Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Тема 4.1. Государственное регулирование внешнеэкономической




Тема 4.1. Государственное регулирование внешнеэкономической

деятельности в Российской Федерации.

 

Лекция рассматривает аспекты государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, с раскрытием основных положений законодательных и нормативно-правовых актов, приводится классификация участников ВЭД и раскрывается их правовая компетенция.

 

Учебные вопросы:

1. Государственно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

2. Участники ВЭД в Российской Федерации и их правовая компетенция

 

 

Цель государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации -обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов государства. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации является составной частью экономической политики России.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основными принципамигосударственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

2) Равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3) Единство таможенной территории Российской Федерации.

4) Взаимность в отношении другого государства (группы государств).

5) Обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации.

6) Выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

7) Гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

8) Обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

9) Исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации.

10) Обеспечение обороны страны и безопасности государства.

11) Обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности.

12) Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

13) Единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Реализация внешнеторговой политики России осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а именно:

- таможенно-тарифного регулирования;

- нетарифного регулирования; нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка страны, на недискриминационных принципах, посредством квотирования и лицензирования; специально-защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

- запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

В качестве инструмента защиты национальной внешней торговли допускаются ответные меры – меры ограничения внешней торговли товарами, в случае, если иностранное государство: не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических лиц или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации.

Меры ограничения внешней торговли товарами вводятся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации.

Помимо этого, в качестве инструментов осуществления внешнеторговой деятельности законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определены процедуры осуществления приграничной торговли, свободных экономических зон, регулирование бартерных сделок.

Участниками внешнеторговой деятельности в России являются:

- Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами.

- Любые российские лица и иностранные лица обладают правом осуществления внешнеторговой деятельности. Это право может быть ограничено в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и федеральными законами РФ.

В соответствии с законом, государственную внешнеторговую политику Российской Федерации осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации в пределах своей компетенции правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

К числу уполномоченных федеральных органов следует отнести:

- Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

- Министерство экономического развития Российской Федерации в части создания и функционирования особых экономических зон на территории РФ и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации;

- Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

- иные министерства и федеральные службы – в рамках своей компетенции.

В случае, если затрагиваются интересы субъектов Российской Федерации, работа уполномоченных федеральных органов осуществляется при участии соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ведении Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности находятся:

1) формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей и основных принципов торговой политики Российской Федерации;

2) защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации, экономических интересов субъектов Российской Федерации и российских лиц;

3) государственное регулирование внешнеторговой деятельности, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;

4) установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;

5) определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию делящихся (расщепляющихся) ядерных веществ, отравляющих, взрывчатых, ядовитых веществ, опасных отходов, сильнодействующих, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, биологически активных материалов (донорской крови, внутренних органов и других материалов), генетически активных материалов (культур грибов, бактерий, вирусов, семенного материала животных и человека и иных материалов), животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, а также иных товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на жизнь или здоровье граждан, жизнь или здоровье животных и растений, окружающую среду;

6) определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней;

7) координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации;

8) установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;

9) заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;

10) учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах;

11) участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;

12) определение порядка вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности находятся:

1) координация внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

2) выполнение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей, если эти договоры затрагивают вопросы, относящиеся к ведению субъектов Российской Федерации, или полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

3) информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;

4) создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;

5) участие в деятельности специально созданных для этой цели органов международных организаций.

Субъекты Российской Федерации в пределах своей компетенции имеют право:

1) проводить переговоры и заключать соглашения об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств;

2) содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти и Министерством иностранных дел Российской Федерации;

3) открывать представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) осуществлять формирование и реализацию региональных программ внешнеторговой деятельности.

Содействие развитию внешнеторговой деятельности в Российской Федерации выражается в том, что Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции осуществляют мероприятия, содействующие развитию внешнеторговой деятельности, в том числе обеспечивают:

1) Создание благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки иностранных государств посредством двусторонних и многосторонних переговоров, международных договоров и деятельности в международных организациях и межправительственных комиссиях.

2) Финансовую поддержку посредством кредитования участников внешнеторговой деятельности, создания и использования систем гарантий и страхования экспортных кредитов.

3) Дипломатическую помощь: внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

4) Информационное сопровождение, предоставляя сведения: о российских лицах и об иностранных лицах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке; о российских лицах и об иностранных лицах, получивших квоты и лицензии; о международных торговых договорах и об иных договорах Российской Федерации в области внешнеэкономических связей; о российском и об иностранном законодательстве в области внешнеторговой деятельности; о деятельности торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах; о таможенной статистике внешней торговли Российской Федерации; о конъюнктуре на внешних рынках по основным товарным группам; о правонарушениях в области внешнеторговой деятельности и другие данные, предусмотренные законодательством.

5) Организационную помощь посредством проведения торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций, проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки.

 

Вопросы для контроля:

1. Какова цель и на каких принципах построено государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации?

2. Раскройте формы и методы, применяемые в практике государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

3. Раскройте содержание федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности»

4. Перечислите методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Практике Российской Федерации.

5. Отразите ведение федеральных органов исполнительной власти на примерах Министерства экономического развития РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Федеральной таможенной службы РФ, на других примерах (выбрать самостоятельно)

6. Раскройте ведение федеральных органов исполнительной власти в области внешнеторговой деятельности.

7. Раскройте содержание совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности

8. Раскройте мероприятия, направленные на развитие внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.

Заключение

В лекции рассмотрены основные положения государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ, с раскрытием основных положений законодательных и нормативно-правовых актов, классификацией участников ВЭД и их правовой компетенции.

Тема 4.2. Внешнеэкономические связи Российской Федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.