Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средства массовой информации в психосоматическом развитии личности

Межличностная коммуникация в социальном образовании

Лекция 3.9

1. Средства массовой информации в психосоматическом развитии личности.

2. Пути сохранения личностности, духовности и психосоматического здоровья человека.

Не вступая в сколько-нибудь значительное противоречие с философским и кибернетическим толкованием понятия «информация», можно сказать, что она есть материально-идеальная, энергетически заряженная сущность всех вещей и явлений реально-эмпирического и идеального, умопостигаемого мира. По своему философскому значению и значимости для людей она может быть приравнена к таким категориям, как материя, дух, идея, пространство и время. Эта объективно, изначально существующая сущность детерминированно обеспечивает закономерную взаимообусловленность между вещами, явлениями и процессами в Космосе, органической и неорганической природе и социуме. Информация как сущность скрыта внутри вещей, проявляется в их действиях и отношениях. С помощью научного и интуитивного познания она может стать доступной, расшифрованной, быть еще не познанной, не расшифрованной или вообще остаться «вещью в себе».

Информация как объективный материально-идеальный энергетический феномен в человеческом познании мира представляющая собой сумму новых знаний, сведений, данных, сообщений о мире Космоса, природы, общества и отдельного человека, облекается в форму субъективированных, человечески значимых смыслов. Она выражается, фиксируется людьми в словах, числах, символах, звуках, запахах, ощу­щениях, психических состояниях, интуитивных чувствах и предвидениях. Именно информация обеспечивает человеку возможность адаптации к реальному миру природы и социума; способность ориентации в различных проявлениях материи и духа, состояниях пространства и времени, жизненно важных социальных взаимодействиях, деятельности, отношениях и общении.

Из этого можно сделать вывод, что информация есть тот духовно-энергетический материал, благодаря которому приводятся в действие, в движение все рецепторы и психические процессы, как непосредственно воспринимающие реальный чувственный, эмпирический мир, так и умопостигаемые феномены. В то же время информация есть «топливо» и энергетика всей психосоматики человека. Информацию потребляет, пе­рерабатывает и дает сигналы, стимулирующие деятельность, не только психика, но и все остальные системы организма: нервная, кровеносная, кожно-тактильная, костная, а также все органы: сердце, печень, почки, легкие, желудок и тракты пищеварения, пункты кроветворения и каналы мочеиспускания. Информация - важнейшее звено в цепи взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром. Она поступает в сознание, перерабатывается, усваивается и оценивается в процессе мышления. На основе этой оценки принимается решение о необходимых действиях и поступках, приводится в активное состояние воля, благодаря которой осуществляется реализация принятого решения. Информация напрямую связана с сознанием, волей и поведением человека, являясь главным побудителем и стимулятором поведения. Именно поэтому информация представляет собой не только в самом себе сущий феномен, но и своеобразного учителя, воспитателя, определяющего направленность и организацию жизнедеятельности индивида. Информация определяет психические состояния человека, уровень его сознания и сознательности, интеллектуальности и творческого потенциала. От характера и содержания поступающей к человеку информации зависит состояние всех сфер и систем его организма. Она может поддерживать эти сферы и системы в нормальном состоянии; возбуждать и перевозбуждать их; тормозить, подавлять, порождать стагнацию и депрессию. От нее зависит состояние эмоциональной и волевой сфер; ее воздействию подвержена нервная, кровеносная, иммунная, мышечная системы; она способна регулировать деятельность воспринимающих рецепторов. Активно информация влияет на общественное сознание, психические состояния масс, а также политические социально конфликтные, воспитательные процессы. Словом, информация есть не просто безобидные сведения, сообщения, разъяснения, но прежде всего такой же жизненно важный компонент человеческого существования, как воздух, пища и вода, связывающий его с окружающим миром, людьми, самим собой, формирующий его как личность, предопределяющий его судьбу.

