Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Непрерывное социально-гуманитарное образование




Современная эпоха характеризуется существенным ускорением исторического развития. По сравнению с развитием так называемых аграрных обществ историческое время при вступлении мира в индустриальное общество на рубеже XIX—XX веков существенно уплотнилось. Темп изменений в различных сферах социальной жизни еще более ускорился с вступлением наиболее развитых стран мира в постиндустриальное общество. По существу, современный этап характерен расширяющимся спектром разнообразных переходных обществ: от еще начинающих свой путь от аграрного к индустриальному до тех, которые уже могут быть представлены как постиндустриальные. Переходность становится главной отличительной чертой времени. Результирующий же вектор переходности современной эпохи направлен в сторону индустриального и постиндустриального развития. При этом существует ряд отличительных моментов современного этапа, каждый из которых может как затруднять, так и облегчать решение мно­гих переходных проблем. Укажем некоторые из них:

- Кардинальный характер изменений, происходящих на протяжении жизни одного поколения во многих сферах: экономической, политической, культурной, социальной.

- Рост значимости интеллектуальной составляющей большинства видов трудовой деятельности человека индустриальной и, особенно, постиндустриальной эпох.

- Усиление прозрачности национальных границ, появление наднациональных сообществ.

- Расширение межкультурного взаимодействия обществ, социальных групп и индивидов до глобального уровня.

-Тенденция к стремительному увеличению коммуникационных возможностей, создающая новый тип мироощущения, направленный на формирование глобального единства человечества в его разнообразии.

Возрастание роли информации, превращение информации в основное средство обмена.

Развитие высоких технологий, автоматизация и компьютеризация производственных процессов.

Глобальные возможности человечества к самоуничтожению, возможность экологических и других катастроф.

Увеличение доли работников, занятых в информационном и сервисном секторах, сокращение доли рабочих промышленного сектора.

Изменение традиционной формулы профессионального успеха: владение профессиональными знаниями и навыками не является достаточным.

Таким образом, макро- и мезосоциальные факторы формируют новые требования, которые предъявляются социумом индивиду, стремящемуся к успеху в современных условиях, и обществу в целом. К этим требованиям можно отнести:

- Постоянное повышение образовательного уровня с целью соответствовать меняющимся условиям на рынке труда.

- Способность к овладению постоянно совершенствующимися техническими, информационными и коммуникативными возможностями.

- Способность к взаимодействию, эффективной интеракции в условиях плюрализации общественных отношений.

- Осознание глобальных проблем современности и, как следствие, гуманизация общественных отношений.

- «Гуманитаризация» существенного сегмента экономики, обусловленная расширением сферы услуг, и, как следствие, предъявление к работникам специфических требований.

- Потребность в профессионалах, обладающих помимо узкоспециальных рядом других социально значимых характеристик.

Таким образом, современный темп смены технологий приводит к необходимости корректировки подходов к обучению. Образование в режиме «готового знания», которое существует в традиционной системе обучения, перестает быть эффективным. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к уровню его ответственности, профессиональных навыков, коммуникабельности, обучаемости и адаптивности.

Приведенный перечень требований свидетельствует о том, что для эффективного функционирования в социуме необходимо обладать целым спектром характеристик, обозначаемых в современной науке понятием «компетентность».

На современном этапе качество подготовки специалистов зачастую требует иных критериев его оценки, чем это принято в знаниевой парадигме. Попытки выхода за пределы последней являются актуальными как для международной, так и для отечественной современной образовательной практики.

Авторы, пытающиеся представить альтернативу подходу, основанному лишь на знаниях, умениях и навыках, исходили из того, что существуют «два образования» — «явное», в котором учебные программы подлежат обязательному усвоению, а усвоенные знания— контролю, и «скрытое», способствующее формированию компетентности, личностного опыта и других показателей образованности, которые нельзя сложить из набора знаний и умений.

