Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионализм труда специалиста социальной сферы

Социальное образование как процесс введения человека в профессиональную культуру, ее освоения и активного воспроизводства

Лекция 3.8

1.Профессионализм труда специалиста социальной сферы.

2. Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности.

Социальная работа сегодня становится символом изменений, нацеленных на создание служб человеческой помощи. Нужен человек, который бы решал многообразные конфликтные ситуации, заботился о социальном развитии школы. Тогда-то и возникла ориентация от практической психологии – к социальной работе. В мире профессий профессия социального работника справедливо относится к одной из наиболее сложных. Не каждому удается постичь ее секреты и стать профессионалом в подлинном смысле этого слова. Проблема эффективной профессионализации специалистов социальной сферы волнует как самих социальных работников, так и тех, кто доверяется им и ожидает квалифицированной помощи.

Этот вопрос требует комплексного научно обоснованного теоретико-методологического и практического решения.

В каждой профессии, а социальная работа - это тоже профессия, есть просто работники, специалисты своего дела, профессионалы экстра класса. Под работниками следует понимать занятых в данной конкретной сфере деятельности людей, которые занимают должность согласно штатного расписания и способны в лучшем случае помогать основным специалистам выполнять их главные функции.

Специалист как профессионал - это человек, достигший высокого уровня компетентности в исполнении возложенных обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. В основу подготовки такого специалиста закладываются знания, умения, навыки в соответствии с профессиографией его действий. Если иметь в виду подготовку специалиста для социальной сферы, то она идет через усвоение им дисциплин, заложенных в учебный план и реализуемых в форме лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, разных видов тренинга, курсовых и дипломных работ, а также активной самостоятельной работы. Но этого в современной социальной работе недостаточно. Важно быть истинным профессионалом своего дела, так как в социальной работе профессионал работает с конкретным человеком, который с участием социального работника надеется более эффективно решать свои жизнедеятельностные проблемы.

Таким образом, применительно к деятельности профессионального социального работника полностью прав академик РАО В.А.Пономаренко, отмечая, что «для подлинного профессионала духовное пространство - не метафора, а социальная реальность его взаимоотношений со своей Совестью. Это и есть то системное свойство, которое отличает профессионала от специалиста».

Профессионализм новой категории специалистов – социальных работников предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности специалиста социальной сферы. Профессионализм в этой сфере деятельности открывает каналы для проникновения в глубинную природу отдельно взятого субъекта труда и жизни, всевозможных связей и отношений в коллективах и общесоциальных объединениях. На этой основе обеспечивается выявление и использование эффективных средств влияния на морфологическом, психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Следовательно, профессионализм практического социального работника можно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.

Что же определяет содержание понятия «профессионализм практического социального работника «? Ответить на этот вопрос непросто. В самом общем плане можно отметить, что оно обусловлено реальными детерминантами и индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность практического социального работника, обусловливается ее целью. В данном случае цель— это вполне определенное представление о возможном результате социальной работы как деятельности.

Если учесть характер реальных условий, то перед практическим социальным работником возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решить для получения конкретного результата.

Чтобы пройти «дистанцию» от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный социальный работник, выступающий субъектом (активным действующим лицом) деятельности. Вполне очевидно, что способность практического социального работника эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств.

Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием - профессиональная компетентность, или профессионализм.

Итак, профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического социального работника единого комплекса знаний, навыков, умений, психосоциальных особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инвариантов. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности социального работника. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение социального работника к деятельности и на его сугубо индивидуальный стиль – почерк этой деятельности.

Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминант, среди которых — индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Изучение опыта практической деятельности социальных работников и ознакомление с передовой практикой социально-психологической работы в нашей стране и за рубежом позволяют выделить следующие отличительные особенности профессиональной компетентности специалистов этого профиля:

• обусловленность целей и задач профессиональной деятельности практического социального работника социальным заказом общества и его институтов— оптимально реализовать потенциальные возможности человека как в сфере его деятельности, так и в повседневной жизни;

• сочетание в задачах многообразия составляющих, которые определяют полифункциональность профессионального труда практического социального работника;

• недостаточная системная структурированность социально-правовой, функциональной и организационно-методической базы профессиональной деятельности, взаимоотношений с различными субъектами труда и жизни, обусловливающая актуальность творческого подхода, адекватного общепринятым нормам, рекомендациям психосоциальной науки, моральным принципам и профессиональной этике;

• конгруэнтность (соответствие) выдвигаемых целей, задач и функций с индивидуальными возможностями, потребностями и действиями практического социального работника;

• интегративный характер процесса и результатов профессиональной деятельности, складывающийся на основе эффективного использования исследовательско-диагностических, конструкторско-проектировочных, формирующе-развивающих, коррекционно-терапевтических, коммуникативных, аналитико-оценочных и других технологий;

• творческий характер профессиональной деятельности, базирующийся на знании социально-психологической сути процессов и явлений, широкой эрудиции, личном опыте, активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и широкой профессиональной коммуникабельности;

• поливариантность условий выполнения профессиональных обязанностей, которые реализуются комплексно и полифункционально при обязательном непосредственном сопряжении с конкретным человеком, коллективом, их отношениями и взаимосвязями.