Поскольку мир един, взаимосвязан, взаимообусловлен, постольку естественно предположить, что именно объективное существование и действенность информационных потоков, материально-духовных процессов в мире предопределяет жизненно необходимые информационные потребности каждого человека. Эти потребности имеют генетические, психофизиологические и социально-политические основы, включая идеологические, образовательно-воспитательные, оздоровительные и культурные проблемы.

Генетическая основа информационных потребностей человека заключается в том, что каждый индивид наследует генетически предопределенные свойства и, как разумное существо, стремится к познанию себя с помощью самонаблюдения, отражения своей личности в сознании других людей, а также научных исследований состояния своей души и тела. Индивидуум несет в себе еще в зародыше и реализует при рождении информацию, определяющую морфологические черты его облика; конституцию организма; задатки способностей, талантах, определяющих влечение и творческое самопроявление в тех или иных видах творческой деятельности; патологические изменения в генах, предопределяющие наследственные заболевания; общую основу состояния здоровья и предположительную продолжительность жизни. Для каждого человека потребность в подобной информации в условиях нормального и здорового образа жизни является жизненно необходимой. Эта информация в известном смысле есть основа индивидуально-личностного бытия.

Весьма близкими к генетическим основам информационных потребностей человека являются основы психофизиологические. Их суть заключается, во-первых, в готовности, здоровости и чистоте рецепторов, органов, сущностных сил, способных к обеспечению восприятия и переработке поступающей информации как извне, так и изнутри. Болезненное состояние, неспособность к нормальному восприятию, на­пример зрительной, слуховой, обонятельной информации, не только ставит индивида в положение изоляционизма и зависимость от других людей, но и позволяет этим другим людям манипулировать действиями психофизиологически нездорового человека, использовать его как средство, даже вопреки его желаниям и подлинным стремлениям. Во-вторых, в том, что психофизиологическими основами информационных потребностей человека являются здоровье в целом, нормальность и развитость общечеловеческих свойств, способностей и инстинктов человеческого существа - индивида. У нормально развивающейся человеческой особи всегда нормально развиваются сложившиеся в течение тысячелетий инстинкты, передающиеся по наследству. Речь идет о таких не могущих существовать без информации инстинктах, как инстинкт питания, самосохранения, размножения, власти, свободы, славы, самосохранения и самоуважения. В-третьих, психофизиологическая основа информационных потребностей индивида состоит в том, что они обусловлены состоянием таких свойств и качеств личности, как интеллектуальность, любопытство, многосторонний интерес, воля, целеустремленность, настойчивость, упорство, эмоциональность. Наконец, у информационных потребностей человека существуют и социально ориентирующие основы. Эти предопределенные социумом информационные потребности хотя и поставлены на последнее место, но только потому, что без генетических и психофизиологических основ они просто не могут возникать. В действительности социально-ориентирующие основы информации для человеческого индивида играют решающую роль в его приспособлении к природе, социуму и в выживании. К социально-ориентирующим и природным основам информационных потребностей человеческого индивида следует, прежде всего, отнести питающие его позитивной или негативной информацией природные и социальные, материальные и духовные условия общественного и индивидуального бытия; сферу и качество общения; образовательно-воспитательную систему; средства массовой информации. Удовлетворяя свои информационные потребности в природной и социальной сферах, человек на основе собранной информации определяет цель и смысл своей жизни, отношение к себе, формирует направленность своей личности и характер отношений с другими людьми и обществом, выбирает жизненный путь и профессию, а также товарищей, друзей и любимых.

Сам факт объективного и жизненно важного существования для человека феномена информации, естественно, влечет за собой необходимость и реальность существования разнообразных средств индивидуальной и массовой передачи, трансляций, взаимодействия информации. Средства массовой информации представляют собой общественно значимые и активно воздействующие на психику человека каналы рас­пространения в массах различных сведений, разъяснений, сообщений, внушений, идей, предостережений, предположений, субъективных мнений, прогнозов, предсказаний, слухов, заведомой лжи и клеветы, дезориентирующих заявлений, а также полезных советов, способных формировать общественное сознание и манипулировать поведением людей.