Теперь то, что было ранее побочным, во многом становится приоритетным. Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность индивида, а его умение разрешать возникающие в жизни проблемы. Под компетентностью понимается специфическая способность (не врожденная, а приобретенная), необходимая для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки и способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

Во многом это созвучно понятию «культурный капитал» П.Бурдье, определяемому как языковая и культурная компетенция. Он воспроизводится косвенно, через получение хорошего образования, в результате чтения книг, посещения музеев, театров, концертов, освоения манеры речи и межличностного общения. Ключевое различие между накоплением культурного капитала, по П.Бурдье, и освоением компетенций заключается в том, что на­копление культурного капитала происходит во многом пассивно и неосознанно, «начинается от рождения, без опозданий, без потерь времени у членов только тех семей, которые наделены мощным культурным капиталом; в этом случае время накопления охватывает целиком все время социализации», тогда как освоение компетенций происходит активно, целенаправленно, в сознательном возрасте. Освоение компетенций можно рассматривать, в частности, как дополнение или восполнение не накопленного ранее или не полученного по наследству культурного капитала, то есть компетентностный подход, в конечном итоге, призван сгладить врожденное социальное неравенство посредством «научения» со­ставляющим культурного капитала.

При компетентностном подходе основными результатами образовательной деятельности должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной, социальной, коммуникативной и других сферах. При таком подходе на первый план выходит формирование базовых основ профессиональной культуры и основных деятельност-ных компетенций (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, навыков коллективной работы и т.п.).

В целом принято подразделять компетентность на социальную (способность действовать в социуме с учетом позиций других людей), коммуникативную (способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым) и предметную (способность анализировать и действовать с позиций отдельных областей человеческой культуры). Именно этот перечень способностей востребован социумом помимо профессиональных, специальных знаний и умений.

Таким образом, общество через социальные (в том числе, рыночные) механизмы требует от индивида целого набора определенных компетенций, а индивид, со своей стороны, заинтересован в том, чтобы иметь их, либо, при отсутствии, овладеть ими.

В современной ситуации одним из важнейших механизмов освоения компетенций становится интеграция в систему непрерыв­ного социально-гуманитарного образования, которое оказывается в этом случае не столько источником профессиональных знаний, сколько транслятором компетенций.

Социально-гуманитарное знание и образование представляются важнейшим источником, основой и ресурсом общественных изменений. Современный этап жизни человечества среди многих острых проблем выдвигает на первый план повышение роли социально-гуманитарного знания и образования в позитивных общественных изменениях и предъявляет к нему новые требования. Во многом эти требования обусловлены тем, что современное общество подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, главным образом, интеллектуально-образовательным потенциалом общества и человека.

В то же время, сегодня налицо острые противоречия между cоциально-гуманитарным знанием, образованием и реальной действительностью, между знанием и политическими решениями; между знанием, образованием и массовыми действиями. Oсновной урок минувшего века — в необходимости осознания и реализации мировым сообществом тезиса о том, что научно-технологический прогресс, экономика, политика и идеология становятся источничком социального развития лишь при условии проявления посредством них физических и духовных способностей человека, Суть новой парадигмы знания и образования состоит в подходе к человеку как высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества. Развитие личности в гармонии с миром природы, социума и собственного внутреннего мира — такова ключевая задача новой системы образования. И именно социально-гуманитарное образование должно выступать наиболее динамичной силой этой системы, той основой, которая содержит в себе научное знание о природе человека и общества. Социально-гуманитарное образование призвано способствовать выполне­нию обществом функций критического анализа существующего состояния дел, имеющихся проблем и возможных перспектив, переходу его от преобладания мифологических и идеологизированных оснований для принятия решений к достоверной информации, объективной истине, обеспечивающих возможность опережающего развития, переходу к продуманным и конструктивным действиям. Только на этой основе реальны позитивные общественные изменения.

Своей функцией социально-гуманитарное образование имеет обучение законам общественного развития, формам и способам взаимодействия социальных агентов, социальным нормам, установкам и целям, создание условий для осознания и понимания человеком своего места в системе общественных связей, в духовном мире. При этом в структуре социально-гуманитарного образования отчетливо выделяются три составляющие.

