Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды управления




Рассмотрим основные виды управления, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них.

Перспективное управление – постановка долгосрочных целей организации, определение основных путей их достижения.

Текущее управление – постановка конкретных задач, координация процесса их решения, обеспечение его необходимыми материальными и людскими, информационными и финансовыми ресурсами, контролем и оценкой достигнутых результатов, осуществлением необходимых корректив, поощрением или наказанием исполнителей.

Текущее и перспективное управление имеет несколько объектов, к которым можно отнести: организацию, производство, материально-техническое снабжение и сбыт готовой продукции, инновации, маркетинг, кадры, финансы, эккаунтинг (т.е. деятельность по учету и анализу хозяйственных процессов в организации).

Организационное управление. Объектом его являются процессы создания организации, формирования структуры и системы управления, механизма реализации управленческих функций, выработки регламентов и инструкций и т. п.

Управление производством направлено на выбор основных параметров технологического процесса, определение объема текущего выпуска продукции или оказания услуг, загрузки оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей, информации к местам их использования, своевременный ремонт оборудования и техники, оперативное устранение сбоев и неполадок в техническом процессе, контроль качества.

Управление материально-техническим снабжением и сбытом готовой продукции состоит в организации заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, отправки их покупателям.

Управление инновациями, т. е. нововведениями, имеет своим объектом процесс научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов и внедрение новинок в производство.

Управление маркетингом является едва ли не самой сложной и важной сферой хозяйственной деятельности организации, занимается вопросами изучения рынков, существующей и перспективной конъюнктуры, формирования каналов сбыта, выработки ценовой политики, рекламы и т. п.

Управление кадрами в настоящее время трактуется более широко – как социальное управление, решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров, вознаграждения и стимулирования труда, создания благоприятного морально-психологического климата, улучшения условий труда и быта работников, поддержания контактов с профсоюзной организацией и разрешения трудовых споров и конфликтов.

Суть финансового управления заключается в составлении бюджета и финансового плана организации, формировании и распределении ее финансовых ресурсов, портфеля инвестиций, оценке текущего и перспективного финансового состояния и принятии необходимых мер по их укреплению.

Управление эккаунтингом связано с процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытием резервов для обеспечения более полного использования, имеющегося потенциала.

3. Менеджмент – наука или искусство?

Ответ на этот вопрос имеет значение, поскольку каждый из вариантов ответа подразумевает совершенно конкретные действия и отношения к проблемам менеджмента. Одной из таких проблем является проблема обучения менеджменту, выбора вида обучения, практикой, ротацией кадров, очного обучения в бизнес–школах. Особым видом искусства менеджмент был признан Ксенофонтом 400 лет до н. э., т. е. 2400 лет назад. Принято считать, что основу научного менеджмента создал в 1900 г. Фредерик Тейлор. В 1916 г. Анри Файоль разработал первую полную теорию менеджмента. А в 1925 г. Рональд Фишер разработал статистические методы для применения в менеджменте. Таким образом, несмотря на почти 7000 – летнюю историю, менеджмент является научной дисциплиной не более 100 лет. Поэтому в настоящее время менеджмент предстает как наука и искусство одновременно.

Управленческая мысль XX века делает особый упор на превращение управления в науку. По мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. С другой стороны, многие специалисты выдвигают мысль о том, что управление является скорее искусством, которому можно научиться только через опыт и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Основа всякой науки – это возможность объективно измерить изучаемые явления. Трудность этой задачи преследовала управление с тех самых пор, как оно сформировалось в самостоятельную дисциплину. Некоторые аспекты деятельности организаций можно описать количественно, измерить и точно проанализировать. Например, не представляет особой трудности определение наиболее эффективных способов выполнения механических заданий. Авторы работ в области научного управления весьма успешно проанализировали выполнение таких работ. Это привело к тому, что некоторые твердо поверили, что управление может стать наукой. Однако этому оптимизму была уготовлена короткая жизнь. Руководители практики увидели, что действительно можно рационально спроектировать работу для наиболее эффективного управления, но не всегда удается заставить работника точно и неуклонно выполнять все предписания. Люди не так просты, как машины. В большой группе действует так много социальных факторов, что их трудно даже просто выявить, уж не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. То же самое можно сказать и о бесчисленных факторах внешней среды, которые влияют на организацию, и о сложном потенциальном взаимодействии среды и организации, сложном настолько, что порой даже невозможно четко определить наличие этих отношений. Следовательно, управление хотя бы частично является искусством.

