Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и принципы построения управленческих структур




Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется так же, как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

Таким образом, структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми. ОСУ обусловлена целями организации, зависит от реальных лидеров, сложившегося распределения функций между ними.

Одним из первых принципы рациональной бюрократии сформулировал немецкий экономист М. Вебер.

1. Четкое разделение уровней управления, которое приводит к появлению высококвалифицированных специалистов.

2. Иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.

3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.

4. Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности.

5. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

 

Внешняя среда Стратегия объединения Внутренняя среда

 
 


Цели Сценарии Планы

Программы

Проекты

 
 


Лидеры, реализующие стратегию

 
 

 


ОСУ

 

Рис. 10.1. Формирование организационной структуры управления

 

Принципы формирования ОСУ современного предприятия:

1. ОСУ должна отражать цели и задачи организации, т. е. быть подчиненной производству и его потребителям.

2. ОСУ должна предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками.

3. Формирование ОСУ надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Необходимо поддерживать соответствие между функциями и обязанностями, с одной стороны, полномочиями и ответственностью, с другой.

5. ОСУ должна быть адекватной социально-культурной среде организации.

При формировании ОСУ необходимо учитывать ряд факторов: естественный фактор (географическое расположение); сама организация в зависимости от того, какого она типа (коммерческая, организационно-правовая форма, малая или крупная и т. д.); сопряжение ОСУ с фазами жизненного цикла организации; уровень развития информационной технологии; технологические, экономические факторы; человеческий фактор.

Рассмотрение вопросов, связанных с формировани­ем организационных структур управления, важно даже в его историческом аспекте. Прохождение компанией определенных этапов развития организационных структур является обязательным. Эти этапы могут быть разными по времени. Так, например, без прохожде­ния этапа деятельности в условиях линейно-функци­ональной структуры в компании отсутствует возмож­ность отработки отношений "руководитель – подчи­ненный" и достижения соответствия этих отношений уровню, адекватному требованиям внешней среды. Парадокс порой заключается в том, что "новые" российские компании, и это подтверждают результа­ты исследования И.А. Суворовой, И.А. Хаита и Е.С. Яков­левой построив пер­воначально свои структуры управления по проектно­му принципу, используя неформальные организаци­онные структуры, в дальнейшем по мере роста вынуждены переходить к использованию иерар­хических принципов, которые можно охарактеризо­вать как более низкий уровень развития организаци­онных структур. Не существует однозначно хороших или плохих структур управления, могут быть разные условия их применения.

Вспомним основные понятия, связанные с организационными структурами управления.

Организационная структура управления – это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления.

Звено управления – обособленное подразделение со строго очерченными функциями.

Департаментализация – процесс организационного обособления выполнения отдельных работ, т.е. процесс деления компании на отдельные блоки, имеющие четко определенные конкретные задачи и обязанности.

Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их назначение – способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений компании при решении возникающих между ними проблем.

Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.

Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функци­ональный характер. Линейные связи, т. е. связи подчинения по всему кругу вопросов, — это отношения, в которых руководитель реализует свои властные полномочия и осуществляет прямое руководство подчиненными.

Функциональные связи, т. е. связи подчинения в пределах реализации определен­ной функции управления, носят совещательный, рекомендательный характер. Они имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.