Таким образом, труд социального работника, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Для его анализа как целостного феномена целесообразно выделить следующие стороны (блоки): профессиональная деятельность, профессиональное общение, развивающаяся личность и результаты труда.

Все они объединены единой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта.

Данные стороны отражают процессуальный и результирующий аспекты профессиональной активности социального работника, его повседневных отношений и личностного развития. Здесь практический социальный работник раскрывается как целостный феномен со своими неповторимыми макрохарактеристиками как индивид, личность, субъект деятельности.

Каждая из указанных сторон (блоков) труда социального работника описывается определенными психосоциальными характеристиками. Их можно сгруппировать в критериальный модуль. В таком модуле для описания любой из сторон труда социального работника и для оценки различных реальных характеристик используются показатели в виде объективно необходимых знаний, навыков и умений, психологических особенностей (качеств), профессиональных позиций и акмеологических инвариантов.

Анализ каждой из сторон (блоков) труда социального работника и взаимосвязей между ними с использованием модульных характеристик позволяет определить уровень его профессионализма. Профессиональная компетентность выступает интегральной характеристикой, которая позволяет судить об уровне подготовленности социального работника и его способности выполнять должностные функции. Она является не только мерилом профессионализма, но и выступает в процессе труда коллектива, жизни семьи или конкретного человека как определяющий фактор, от которого зависит успешность реализации как социальных, так и собственно жизнедеятельностных функций.

Уяснив сущность и важность профессиональной компетентности социального работника, можно перейти к вопросу о том, как же достичь ее желаемого уровня?

С учетом того, что профессиональная компетентность социального работника обеспечивает в конечном итоге желаемые результаты всего его труда, авторы предлагают свой подход к решению данной проблемы. Для системной реализации этого подхода прежде всего следовало бы воспользоваться акмеограммой социального работника. Разработанная акмеограмма представляет собой модель социального работника как профессионала и отражает систему предъявляемых к нему требований, соблюдение которых обеспечивает продуктивное выполнение им своих функций в реальных условиях, а также способствует постоянному развитию и реализации его творческого потенциала.

Акмеографический подход, развивая достижения современной профессиографии, дает возможность описать труд практического социального работника как целостный феномен, который включает в себя вполне определенную совокупность компонентов объективного и субъективного характера.

В акмеограмме социального работника представлены объективные и субъективные характеристики его труда. Объективные характеристики включают в себя цели и задачи. Для их реализации объективно необходимо выполнить вполне определенные функции. Следовательно, функции также относятся к объективным характеристикам труда социального работника. Субъективная сторона данного труда представлена в акмеограмме через знания, умения, навыки, профессиональные позиции, психологические качества и акмеологические инварианты. Рассмотрим субъективные характеристики более подробно.

Профессиональные знания как объективно необходимые сведения о всех сторонах (блоках) труда практического социального работника складываются из востребованных практикой общих и частных компонентов. Они составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры и непосредственно технологии достижения социальным работником желаемых результатов труда.

Профессиональные умения представляют собой действия и «техники» социального работника, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности.

Они выступают исходными элементами целостной технологии его социально-психологической работы. Навыки здесь отражают приобретенную способность практического социального работника выполнять профессиональные действия, приемы, конкретные должностные функции.

Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала — психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями социального работника, так и характером труда, спецификой объекта.

Профессиональная позиция практического социального работника — это целостное психическое образование, включающее конкретные установки и ориентации, систему личных отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта, реальности и перспектив, а также собственные притязания, реализуемые (не реализуемые, частично реализуемые) в избранном труде. Эта позиция выражает способ самоопределения социального работника, принятия и реализации им собственной профессионально-деятельностной концепции. Она включает общесоциальный, профессиональный и акмеолого-психологический аспекты, проявляющиеся через внешнюю психическую активность—деятельность.

