Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды спора




По своим целям (задачам) споры делятся на 5 наиболее важных видов.

2.1. Спор для выяснения истины.

В чистом виде этот вид спора встречается редко, он возможен только между интеллигентными и спокойными людьми. Такой спор иногда приятно и проиграть, если при этом выяснена истина. Здесь для оппонентов чаще всего обоюдный выигрыш, т.к. спорная мысль, как правило, из области совместных интересов.

Такие исследовательские споры обычно ведут по нескольку человек с обеих сторон, например, т.н. «мозговой штурм». В этом виде спора используются только допустимые приемы.

2.2. Спор для убеждения противника.

Убедить кого-то – это значит добиться признания этим человеком какой-то мысли.

В таком споре можно выделить два оттенка, два мотива:

· Я сам глубоко убежден в верности данной мысли, и у меня задача самая бескорыстная – сделать другого человека совладельцем этого убеждения;

· Я не уверен в истинности своей позиции, но я убежден, что «так нужно» рассуждать, «так полезно» думать для достижения какой-то цели.

Например, споры о существовании Бога или о возможности осуществления коммунизма, споры о вкусах.

Эти оттенки спора связаны с двумя существенно различными явлениями. Убеждение связано с эмоциональной стороной сознания, а доказательство – с рациональной. Поэтому человека можно убедить в какой-то мысли, но не доказать ее. И наоборот, человеку можно доказать истинность какой-то идеи, но не убедить в ее правоте. Дело в том, что истина и справедливость (добро) не всегда совпадают. Например, истиной может быть знание о существовании какого-то юридического закона. Но этот закон может выглядеть несправедливым.

В такой спор разумный человек должен вступать только тогда, когда содержание тезиса способно гарантировать убеждение противника. Здесь для убеждения противника важно – примет ли оппонент этот тезис или нет. Поэтому сильный противник вовсе не желателен. Но, чем сильнее противник, тем выше престиж победы. Чистота приемов здесь соблюдается не всегда. Например, не редко используется высмеивание позиции оппонента.

2.3. Спор за победу.

Данный спор – еще менее благородный. Здесь не обязательно убедить, но необходимо победить. В крайнем случае, никак нельзя проиграть спор. И не важно, где спор происходит: на митинге или на кухне. В этих спорах в приемах не стесняются, а самый популярный прием – оставить за собой последнее слово.

В таком споре не важно – убеждены ли сами спорщики в истинности своей позиции. Здесь важна не столько логика (разумные основания), сколько ораторская убедительность: внушительность тона, острое слово, возбуждение нужных чувств у оппонента и т.п. Чаще всего такие споры перед слушателями не ведутся. Специальная техника ведения «спора за победу» называется эристика. Она включает в себя всю совокупность позволительных и непозволительных уловок.

2.4. Спор ради спора.

Есть любители самого процесса дискуссии. Они готовы спорить обо всем и со всеми.

2.5. Спор – упражнение.

Такой спор был в моде во времена античности, а сейчас практически не встречается. Здесь один собеседник только предлагает вопросы, другой – только дает ответы, причем лишь в форме «да» или «нет». Цель спрашивающего – заставить собеседника согласиться с суждением, противоречащим тезису, который тот взялся защищать. Т.е. необходимо привести оппонента к противоречию с самим собой.

 

Основное применение находят первые 3 вида спора. К сказанному о них необходимо добавить следующие замечания. Грамотность спорщика состоит в том, что:

· Желая проверить истину, мы должны выбирать самые сильные, с нашей точки зрения, аргументы в ее пользу;

· Желая убедить оппонента, самые убедительные для него аргументы;

· Желая победить в споре, выбирают доводы, которые более всего могут поставить противника в затруднение.

Для достижения целей спора часто применяются уловки. Они рассмотрены раньше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.