Первая составляющая — это специализированная подготовка широкого спектра профессионалов в социально-гуманитарной сфере, включая такие отрасли, как право, экономика, социаль­ные науки, психология, образование и т.п. Здесь задача заключается в формировании фундаментальных основ, за которыми должно последовать «полное» гуманитарное образование, «достраивание» специального гуманитарного образования более широки­ми, фундаментальными социально-гуманитарными знаниями, а, следовательно, более органичными всей подготовке специалиста. Функциональная полнота специалиста, конечно же, шире его про­фессиональной подготовки. Очевидно, что, наряду с профессионализмом, специалист должен быть подготовлен к рациональному решению мировоззренческих задач, нравственному, правовому или идеологическому выбору, социально-экономическим решениям. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что в современном обществе налицо тенденция к расширению сферы услуг, подразумевающей занятость в ней специалистов именно в социально-гуманитарных областях. Именно на профессиональное социально-гуманитарное образование ориентируется все большая часть населения стран с развитой экономикой.

Второй составляющей является социально-гуманитарная ком­понента образовательного процесса в целом. Речь идет, прежде всего, о преподавании достижений социально-гуманитарных наук для студентов, которые получают специальное, а потому в определенной степени «узкое», образование. Социально-гуманитарная подготовка в таких условиях призвана расширить образовательный горизонт «узкого» специалиста, дополнить его образование тем видом знаний, которые не являются профилирующими предметами. Однако для функционирования этого специалиста как личности в контексте культуры своего времени ему необходима еще и социально-гуманитарная подготовка, которая удовлетворит его потребности в социокультурной жизнедеятельности. Так, например, образование инженера, которое до сих пор получает значительная часть выпускников вузов, должно обеспечить им максимальную включенность в социальные связи, сделать их конкурентоспособными на рынке труда, сформировать личность и гражданскую позицию.

Третьей активно развивающейся сейчас составляющей является образование в гуманитарной сфере, направленное на формирование компетенций. Оно подразумевает такие моменты, как формирование у индивидов потребности в непрерывном образовании, в развитии своей общей культуры, обеспечении гуманитарной грамотности, выработке соответствующей социальной ориентации. Во главу угла такое образование ставит формирование у личности коммуникативной и информационной компетентностей правового сознания, экологического мышления, эстетической вкуса, толерантности и т.д. Все это дает возможность личности более полно проявить свои способности посредством самореализации в профессиональной и жизненной карьерах.

Информационная доминанта современного общества, обеспечивая доступ к новейшим профессионально-образовательны технологиям, вносит серьезные коррективы в традиционную «формулу профессионального успеха». Еще совсем недавно профессионал — это специалист, доказавший свое преимущество именно в этой роли среди равных себе по «цеху». А сегодня для достижения профессионального успеха уже явно недостаточно приоритета только в овладении специальностью. Победителем на современном аукционе профессионалов оказывается тот, кто обладает и другими качествами. Наряду с владением технологиями, обеспечивающими конкурентоспособность в области конкретной специальности, профессиональный успех существенно зависит от обладания такими социально значимыми характеристиками, как коммуникабельность, эрудиция, знание законов функционирования общества и поведения человека, отражающими общий уровень культурного развития индивида и позволяющими ему эффективно реализоваться в профессиональной и жизненной карьере.

Изменение акцентов среди факторов успеха требует принципиально иной организации профессионального обучения. Формирование и развитие таких качеств личности было и остается основной задачей социально-гуманитарного образования. Только социально-гуманитарное образование способно сегодня вооружать современного специалиста такими необходимыми знаниями и навыками, как деловая риторика, имиджелогия, психология, социология, профессиональная этика. Составляющие основу механизмов социальной и профессиональной адаптации, эти знания и навыки помогают существенно оптимизировать вхождение молодого специалиста в профессиональную и социальную жизнь. Такое значение социально-гуманитарного знания в системе про­фессионального образования позволяет скорректировать формулу профессиональной модели. Наряду с качественной специализированной подготовкой, в достижении профессионального успеха значительное место принадлежит адаптивным технологиям, разработка и освоение которых осуществляется в рамках социально-гуманитарного знания.

Гуманизация образования тесно связана с демократизацией образования, то есть с обеспечением его всеобщности, действительным сокращением существующего неравенства между группами с различными социальными и демографическими характе­ристиками.