Акмеологические инварианты социального работника представляют собой такие формируемые и используемые компоненты структуры профессионализма, которые обусловливают оптимальный творческий потенциал и наивысшую продуктивность труда независимо от действия внешних условий и факторов. В числе общих и специфических акмеологических инвариантов, определяющих продвижение социального работника к вершинам профессионализма, можно выделить постоянную включенность в процесс принятия решения, предвидение, проницательность, личностные притязания, мотивацию достижения, саморегуляцию и другие невостребованные ранее профессионально важные качества и индивидуальные особенности.

Следует отметить, что использование акмеограммы как наиболее полного системного описания профессиональной компетентности социального работника позволяет не только выделить ее желаемые компоненты, но и определить те из них, которые препятствуют продуктивной деятельности. Такие противопоказания играют роль психологических затруднений, барьеров, блокаторов.

Отмеченные показатели критериального модуля, положенные в основу разработанной акмеограммы, дают возможность получить системную многогранную характеристику всех сторон профессионального труда социального работника. Установлено, что каждая сторона этого труда разворачивается самостоятельно, отличаясь от других по значимости, удельному весу и протеканию. Одновременно все они выступают в диалектическом единстве. Приоритетное место среди них занимает профессиональная деятельность.

Следовательно, профессиональная деятельность практического социального работника, являясь важнейшей стороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда. С учетом этих связей и показателей критериального модуля возможно проанализировать основные составляющие профессиональной компетентности социального работника, необходимые для продуктивной деятельности.

Профессиональные знания, объективно необходимые для успешной деятельности социального работника, охватывают сведения об объектах исследования, социально-психологических технологиях реализации функциональных обязанностей, данные о всех детерминантах, определяющих успешность в достижении желаемых результатов. Цели и задачи труда в сфере, где социальный работник реализует свои функции, достигаются в целостном деятельно-воспитательном процессе и через меры психологического характера. Полная структура профессиональной деятельности социального работника включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного и консультационного характера, а также аналитический контрольно-оценочный элемент.

Алгоритм этого процесса таков: уяснение целей и задач практической деятельности; изучение психологических условий и факторов реальной обстановки и принятие решения об осуществлении социально-психологической работы; планирование социально-психологических мероприятий по реализации решения и организация их выполнения в соответствии с требованиями психологических принципов и научными рекомендациями; анализ результатов труда, жизнедеятельности социальных субъектов и социально-психологической работы, а также корректировка всей своей деятельности. Особое внимание следует уделять изучению принципов и технологии выполнения функциональных обязанностей.

Знание практическим социальным работником общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен социальный работник, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков. Не менее важно знать основные психологические особенности объектов исследования в их развитии, характеристики реальных процессов и взаимосвязей. Здесь, прежде всего, надо ориентироваться на реальные измерения человека как целостного феномена с макрохарактеристиками индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Полезной может быть модель развития всех составляющих характеристик. Раскроем содержание других характеристик профессиональной компетентности практического социального работника, которые позволяют ему успешно осуществлять свою деятельность.

Профессиональные умения, необходимые для продуктивной деятельности практического социального работника, охватывают обширный арсенал его действий по выполнению профессиональных функций. Ему необходимо уметь объективно и всесторонне анализировать реальные условия и факторы, цели и задачи труда и жизни клиента; планировать и эффективно осуществлять социально-психологическую работу в соответствии с научными рекомендациями, законами и интересами человека, группы, общества; систематически изучать и объективно оценивать результаты социально-психологической деятельности, а также реализовывать меры по ее оптимизации. Не менее важно владеть умением эффективно осуществлять в первую очередь те мероприятия, которые играют определяющую роль в достижении намеченной цели. При этом очень существенно приобретать умения все более высокого порядка, адекватные.

Вазовыми компонентами для развития умений являются навыки. Их совокупность представляет собой основу, то есть сформированную, устойчивую способность социального работника выполнять приемы, действия, операции профессиональной деятельности. В числе важных навыков можно выделить способность регулировать свою мыслительную деятельность и психические состояния, мобилизовывать возможности и психологический ресурс, осуществлять весь комплекс деятельностных элементов, образующих целостную технологию продуктивного профессионального труда социального работника.

Психологические качества практического социального работника представляют собой совокупность активных элементов психологического ресурса, каждый из которых самобытно проявляется в его деятельности. Они охватывают особенности профессионального мышления и сознания, рефлексии и самооценки, целеполагания и мотивационной сферы, взаимосвязей, отношений и практических действий. Наиболее значимыми психологическими качествами практического социального работника являются: аналитико-конструктивный склад мышления и самостоятельность суждений; чуткость и проницательность; эмоционально-волевая стабильность и терпеливость; устойчивость к стрессам и умение адаптироваться к различным условиям и факторам выполнения обязанностей как в едином контексте труда и жизни клиента, так и при проведении самостоятельных целевых мероприятий; эмпатия и рефлексия; общая психофизическая активность.

