Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления развития техники




ВЗАИМОСВЯЗЬ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ, ПРИКЛАДНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

ПРЕДМЕТ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

ЛЕКЦИЯ 11.

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ:

 

1. Предмет технических наук.

2. Взаимосвязь фундаментальных, прикладных и технических наук

3. Научно-технический прогресс и основные направления развития техники и технологий. Техносфера.

 

 

Техника [от греч. téchnë – искусство, мастерство; téchnikë – искусный] – совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества. В собирательном смысле – машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства.

В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные человечеством в процессе развития общественного производства.

Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение возможностей человека в процессе трудовой деятельности, освобождение его (частичное или полное) от работы в условиях, опасных для здоровья.

Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов развития природы, общества и мышления; сбора, хранения и обработки и передачи информации; управления производственными процессами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности.

Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, ЭВМ и др.

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

Взаимосвязь и взаимодействие с наукой – один из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие научно-технического прогресса и развития общества.

Термин «техника» также часто употребляют для характеристики навыков и приемов, используемых в какой-либо сфере человеческой деятельности (например, музыкальная техника; техника письма, рисунка и т.д.).

Технология [от греч. téchnë – искусство, мастерство + логос – слово, понятие, учение] – совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Задача технологии как науки – выявление механических, физических, химических и др. закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных и экономичных производственных процессов. Это наука о способах воздействия на сырье, материалы, полуфабрикаты (*системы! Например, технология управления) соответствующими орудиями производства (* средствами труда)»

Технические науки изучают способы проектирования, изготовления и эксплуатации материальных (вещественных) средств труда, создаваемых человеком для осуществления процессов производства жизненных благ и обслуживания потребностей общества.

Технические науки – науки, целью которых является развитие техники и технологий (механических, физических, химических, биологических); разработка, создание и изучение функционирования средств, орудий труда, производственных процессов и методов управления ими: материаловедение; теплотехника; конструирование машин, приборов и механизмов; технология машиностроения и приборостроения, включая самолетостроение, станкостроение, вагоностроение, автомобилестроение и т. д.; техническая кибернетика и др.

 

Энгельс: «Если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребностей техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед быстрее, чем десяток университетов».

Характерной чертой современного этапа развития естествознания и технических наук является увеличивающая, углубляющаяся и укрепляющаяся их интеграция, онтологическое и гносеологическое взаимопроникновение, в результате которых возникают новые направления в науке (например, симбиоз биологии и науки о человеке с техникой и технологией: биомеханика, биофизика, кибернетическая медицина, инженерная генетика, нейронные компьютеры, биотехнология, математическая генетика, робототехника и др.). Такой синтез, симбиоз открывает новую эру в развитии науки и техники, новые возможности в освоении природы, дает замечательные плоды.

Научная революция - это коренное, качественное изменение, наших представлений о природе, обществе и мышлении, нашего мировоззрения, обусловленное новыми научными открытиями.

Открытие - это обнаружение неизвестных ранее явлений и процессов реального мира, вносящих качественное изменение в наши представления о природе, обществе и мышлении.

Изобретение – это решение технической задачи, отличающееся новизной и полезностью. Это плоды прикладной науки.

• Основой новых изобретений являются научные открытия, то есть результаты фундаментальной науки.

Развитиенеобратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания (материальных и идеальных объектов, их универсальное свойство. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта – его состав и структура).

Различают две стадии развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюцию, связанную с постепенным количественным изменением свойств объекта (эволюция) и революцию, характеризующуюся качественным, коренным изменением свойств объекта, скачкообразным переходом от одного устойчивого состояния к другому устойчивому состоянию (революция).

Научно-техническая революция (НТР) – коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.

Главные направления научно-технической революции: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и использование новых видов энергии; создание и применение новых видов конструкционных материалов.

НТР началась с середины 20-го века. Резко ускоряет научно-технический прогресс; оказывает воздействие на все стороны жизни общества. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. Возникла под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством.

 

3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.