировочной структуры горо­да подвержено действию новых законо­мерностей. Например, современная мо­сковская планировочная структура ис­пытывает пульсацию в двух направле­ниях от кольцевой автодороги. «Развитие вовне сочетается с развитием внутрь. Отразившись от вновь обретенной гра­ницы города, волна пульсации возвра­щается к центру укрупнением масштаба планировочной структуры, уплотнением, интенсификацией застройки, повыше­нием этажности» [19]. Видимо, вскрыв закономерности такого рода пульсаций, можно попытаться сделать этот струк­турообразующий процесс предсказуе­мым не только для плана города, но и его объемно-пространственной структуры.

Интересно, что тип планировочной структуры города обусловлен философ­скими взглядами и национальными тра­дициями градостроительства. «Хаотич­ность Лондона и Токио в сопоставлении с четкой планировкой Парижа и Пекина воплощает общий подход к жизни, свойственный двум островным народам: представление о том, что человеку сле­дует как можно меньше вмешиваться в естественный ход вещей. На взгляд англичан и японцев, город должен расти так, как растет лес. И роль градострои­теля, стало быть, не должна превышать роли садовника в английском парке или японском саду. Его дело лишь поправ­лять и облагораживать то, что сложи­лось само собой, а не вторгаться в раз­росшуюся ткань города со своими пла­нами»

Развитие плана города по вертикаль­ной координате упоминается в градо­строительстве обычно в связи с горным рельефом или с силуэтом города, но еще не исследовано в его объемно-пространственном выражении. Правда, уже появилось понятие «вертикальная композиция города» для обозначения пространственной системы акцентов с их связями, панорам города, его силуэ­та [22]. Выделены два уровня верти­кальной композиции: первый — верти­кальная композиция отдельной доми­нанты (или рядового здания) и вто­рой — вертикальная композиция города (центра, зоны, ансамбля).

 

Характер объемно-прост­ранственного освоения городской среды во многом определяется социальными и пространственными условиями. дея­тельности населения, которые необходи­мо учитывать в процессе градострои­тельного проектирования. Доказано, что наиболее значимыми признаками, по которым можно оценить состояние чело­века в городской среде, являются выби­раемые им интенсивность пространст­венного контекста и интенсивность физической нагрузки. Можно выделить микро-, мезо- и макропространства — социально-пространственные комплек­сы, масштаб которых определяется уровнем взаимодействия людей: персо­нальное общение, социальный контроль, пешеходная связанность. Набор этих социально-пространственных компонен­тов позволяет, в частности, конструиро­вать объемно-пространственную струк­туру жилой застройки. Построение цветовой среды города, как видим, выдвигают не только фор­мально-композиционные, но в основном социально-поведенческие требования,
что позволяет говорить о ее социально-пространственной обусловленности. Видимо, ее структура, цветовой ряд и подвижность должны учитывать прост­ранственные рамки и вид социальной активности населения, что находится в
русле тенденции «социализации» или«очеловечивания» города как объекта
проектирования. Эта сформулиро­ванная А. Гутновым тенденция принци­пиально важна для построения цветовой системы города. Он предлагает отка­заться от зонирования городской терри­тории по типу протекающих функцио­нальных процессов и перейти к зониро­ванию по интенсивности протекания
(и, соответственно, пространственной концентрации) этих процессов. Это
предложение как прямое следствие со­временного понимания градостроитель­ных процессов делает несостоятельными попытки цветового зонирования города
на основе его функционального зони­рования. Город, а точнее градостроительная система, справедливо рассматривается как «естественно-искусственный» объект, допускающий возможность саморазви­тия и управляющего воздействия со сто­роны общества.

Заметим, что сама по себе объемно-пространственная структура градостроительной формы все же еще не в состоянии полностью определить ха­рактер и ход будущего развития цвето­вой среды города, поскольку лишена функциональной наполненности, а сле­довательно, «очеловеченности».

«Для обозначения относительно устой­чивой, структурно-образующей части системы, концентрирующей основные процессы жизнедеятельности городско­го населения, связанные с высокой ин­тенсивностью пространственного освое­ния, предлагается термин КАРКАС.

«В отличие от планировочной структуры каркас означает не сами по себе внутренние взаимосвязи, свойственные объекту, а выделенную на основе этих взаимосвязей, совокупность его мате­риально-пространственных элементов (сооружения, магистрали и т.п.). В то же время каркас охватывает не все, а лишь важнейшие элементы и связи объекта, определяющие его структурную и функциональную организацию; он ха­рактеризует верхний иерархический уро­вень структуры, тогда как ее нижеле­жащие уровни находят отражение в строении ткани.

Функционально-пространственная при­рода каркаса предлагает соответствую­щий набор стереотипов, из которых складываются все его элементы. Это «емкости» — пространства сосредото­чения функциональной деятельности, «каналы» — подводящие внешние ком­муникации; «распределители» — узловые участки внутренней коммуникационной сети; «шлюзы» — входы, выходы, соеди­ненные с другими элементами»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Природно-климатическая обусловленность архитектурной полихромии | Аналоговые регуляторы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.