Профессиональная позиция социального работника определяет его ориентации, место и роль в процессе предписанной ему деятельности. Как устойчивая система отношений она выражает его самооценку, уровень профессиональных притязаний, мотивированность деятельности и понимание своего предназначения. Эта ее общая сторона дополняется конкретными ситуационными элементами, являющимися предпочтительными при выполнении деятельностных функций диагностического, развивающего, терапевтического, корректировочного, консультационного, аналитического, контрольно-оценочного и иного характера.

Профессиональная позиция практического социального работника выступает совокупной детерминантой его активности. Кроме того, она может служить мерой конгруэнтности в выполняемой профессиональной деятельности. Если в основу общей ориентации социального работника положены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и акмеологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы социального работника и социально значимые интересы общества и клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности практического социального работника.

Выше уже указывалось на важность акмеологических инвариантов в профессиональной деятельности социального работника, перечислялись качества, составляющие их.

С другой стороны, есть группа качеств, которые определяют продвижение социального работника к собственным вершинам именно в этой деятельности, являющейся для него главным делом жизни. Здесь оказывают влияние такие самостоятельные акмеологические инварианты, как потребность в поддержании устойчивой деятельностной направленности, высокие компенсаторские возможности и психическая восстанавливаемость, обеспечивающие адаптивность социального работника, способность к многоуровневой рефлексии, умение осуществлять профессиональную деятельность в «зоне комфортного психического состояния», достаточный уровень мобильной саморегуляции и управления функциональным состоянием и др.

Для успешной деятельности практического социального работника не менее существенно ясное понимание того, что его собственный психологический ресурс и возможности не безграничны. Его индивидуальные ограничения или противопоказания являются той объективной базой, на которой формируется группа личностных трудностей, барьеров, блокаторов, препятствующих успешной профессиональной деятельности. В акмеограмме данные характеристики-противопоказания представлены достаточно всесторонне. При этом надо иметь в виду, что специфика выполнения должностных функций в различных сферах труда выдвигает более широкий круг требований. Здесь возможно выявление новых противопоказаний.

Таким образом, профессиональная деятельность является главным компонентом совокупного труда практического социального работника. Ее анализ с использованием показателей критериального модуля позволяет получить всестороннюю оценку его профессиональной компетентности. Подобная оценка отражает субъектную сторону деятельности. С учетом ее объективных характеристик (задач, функций, результатов) составляется главная часть акмеограммы — профессиограмма социального работника для конкретной сферы: образования, управления, производства, бизнеса, коммерции и т.п. Степень соответствия реально сформированных качеств требованиям профессиограммы характеризует уровень профессиональной компетентности практического социального работника, детерминирующей успешность его практической деятельности.

Сопоставление реально сформированных качеств социального работника с показателями акмеограммы позволяет определить уровень его профессиональной компетентности и выработать стратегию продвижения к вершинам профессионализма, к оптимальной практической деятельности.

Видение практическим социальным работником стратегии достижения вершин профессионализма и следование логике продвижения к ним предполагает прохождение ряда этапов, каждый из которых означает взятие очередного рубежа профессиональной компетентности. Эти рубежи характеризуются такими уровнями профессионализма, как способность успешно выполнять профессиональную деятельность; подготовленность к стабильному продуктивному труду; профессиональное мастерство в реализации функций и обязанностей; творческое овладение исследовательско-инновационным стилем профессиональной деятельности.

Отмеченные уровни профессиональной компетентности являются эталонами для оценивания и позволяют отслеживать эволюцию профессионального роста, выявлять ее тенденции и придавать профессиональной деятельности оптимальный характер в соответствии с ее предназначением и собственной стратегией достижения. Вполне очевиден факт, что профессиональная компетентность является стержневым компонентом конкретной деятельности и труда в целом. Именно она выступает определяющим фактором в достижении желаемых результатов.

Перед начинающим социальным работником неизбежно встает вопрос: посвящать ли себя полностью этому ремеслу, профессионально, надолго и капитально браться за дело или имитировать деятельность на необъятном фронте работы, у которого нет четких измерений?

При этом заказчики «социально-психологической продукции» — руководители государственных структур, предприниматели, коммерческие организаторы или просто клиенты, обратившиеся к социальному работнику за помощью, ждут только результата, а следовательно, зачастую он испытывает критическое и даже предвзятое отношение к себе.