Словом, средства массовой информации представляют собой разнообразные формы всеобщего социального информационного взаимодействия людей, оснащенные научно-техническими приспособлениями, имеющими возможность и силу с помощью правды или лжи, тенденциозности или обмана, рекламы или усеченной информации, разжигания страстей или подстрекательства, восхваления и возвеличивания или оскорбления, сенсационного разоблачения или сокрытия и умолчания, лести или тонкого лукавства создавать и менять в позитивном либо негативном направлении общественное мнение, имидж, нормальный и неформальный статус, оценку людей, репутацию государственных, негосударственных и частных структур, фирм и корпораций, медицинских, образовательных и культурных учреждений, даже целых стран, регионов и континентов.

Функции этих каналов массовой информации могут исполняться как непосредственно самими людьми (прямое массовое общение на митингах, демонстрациях, конференциях; фестивалях, рынках, а также с помощью глашатаев, проповедников, балаганных актеров, странствующих философов, лекторов, чтецов-исполнителей, политических пропагандистов и агитаторов и даже зазывал, рекламирующих товар), так и опосредованно, с помощью разнообразных технических приспособлений и средств (книги, компьютерные сети, газеты, журналы, радио, кино, телевидение, листовки, электронная почта). Средства массовой информации призваны выполнять главные общественные функции: материализацию, распространение и хранение сведений в общественной психосфере, объединение, выражение и передачу духовно значимых идей переработку, усвоение и утверждение необходимых идеологических, нравственных, правовых парадигм. Современные средства массовой информации в обществе возвышаются над непосредственным общением людей, ограничивают и подавляют его. Они являются императивной, навязывающей, манипулирующей и духовно насилующей надстройкой над ними Они придали общению в общественном сознаний и информационному взаимодействию характер всеобщности и всеохватности. Но вместе с тем и характер односторонности, господства и превосходства одной информации, выражающей, как правило, интересы владельцев информационных средств, над другой, оппозиционной. В сущности, кто распоряжается финансово и идейно средствами массовой информации, тот владеет правом наполнять сознание людей нужным ему содержанием, манипулировать сознанием и поведением людей. СМИ поэтому и называют четвертой властью, что они, открыто или завуалированно, поддерживают политику и идеологию лишь властей предержащих. Поэтому средства массовой информации во всем мире представляют собой частично духовные, но в большей степени псевдо- и антидуховные тенета, ту опаснейшую для психики и сознания людей идеологическую паутину, в которой так же беспомощно и безнадежно, как муха в сетях паука, бьется и судорожно вибрирует, без всякой надежды на освобождение и спасение, общественный и индивидуальный человеческий дух.

Не случайно, предвидя именно такой ход событий в развитии цивилизации, величайшие гении человечества - Ж.-Ж. Руссо и Л. Н. Толстой, несмотря на всю парадоксальность и кажущуюся для примитивного обыденно-обывательского буржуазного рассудка неразумность их суждений, высказывались резко отрицательно по поводу технического прогресса. Они видели в нем опасность для человечества, как в надвигающемся монстре, как в выпущенном из бутылки джинне, способном сокрушить природу, разрушить экологию Земли и в конце концов уничтожить человечество духовно и физически. Они усматривали в техническом прогрессе, в том числе в развитии средств массовой информации, дьявольское наваждение и псевдодуховное порождение, подменяющее человеческую душу, внутренний божественный дух чуждыми ему наносными, бесовскими наваждениями, животными страстями, инстинктами, желаниями и влечениями. Однако, несмотря на предостережения великих, джинн выпущен из бутылки, и, озлобленный долгим сидением взаперти, в сущности своей патологически бесчеловечный, он пожирает и сминает людские души, особенно еще не сформировавшиеся и неустойчивые детские.

