Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика международных фирм

Многие фирмы начинают заниматься экспортной деятельностью в поисках дополнительной прибыли. Однако этот мотив является не единственным. Экспортная деятельность фирмы может быть инициирована целым рядом факторов, так называемых мотивов начала экспортной деятельности фирмы. Это движущие силы, благодаря которым фирма начинает экспортировать свою продукцию с целью использовать или развить имеющиеся ресурсы так, чтобы были достигнуты долгосрочные и/или краткосрочные цели компании.

Транснациональные компании: понятие, их характеристика и особенности деятельности на международном рынке.

ТНК - это компания, включающая единицы в двух или более странах, независимо от их юридической формы и поля деятельности; оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр; в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других и, делить знания, ресурсы и ответственность с другими.

ТНК как правило, мощные компании, имеющие возможность оказать экономическое и политическое давление в странах, куда они вкладывают капитал. С ними должны считаться и страны, где их капитал сформировался (страны базирования). В настоящее время ТНК по экономической мощи могут соперничать с отдельными государствами. Так, по объему производимой продукции японская корпорация «Мицубиси» уступает только 21 стране в мире, а в число 40 крупнейших экономических единиц наряду с 30 государствами входят 10 ТНК. Но в отличие от развитых стран в ТНК действует иерархическая структура управления, они могут свободно распоряжаться огромными ресурсами. В последние 15 лет доля ТНК в мировом производстве более чем удвоилась. В середине 90-х годов на долю 500 крупнейших ТНК приходилось около 28%мирового производства, 30% производства промышленной продукции, 10% мировой торговли, 80 %закупок и продаж технологий.

В настоящее время крупнейшие ТНК приобретают глобальный харантер. Создав сеть своих филиалов в различных странах, они приступили к перераспределению международного разделения труда в рамках корпораций, накладывая его на традиционно существовавшие связи между странами, трансформируя, а нередко и деформируя их.

По сравнению с другими предприятиями, оперирующими на внешних рынках, ТНК выделяет следующее:

отрыв от национальной почвы, глобальный характер внутрифирменного планирования, а также операций пo снабжению и сбыту под централизованным частным контролем;

использование международного единичного разделения труда в рамках системы технологически взаимосвязанных предприятий вразных странах мира, об менивающихся незавершенной продукцией по некоммерческим, трансфертным ценам;

раздел рынков между филиалами и их централизованное обеспечение.

Транснациональные корпорации представляют собой крупнейшие компании преимущественно с однонациональным акционерным капиталом и полным контролем над деятельностью всей корпорации. Они проявляют свою деловую активность в других странах с помощью организации там филиалов и дочерних компаний, обладающих самостоятельными службами производства и сбыта продукции. При этом корпоративная политика остается единой и обязательной для исполнения своими подразделениями. По данным ООН в качестве международных корпораций рассматриваются крупные фирмы с годовым оборотом более 100 млн. долл. США, имеющие филиалы или дочерние компании нe менее чем в шести странах мира. Типичными примерами подобных международных корпораций являются американские фирмы «Дженерал Моторс», IBM, швейцарский пищевой концерн Nestle.

На современном этапе можно встретить термин «глобальная фирма». В сфере экономики данный термин описывает коренные изменения, которые претерпели ТНК в ходе усилившихся процессов мировой экономической интеграции. «Глобальной» фирме противопоставляют «многонациональную», на основании критериев принадлежности к определенной отрасли и восприятии фирмой мирового рынка как единого либо фрагментарного пространства. Согласно М. Портеру, многoнациональные фирмы присутствуют в тех отраслях, где конкурентные преимущества не играют роли вне границ национального рынка, например, индустрии некоторых продуктов питания - хлеба, кофе, замороженных продуктов, консервов, а также сферу услуг страхования жизни, пошива одежды и т. д. Глобальные фирмы принадлежат тем отраслям, где цены и конкурентные условия разных национальных рынков тесно связаны и термин «мировой (глобальный) рынок» имеет смысл. Конкурентная позиция фирмы в одной стране начинает существенно влиять на ее положение в других странах. Глобальная конкуренция (глобальные фирмы) присутствуют, например, в таких отраслях, как выпуск гражданских самолетов, производство телевизоров, автомобилей, часов, копировального оборудования, шин, фотоаппаратов, бытовой электроники и т.д.

ТНК адаптируют свои стратегии производства и маркетинга к особенностям рынка и конкуренции в отрасли для использования фирмой собственного потенциала для достижения успеха в окружающей ее среде (рынок, факторы макросреды и т. д.).

Разделение ТНК на глобальные и многонациональные фирмы основывается на анализе применяемых ими маркетинговых стратегий. Многонациональная стратегия маркетинга необходима из-за существенных различий вкультурных, экономических, политических и конкурентных условиях, сложившихся в разных странах. Многонациональная стратегия, по М. Портеру, характерна для фирм, которые производят и продают свои товары на иностранных рынках, рассматривая каждый из них как отдельный сегмент. Заводы на национальных рынках создают продукцию, адаптированную к характеристикам спроса конкретной страны. Многонациональная маркетинговая стратегия предполагает ведение различных стратегий для каждого из иностранных рынков. Центральная штаб-квартира координирует только финансовый контроль и (частично) международный маркетинг, иногда прибавляя к этому функции исследования и производства в стране базирования. Сильной стороной многонациональной стратегии является то, что она соответствует местным условиям страны и адаптирует товары к потребительским запросам. Тем не менее, она имеет и свои недостатки: она не подразумевает теснvю стратегическую координацию по странам инедостаточно увязана с конкурентными преимуществами.

Глобальная маркетинговая стратегня вырабатывается централизованно и направлена на унификацию маркетинговых решений на всех национальных рынках, концентрацию научно-исследовательской деятельности, координацию логистики и коммерческой политики, оптимизацию международной организации производства.

Заводы транснациональной корпорации в разных странах специализируются на выпуске того или иного продукта (либо компонента), для обеспечения рынка, превышающего пo размерам тот, где они функционируют. Рационализация позволяет снизить издержки блaгoдаря эффекту экономии от масштаба, достигнутому в производстве, и компенсировать высокие расходы на НИОКР. Международная организация производства приводит к увеличению обмена готовой продукцией и полуфабрикатами между филиалами и заводами разных стран, то есть к внутрифирменной торговле. Глобальная стратегия, единообразная в различных странах, позволяет фирме концентрироваться на обеспечении преимущества над международными и внутренними конкурентами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, роль и значение международного маркетинга | Экономическая среда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.