Наш разговор не для того, кто случайно оказался в рядах тружеников- социальных работников, которые шаг за шагом продвигаются к овладению своей ответственной и благородной профессией. Не важно, в какой сфере они трудятся,— каждый из них обладает общей и единой основой, которая позволяет продуктивно реализовывать свой творческий потенциал и успешно продвигаться к вершинам профессионализма.

В качестве такой продуктивной основы для любого практического социального работника выступает оптимальная система его труда. В рамках этой системы достаточно простора, чтобы проявиться на высшем исследовательско-инновационном уровне профессионализма. Именно здесь и раскрывается профессиональное творчество через самобытное оригинальное мышление и оптимальный стиль самореализации в профессиональной деятельности, повседневных отношениях, личностном развитии и в совокупном результате труда.

Как показывает опыт, восхождение к вершинам профессии пролегает через создание собственной системы труда. Предлагаем читателю ознакомиться с наиболее общими очертаниями подобной системы, приемлемой для использования в самых различных условиях.

Следует отметить, что характер системы труда практического социального работника детерминирован многими требованиями. Если в составе труда выделить ведущую сторону — профессиональную деятельность, то в соответствии с принципами можно очертить сферу этой деятельности. Основные принципы, которые важно знать, таковы.

Принцип профессиональной компетентности. Данный принцип указывает на то, что реализация должностных функций основывается на знании сущности социально-психологического явления (процесса) и особенностей его проявления в конкретных условиях и ситуациях. Не менее важно иметь ясное представление о своих правах и обязанностях, возможностях и ограничениях. Профессиональная компетентность в конечном итоге предполагает совершенное владение инструментарием, приемами и продуктивными технологиями реализации функциональных обязанностей.

Этот принцип предопределяет обязательность соблюдения социальным работником таких правил: сотрудничество социального работника и заказчика на заинтересованной и компетентной основе; профессиональное общение и взаимодействие с клиентом; научно обоснованная профессиональная деятельность социального работника для достижения желаемого результата.

Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Данный принцип обращает внимание практического психолога на то, чтобы ни процесс, ни результаты ею деятельности не наносили вреда здоровью, социальному положению и интересам человека, а способствовали более продуктивному задействованию его потенциальных возможностей в избранной сфере труда и полноценной активной жизни.

Здесь важно учитывать особенности каждого, с кем приходится работать, применять безопасные и наиболее приемлемые методики достижения цели, обеспечивать ненанесение вреда испытуемому должностными лицами, осведомленными о его взаимодействии с социальным работником или использующими полученные социальным работником результаты.

Требования данного принципа предполагают соблюдение практическим социальным работником следующих правил: взаимоуважение социального работника и клиента: безопасность для испытуемого применяемых модели, алгоритма, технологии и непосредственных методик, техник, приемов, предупреждение неправильных действий заказчика.

Принцип беспристрастности требует от практического социального работника не допускать предвзятого отношения к любому человеку, исключать формирование выводов и осуществление действий психологического характера, противоречащих научным данным.

Здесь важно занимать объективную позицию, не зависящую от субъективного мнения или требований третьих лиц. Этот принцип предполагает также использование инструментария и технологии, адекватных целям работы, особенностям объекта исследования и реальным возможностям. Полученные результаты всегда должны быть научно обоснованы, выверены и всесторонне взвешены. Ознакомление с ними третьих лиц осуществляется только с согласия клиента.

В соответствии с требованиями данного принципа социальный работник обязан руководствоваться следующими правилами: адекватность психологического инструментария целям, условиям и особенностям конкретного клиента; объективность и научная обоснованность результатов, целесообразность и взвешенность сведений, передаваемых социальным работником заказчику.

Принцип конфиденциальности означает, что любой материал не подлежит сознательному или случайному распространению, чтобы избежать компрометации кого бы то ни было —испытуемого, практического социального работника, руководителя и пр.

В отдельных сферах труда данный принцип нашел нормативное закрепление. «Социальный работник несет ответственность за сохранение протоколов обследований, за ведение документации.

Этот принцип обусловливает следующие обязательные правила: строгая учетность полученной информации, вплоть до применения системы ее кодирования; постоянный контроль за результатами социально-психологической работы и ограниченный доступ к ним заказчика, клиента или иных третьих лиц; корректное использование сведений психо-социального характера.

Принцип позитивно ориентированной активности предполагает целенаправленное участие практического социального работника во всех сторонах жизни и деятельности клиента, а также действенное влияние на весь комплекс их психологических составляющих.