Очевидно, что научно-технический прогресс, как тенденция в развитии цивилизации, происходит детерминированно и объективно, независимо от воли и сознания людей, являющихся одновременно его творцами и жертвами. Поэтому, сознавая невозможность, бессмысленность и ненужность противодействия и противостояния ему, необходимо глубоко осмыслить это явление и право на владением им, раскрыть реально выполняемые им функции, определить его место в жизни людей, найти наиболее надежные способы управления им, регулирования и разумного, целесообразного пользования. Прежде всего следует подчеркнуть, что СМИ как общественное явление есть способ формирования общественного сознания, управления им, воздействия на психику и поведение людей. Функции СМИ, включая телевидение, компьютерные сети, газеты, книги, радио, кассеты, диски и другие, весьма разнообразны. Среди них - как позитивно, так и негативно влияющие на человека. К позитивным можно отнести такие функции, которые обеспечивают общую правдивую информированность граждан, способствуют расширению их знаний, углублению духовности, большей причастности к культуре, праву и нравственности. Позитивны также развлекательная, психотерапевтическая и рекламная функции, если соблюдается мера в насыщении ими средств информации. Что касается функций отрицательного, негативного свойства, то круг их значительно более широк, а сила влияния много действеннее положительных. СМИ осуществляют манипулирование сознанием взрослых и детей, а также и частичное зомбирование; организуют пустое и бездумное времяпрепровождение, пожирание полезного, необходимого для духовно-личностного развития, жизненного времени человека; широко используют ложную и откровенно лживую информацию, вводящую в заблуждение избирателей, вкладчиков и покупателей; предоставляют возможность для психического воздействия на зрителей, читателей, слушателей разного рода пошлякам, авантюристам, сектантским проповедникам, психомахинаторам, политическим кликушам. Но самыми опасными негативными функциями СМИ являются те, которые направлены на осуществление морального, правового, политического, духовного, сексуального развращения взрослых и особенно детей. К ним присоединяется функция криминализации, наркотизации, алкоголизации подрастающего поколения, способствующая одновременно его антиобщественному воспитанию, разрушению его психического, морального и физического здоровья. Кроме того, все негативные, а подчас и позитивные функции СМИ активно способствуют, в силу обречения индивидов на долговременное пассивное восприятие, не только гиподинамии, но и появлению застойных болезненных явлений в социуме. Происходит еще и процесс общей инфантилизации: развитие неспособности человека к самостоятельному размышлению, критическому суждению, свободному выбору, сознанию ответственности и самостоятельному волевому действию.

В результате всестороннего осмысления упомянутых, реально действующих функций СМИ возникают кардинальные и вечные для человечества, обреченного жить в постоянно действующем пространстве СМИ, вопросы, определяющие состояние, направленность и действенность общественного сознания и поведения. Эти вопросы касаются самых сокровенных мыслей, чувств, переживаний, прав и обязанностей личности, осознания ею нравственного закона; личности, претендующей на внутреннюю нравственную свободу, духовную жизнь, на самостоятельное мышление, выбор линии поведения, ответственности или безответственности; на представление о человеке не только как средстве, но и цели самой по себе. Понятно, что из всего этого вытекает огромная, едва ли совместимая и сопоставимая с чем-либо еще в человеческой жизни ответственность СМИ перед обществом, людьми, отдельным индивидом. Кто может, кто имеет моральное и юридическое право распоряжаться человеческим сознанием, его поведением и настроениями, кроме него самого? Было бы идеальным и совершенно ясным ответом на этот вопрос, если бы стало однозначно и очевидно известно, что абсолютно благостным, справедливым предопределяющим началом в деятельности СМИ является духовно-идеальное совершенство, именуемое Богом. Хороши ли функции СМИ в этом случае или дурны, но они были бы объективно предопределены свыше, и их надо было бы принимать такими, какими они являются нам в действительности. Однако общественная жизнь убеждает, что Бог не взял на себя такую ответственность, переложив ее на людей. В этой ситуаций есть только два пути сохранения личностности, духовности и психосоматического здоровья человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности | Пути сохранения личностности, духовности и психосоматического здоровья человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.