Управляющие должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Это не означает, что теория в области управления бесполезна. Теорию управления и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а пожалуй, как инструменты, которые помогают нам понять невероятно трудный мир организации. Объективно это объясняется тем, что центральное звено менеджмента – решение – принимается с использованием всей имеющейся информации, а именно интуитивной (неосознанной), предметной (выраженной разговорной речью), качественной и количественной, статистической (цифровой). Неосознанная (интуитивная) информация используется воображением конкретного менеджера при принятии решений. Представляется, что связанная с этим часть менеджмента является искусством в менеджменте. Предметная и статистическая информация является осознанной и позволяет оперировать с ней для получения новой, в частности, прогнозной информации с использованием формальных методов. Эта часть менеджмента связана с научным началом в нем. Менеджмент на различных уровнях требует различной степени научной подготовки. Так, финансовый менеджмент немыслим без серьезной математической подготовки.

Попытаемся установить соотношение искусства и науки в менеджменте. Какой критерий может быть использован для этого? Искомый критерий может быть предложен, если допустить, что соотношение искусства и науки в менеджменте равняется соотношению высших менеджеров, не имеющих высшего образования, но искусством достигших вершин карьеры в менеджменте, к общему числу таких менеджеров. Некоторое время назад число высших менеджеров крупных корпораций в Соединенных Штатах Америки, не имеющих высшего образования составляли 25 %. При всей условности этой цифры представляется возможным принять ее в качестве ориентира. Таким образом, современный менеджмент на 75 % – наука, а на 25 % – искусство. Этот вывод не истина в последней инстанции, но он подтверждает, что для успеха менеджеру необходимы профессиональные знания.

Таким образом, предметом менеджмента, объектами его изучения являются: формы организаций и соответствующие отношения собственности; структура организаций; внешняя и внутренняя среда организаций; инфраструктура менеджмента; деловые коммуникации; функции менеджмента; методы менеджмента; моделирование управленческих процессов; системы управления предприятием; оптимизация распределения ресурсов; выработка управленческих решений; динамика групп, власть, лидерство; управление персоналом; конфликты и их разрешения; управление финансами; риск (риск-менеджмент); хозяйственно-финансовый анализ; этика менеджмента; эффективность управления организацией; новации в менеджменте.

4. Определение понятия «менеджмент»

Менеджмент, являясь разновидностью научно-практического управления, создает все необходимые условия для реализации теории и практики руководства предприятиями, организациями, фирмами, функционирующими в условиях рыночной экономики.

Менеджмент и рыночная экономика дали возможность передовым странам (США, Япония, Канада, Англия, Франция и др.) достичь получения высоких прибылей, постоянного прироста производительности труда, повышения жизненного уровня населения, широкого внедрения средств автоматизации обработки информации.

Исследуя роль менеджмента в деятельности предприятий, организаций, зарубежные ученые пришли к выводу о неизбежности смены моделей хозяйствования в условиях научно-технической революции, выделив в процессе исторического развития: эпоху массового производства (до двадцатых годов ХХ века); эпоху массового сбыта (до середины пятидесятых годов); постиндустриальную эпоху, начавшуюся с середины пятидесятых годов.