Здесь важно держать в поле зрения не только формирование и развитие конструктивных структурных и функциональных компонентов, но и то, что мешает их проявлению. Прежде всего, целесообразно не упускать блокаторы эффективной деятельности, отношений и реализации творческого потенциала человека, а также отклонения от психических и социальных норм.

Этот принцип, выполняя интегративную функцию, определяет гуманистическую направленность всей деятельности практического социального работника. Позитивный подход к деятельности должен присутствовать во всех компонентах — взаимосвязях, отношениях, результатах труда и пр.

Данные принципы и другие нормы определили систему регламентации деятельности практического социального работника. Здесь можно придерживаться подхода, который предложили А.А.Крылов и А.И.Юрьев. Он позволяет установить оптимальные связи и отношения, способные обеспечить социальному работнику продуктивную реализацию профессиональных функций.

Социальный работник как ведущий субъект социально-психологической работы выступает профессионалом, соответствие которого должности подтверждено государственным дипломом или сертификатом. Он является штатным сотрудником определенной социальной структуры.

Заказчиком выступает социальный субъект (организация, семья, конкретный человек), который обратился к практическому социальному работнику за помощью в решении социально-психологической проблемы. Важно, чтобы данная проблема входила в сферу деятельности (профессиональной компетенции) практического социального работника, очерченную нормативными требованиями.

Зачастую социально-психологическая проблема предстает в виде той трудности, барьера, блокатора, которые клиент желает преодолеть при содействии социального работника.

Для практического социального работника данная проблема является главным компонентом объекта его труда.

Основным результатом труда практического социального работника следует считать все реальное, что получено в процессе решения социально-психологической проблемы (воздействия на объект труда социального работника). Это и материалы психодиагностики, и результаты социально-психологического развития, коррекции, просвещения, консультирования. В результаты труда социального работника можно включить рост его профессиональной компетентности, оптимизацию всего уклада его труда и многое другое. Это также результаты, влияющие на решение социально-психологической проблемы конкретного клиента.

В сфере деятельности практического социального работника между ним и другими субъектами (заказчик, клиент и др.) и объектами (социально-психологическая проблема, условия, факторы, средства и т.п.) складываются вполне определенные взаимосвязи и отношения. При решении социально-психологической проблемы они приобретают субъектно-объектный характер, так как практический социальный работник выступает преимущественно главным Бездействующим лицом.

Деятельностный цикл практического социального работника может быть представлен следующим образом. Получив заказ, он изучает объект труда, определяет цель этого труда и принимает решение о выполнении профессиональной деятельности. При этом устанавливаются нормативные регламентации, характер связей и отношений, определяются условия для получения намеченного результата. Все данные вопросы следует оформить договором, трудовым соглашением, планом или иным нормативным актом. В последующем практический социальный работник вырабатывает оптимальные модель, алгоритм и технологию практической деятельности для получения ожидаемых результатов.

Полученные результаты практический социальный работник передает заказчику. Его заключения должны содержать обоснованные рекомендации. Заказчик применяет их в общем контексте своего труда и жизни, а также как целевые меры психодиагностического, развивающего, коррекционного или иного характера.

В рамках предлагаемой системы практический социальный работник получает возможность наиболее продуктивно строить свою деятельность, выделяя в ней основные направления. К основным направлениям его профессиональной деятельности можно отнести: организационно-методическую, исследовательско-аналитическую, психотерапевтическую и консультационно-просветительскую работу, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда. В совокупности они охватывают вопросы психодиагностики, развития и психокоррекции, социально-психологической реабилитации, психогигиены, психопрофилактики, социально-психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов, социального консультирования и просвещения, совершенствования профессиональной компетентности социального работника и условий его труда.

Данные направления тесным образом взаимосвязаны. Однако это вовсе не означает их обезличивания. В каждом из них можно выделить вполне определенное содержание.

Организационно-методическая работа социального работника включает в себя все уровни планирования его труда, а также подготовительную и непосредственную деятельность по аспектам социально-психологического сопровождения. В рамках этого направления также решаются задачи обучения должностных лиц использованию в своей практике знаний из области социальной работы; подготовки социально-психологического актива к эффективным действиям; социального консультирования и просвещения клиентов.

Исследовательско-аналитическая работа предусматривает, с одной стороны, разработку концептуальных подходов к изучению социально-психологических явлений, аналитическую работу с получаемой информацией, адаптацию психодиагностических методик к условиям реальной практики, а также участие в НИР. С другой стороны, она предполагает поиск тенденций и закономерностей в существующих социально-психологических явлениях. Центральное место здесь занимает психодиагностическая работа, состоящая в выявлении социально-психологических характеристик клиентов, их отношений и взаимосвязей. Несомненно важным представляется и определение детерминант эффективной профессиональной деятельности и труда социального работника в целом, а также выявление продуктивных социальных технологий и процедур.