Непрерывное гуманитарное образование может наиболее адекватно решить эти задачи, поставленные общественным развитием. При современных темпах развития общества запасов образования индивида, полученных им, как правило, на дотрудовом этапе своей жизни, зачастую уже не хватает на весь период развития профессиональной карьеры и всей жизни в целом. К середине прошлого века стало очевидным, что старая модель образования может стать серьезным барьером на пути научного, технического и социального развития. И именно ответом на динамичные изменения в различных сферах жизнедеятельности в середине XX века возникла идея непрерывного образования. Изначально в большинстве стран ее связывали, прежде всего, с обучением, однако уже первые обобщения и концептуальные осмысления данной проблемы выдвинули как равноправную мысль о несомненной роли непрерывного образования в развитии личности. Если в 70-х годах XX века концепции непрерывного образования выдвигали задачи обеспечения условий для обучения в течение всей жизни, то с начала 90-х непрерывное образование стремится ответить на запросы развития человека во всем разнообразном спектре потребностей и ценностей.

Содержание термина «непрерывное образование», несмотря на широкое употребление составляющих его слов, не является общепринятым и не имеет однозначного определения. До сих пор оно отражает не столько утвердившуюся в жизни реалию, сколько идею о том, как изменить к лучшему сложившуюся образовательную практику. Осуществление этой идеи призвано повысить социальную эффективность образования, то есть сделать его более соответствующим логике развития человека и его интересам на различных стадиях жизненного цикла.

Как в отечественной, так и в зарубежной науке неоднократно предпринимались попытки раскрыть это понятие. Однако оно, по-видимому, еще долго будет оставаться предметом всестороннего осмысления и изучения.

Считается, что впервые понятие непрерывного образования; ввел в научный обиход в 1955 г. П.Аренц, определив четыре основные цели этого процесса. К ним относятся распространение культуры, подготовка граждан к изменяющимся условиям общественного развития, дополнительное образование для всех, повышение квалификации на всех ступенях системы образования.

В современной литературе непрерывное образование представляется как линейное, последовательное восхождение по ступеням образования, каждая из которых решает свой относительно самостоятельный комплекс задач. Это дает возможность и освоения! образовательных ступеней с разрывом во времени, и выбора типа образования, который позволяет человеку переключаться из одной сферы деятельности в другую, то есть возможность образовательного маневра личности на разных жизненных этапах, исходя из ее потребностей и интересов. Кроме того, необходимо учитывать, что феномен непрерывного образования характеризуется не только стадийностью, но и целостностью, то есть обеспечивает своими элементами пожизненный процесс, направленный на поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира.

Современное социально-гуманитарное образование включает в себя многие дисциплины, перечень которых исчисляется не одним десятком. В то же время, некоторые дисциплины являются основой, фундаментом всего последующего образования, поэтому их изучение является обязательным на том или ином этапе. На первых этапах к ним относятся русский и иностранные языки, литература, история. Затем к ним добавляются, в первую очередь, философия и социальные дисциплины. По-видимому, следует различать общее и специальное социально-гуманитарное образование. Такое деление не сводится к традиционному организационно выраженному делению образования на ступени (начальное, среднее, высшее). Общее гуманитарное образование, прежде всего, реализует задачу социализации человека. Специализированное гуманитарное образование продолжает решение этой задачи, своим содержанием оно продуцирует образованных людей, формируя тем самым культурную среду общества.

В настоящее время назрела необходимость оценить нынешнее состояние и перспективы преподавания социально-гуманитарных дисциплин, его роль в жизненной и профессиональной карьере специалиста и соответствие требованиям рынка труда, потребностям общества в целом. Социологическую информацию для этого может предоставить исследование, целью которого является изучение проблем социально-гуманитарного образования и ресурсов для его совершенствования в контексте динамики образовательных потребностей общества и институциональных изменений образования в целом, как среднего, так и высшего.

 

Контрольные вопросы:

1.Охарактеризуйте процессы гуманизации и гуманитаризации образования.

1. Обоснуйте необходимость осуществления непрерывного социально-гуманитарного образования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1250; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.