Для постиндустриальной эпохи характерны следующие особенности: нехватка природных и других ресурсов, разработка новых технологий и появление неожиданных конкурентов, быстрое изменение структуры спроса. К наиболее важным задачам, стоящим перед менеджментом в этот период, относятся: разрешение противоречивых требований производства и сбыта на основе маркетинга; обеспечение технологических прорывов; долгосрочное и стратегическое планирование; дальнейшее развитие социальной гармонии коллектива.

В эволюции теории и практики менеджмента выделяются два главных направления – организационно-техническое и социально-поведенческое.

К 60-м годам менеджмент стал развиваться как синтез обоих направлений с ориентацией на технологию принятия управленческих решений. Современный менеджмент основывается на разработках многих наук: кибернетики, математики, теории систем, теории информации, теории организации, психологии, социологии, маркетинга, права и др.

Задача управления усложняется необходимостью анализа научного процесса реальной экономической жизни общества для обеспечения согласованных действий множества людей, участвующих в производстве, перемещении и распределении продукции и услуг при одновременном использовании многообразных ресурсов. Управление любыми процессами – это сложная и многофункциональная задача.

Приведем несколько определений понятия управление (менеджмент):

· совокупность принципов, методов, средств и форм управления, имеющая целью повышение эффективности производства и прибыльности предприятия;

· умение руководителя добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих совместно в каком-либо организованном звене;

· управление и сознательное регулирование производства в целях повышения его эффективности, ускорения научно-технического процесса и роста производительности труда, улучшение качества продукции и обеспечения тем самым динамической, планомерной конкуренции на рынке, следствием чего является рост потребления благ человеком;

· организация элементов производственно-экономических систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Существуют самые различные виды управления, о которых уже говорилось выше: производственное, техническое, государственное, идеологическое, хозяйственное. Для обозначения последнего в настоящее время во всем мире укоренился термин менеджмент.Менеджмент не просто хозяйственное управление, оно имеет место лишь тогда, когда хозяйствующий субъект полностью свободен, функционирует в условиях рынка и ориентируется на его нужды и потребности независимо от того, ставит ли он своей непосредственной целью получение прибыли или нет.

«Менеджмент» – слово английское. В Оксфордском словаре английского языка оно толкуется как «способ общения с людьми», «механизм осуществления власти и искусство управления», «особого рода умелость и навыки выполнения административной работы». В широком смысле русское слово «управление» и английское «менеджмент» – синонимы, означающие как функцию, так и группу людей, ее составляющих. Однако для специалистов, есть определенные различия в употреблении этих слов. Если понятие «управление» употребляется в технических системах, то «менеджмент» только в организационных системах.

Таким образом, менеджмент это особый вид профессиональной деятельности, направленной на достижение в хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, оптимальных результатов на основе рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механического менеджмента.

Содержание понятия менеджмент включает:

· науку и практику управления;

· организацию управления фирмой;

· самостоятельный вид профессиональной деятельности;

· процесс принятия управленческих решений.

Менеджмент как управление в условиях рынка обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме предполагаемую прибыль.

Для современного менеджмента характерны следующие черты:

· стабильное стремление к повышению эффективности производства и бизнеса в целом;

· широкая хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решения тем, кто несет ответственность за конечные результаты функционирования на рынке фирмы или ее подразделений;

· постоянная корректировка целей и программы в зависимости от состояния рынка, изменения внешней среды;

· ориентация на достижение запланированного конечного результата деятельности фирмы;

· использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии управленческих решений;

· изменение функций планирования (от текущего к перспективному);

· упор на все основные факторы улучшения деятельности фирмы;

· оценка управления работы в целом только на фундаменте достигнутых конечных результатов;

· максимальное применение математических методов;

· привлечение всех сотрудников фирмы к управлению;

· осуществление управления на основе предвидения изменений, гибких решений;

· опора на инновации, нестандартные решения;

· проведение глубокого экономического анализа, каждого управленческого решения; способность разумно рисковать;

· возрастание роли маркетинга в бизнесе;

· рыночные условия ведения хозяйства в нашей стране требуют формирования новой системы взглядов на управление в России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.