Психосоциальное воздействие обеспечивает целенаправленное изменение необходимых свойств и качеств объекта в интересах выполняемого заказа. Оно заключается в комплексном вербальном и невербальном воздействии на суждения, эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы клиента — человека, коллектива, семьи, а также в создании комфортных условий для их продуктивного труда и жизни. Здесь выделяются такие компоненты, как социальная профилактика, коррекция, социально-психологическая реабилитация, психогигиена. Социальная профилактика— превентивная деятельность по предотвращению нежелательных проявлений в поведении клиента. Коррекция— целенаправленное воздействие с целью изменения, укрепления или формирования необходимых социально-психологических качеств и состояний. Социальная реабилитация — система мероприятий социально-психологического, социально-педагогического плана, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний личностного и социального статуса. Психогигиена — работа социального работника по созданию условий обеспечения, укрепления и сохранения необходимых психических функций и состояний клиента. В процессе практической работы социальный работник комплексно реализует свои функции по таким направлениям, как социальная консультация, социальная профилактика, коррекция, психогигиена, социальная реабилитация. Все эти направления взаимосвязаны и в практике работы не разделяются, а взаимодополняют друг друга. Но для определения специфических особенностей этих направлений важно выделять среди них основные, которые актуализируются практическим социальным работником и реализуются в процессе его профессиональной деятельности.

Социальное консультирование и просвещение. Социальное консультирование — это работа социального работника, носящая рекомендательный характер, базирующийся на совместном с клиентом выявлении причин и недостатков существующих состояний. Социальное просвещение реализуется в контексте повседневной жизнедеятельности и в виде целевых мер. Оно направлено на повышение социальной культуры клиента.

Совершенствование профессиональной компетентности и условий труда социального работника — это его самостоятельная работа по продвижению к вершинам профессиональной компетентности. В рамках этих направлений реализуются и другие задачи, решаемые социальным работником в соответствии со своими обязанностями. В частности, социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиента, создание комфортного социально-психологического климата для жизнедеятельности конкретного человека или коллектива.

Особое место здесь занимает работа в семье, которая для социального работника выступает одним из клиентов. Цель ее — в создании благоприятной обстановки, взаимоотношений, необходимых для социально ценностной жизни и продуктивной деятельности.

Для реализации данных направлений практический социальный работник во всех структурах, где он выполняет свои функции, получает нормативно закрепленный статус.

Этот правовой статус принимается соответствующими министерствами и ведомствами, уполномоченными решать данный вопрос. В частности. Госкомитет по народному образованию определил, что статус социального работника в образовательных учреждениях утверждается региональным городским или районным центром социально-психологической службы соответствующим положением, уставом, кодексом и т.п.. В них вполне определенно сформулированы задачи, права и обязанности практических социальных работников.

В число основных задач, как правило, включают: «выявление социально-психического ресурса, здоровья и социально-психологических характеристик клиентов (конкретною человека, семьи, коллектива);

• изучение социально-психологических трудностей, механизмов их проявления в жизни и деятельности социальных субъектов, а также всестороннюю помощь в преодолении их воздействия и устранении причин, условий и факторов таких трудностей; ' содействие государственным, общественным, предпринимательским, коммерческим и иным структурам в эффективном использовании социально-психологического фактора при решении практических задач;

• социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в соответствии с социальными целями и жизненными стратегиями;

• оказание реальной помощи клиенту и выработку рекомендаций для самостоятельного решения им различных социальных проблем;

• ведение пропаганды социально-психолого-педагогических знаний и совершенствование социально-психологической культуры;

• оптимизацию системы социальной работы и повышение собственной профессиональной компетентности. Решение этих и других задач практический социальный работник осуществляет в соответствии с установленными правами и обязанностями.

Среди прав, без которых социальному работнику трудно выполнить свою гуманную миссию, следует назвать такие, как:

• право самостоятельно вырабатывать концепцию и определять пути выполнения своих профессиональных обязанностей;

• проводить с клиентами и в рамках функциональной структуры социально-психологические мероприятия;

• принимать участие во всех сторонах жизнедеятельности предприятия, организации, учреждения, конкретного клиента, а также знакомиться с содержанием документации, необходимой для успешного выполнения профессионального долга;

• поддерживать профессиональные связи с различными вневедомственными структурами и частными лицами, необходимыми для решения социально-психологических проблем;

• вырабатывать и давать рекомендации социально-психологического характера администрации, общественным, другим органам и клиентам, обратившимся за помощью. От прав практического социального работника неотделимы его обязанности. Социальный работник обязан:

• участвовать в разработке и выполнении мероприятий социально-психологического характера;

• изучать и знать социально-психологические процессы, явления, социально-психологические проблемы жизни и деятельности клиентов и тех структур, в которых он реализует свои функции;

• организовывать и лично проводить социально-психологическую работу, проявляя творчество и инициативу;

• активно способствовать развитию социально-психологического ресурса клиентов, оказывать им содействие в преодолении кризисов, трудностей, конфликтных ситуаций и иных негативных явлений;

• участвовать в отборе кадров, их социальной адаптации и последующей профессионализации, а также в организации социально-психологического сопровождения жизнедеятельности клиентов;

• вести постоянное наблюдение за клиентами, их социально-психологическими реакциями, проводить коррекцию их поступков и деятельности, тесно взаимодействуя с медико-психологическими учреждениями;

• организовывать и лично проводить социальное консультирование, занятия по социально-психологической и социально-педагогической подготовке;

• поддерживать деловые связи и отношения с государственными, общественными и иными структурами, частными лицами;

• постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, добиваясь высокого уровня профессионализма. Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те социальные работники, которые ревностно относятся не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места. Поп рабочим местом практического социального работника понимается сбалансированный комплекс функции его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места социального работника необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу, наличие профессиональной компетентности, практический опыт, конструктивное взаимодействие практического социального работника со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому социальному работнику самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Примерное материальное обеспечение рабочего места социального работника включает в себя такие обязательные составляющие, как:

1 Рабочий кабинет социального работника с сейфом для хранения материалов.

2. Комната социально-психологической разгрузки:

• для проведения психологической релаксации; «снятия нервно-психологического напряжения;

• эмоциональной разгрузки;

• индивидуального и групповою социального консультирования;

• социально-профилактических и социально-коррекционных мероприятий;

• работы телефона доверия.

3. Материальная база социально-психологического воздействия:

• аудиотехника;

• аудиокассеты с записями социально-психологического характера; проекционная аппаратура;

• проекционные материалы социально-психологического характера;

• специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению социально-психологического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

• канцелярские принадлежности;

• аудио техника с записями стимульного материала, специальные бланки;

• персональный компьютер, калькулятор и другая ЭВГ.

5. Материальная база социально-психологического просвещения и социальной подготовки:

• учебно-методические материалы; наглядные пособия;

• специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочею места социального работника должно расшириться и включить: в кабинете социально-психологического воздействия - технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики - комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место социального работника электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

Ознакомление с деятельностью практических социальных работников в различных сферах указывает на наличие многочисленных «узких мест» и нерешенных проблем в организации их повседневного труда. В частности, уровень представленности основных направлений деятельности и трудозатрат социального работника нельзя назвать оптимальным.

Ведущие направления деятельности в настоящее время распределены в общей системе трудозатрат социального работника иначе, нежели это предполагается по гипотезе оптимальностию.

Как показывают результаты многочисленных исследований, неоптимальность имеет место и при реализации конкретных направлений деятельности у многих практических социальных работников. Здесь выявляется существенная разница между реальными и оптимальными трудозатратами. В практической деятельности на отдельных направлениях ощущается дефицит трудозатрат. Он составил почти 31%. В то же время на других сосредоточиваются излишние время и усилия, которые на 34% выше оптимальной нормы.

Кроме того, не менее 17% своих усилий социальные работники затрачивают на выполнение несвойственных им функций. В общем измерении только 35% трудозатрат практических социальных работников распределяется в соответствии с гипотезой их оптимального труда.

Завершая рассуждения о том, в чем же состоит секрет творчества практического социального работника, нужно отметить следующее. Творческий подход и осуществляемая в соответствии с ним продуктивная профессиональная деятельность практического социального работника как имеющего определенный статус функционера возможны лишь в условиях внедрения оптимальной системы труда. Разработка и реализация такой системы представляются целесообразными в виде оптимальных модели, алгоритма и технологии, которые задаются перспективным и текущим планами. Жизнь, безусловно, вносит свои коррективы, но основа должна быть выверена, научно обоснована и выстроена как стратегически, так и тактически. Все что и является базой для проявления творчества и инициативы практического социального работника в его многогранном труде.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Непрерывное социально-гуманитарное образование | Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 576; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.148 сек.