Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Активность и самостоятельность учащихся

Понятие «активность» очень сложное. В науке оно трактуется по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность — более широкое понятие, чем деятельность, и т. п.

Г.И. Щукина, например, саму деятельность определяет через активность: «Деятельность — это основная форма проявления активности человека, его социального назначения... В деятельности человек выступает как субъект, как активный носитель своей социальной сущности, как творец, как деятель... Человек, изменяя природу, изменяет свою собственную природу в меру своей активности, которую он привносит в деятельность, обогащая ее своим сознанием, переживаниями, вдохновением, внутренними побуждениями. Изменение, преобразование, формирование человека вне его активной деятельности осуществлять бесперспективно» [237].

Активность как качество личности иногда рассматривают как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности. Это лишь некоторые реакции личности на определенные виды деятельности, которые стимулируют ее активность.

Но когда деятельность человека может быть активной? Отвечая на этот вопрос, В.И. Загвязинский пишет так: «Она должна быть в такой мере сложной, чтобы представлять определенную, преодолимую при мобилизации познавательных сил и опыта человека трудность. Иными словами, осваиваемые в чем-то новые действия и операции должны находиться «в зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский) человека» [80].

Обучение математике доказывает, что активность есть отношение ученика к учению, к той деятельности, которую ему предлагают выполнять. Важно, чтобы эта деятельность была не просто посильна для каждого, она должна находиться в «зоне ближайшего развития» обучаемого. Ученик должен испытывать потребность мобилизации своих познавательных сил и опыта для преодоления возникающих трудностей.

Встречается также термин познавательная активность — ценное личностное качество школьника, которое интенсивно формируется в школьные годы. Проявления его в каждом последующем возрасте шире, богаче, оно оказывает влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей Учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся.

Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.

Мы видим, что общее представление о понятии активности личности весьма расплывчато, но наша основная задача активировать математическую деятельность ученика, а через это влиять на общую активность учащихся.

Самостоятельность связана с инициативой, с поиском различных путей решения учебно-познавательных задач без участия взрослых. От становления самостоятельности с ранних лет зависит активность ребенка, его ориентировки в окружающей действительности.

«Я сам» — великолепное стремление уже младшего школьника, которое нужно поддерживать. Тем более необходимо; формировать учебно-познавательную самостоятельность в школах при решении самых различных учебных задач на различном предметном содержании, в самых разнообразных ситуациях процесса обучения. Понимание школьником своих возможностей происходит при активном включении в самостоятельную деятельность. Это позволяет ему ставить перед собой новые цели, осуществлять саморегуляцию.

Самостоятельная работа — одна из форм учебной деятельности учащихся. В педагогической литературе даются разные определения ее сущности. Одни авторы за основу берут описание способов руководства действиями учащихся, содержание выполняемых заданий и их значение для воспитания личности учащегося; другие к движущим силам и основным признакам самостоятельных действий относят собственные побуждения учащегося и осознание их смысла, цели работы; третьи — отсутствие педагогического руководства; четвертые — внесение учащимся в выполняемую работу чего-то нового по отношению к воспроизводимому образцу; пятые — проявление максимума активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы и т. д.

Различен подход к понятию самостоятельной работы и с точки зрения способа ее организации. В последние годы термин «самостоятельная работа» употребляется большинством современных исследователей то как понятие метода обучения, то как форма организации деятельности учащихся, то как вид познавательной деятельности ученика. Иногда самостоятельная работа рассматривается как средство, с помощью которого учитель вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную и практическую деятельность, целенаправленно организует и управляет этой деятельностью с учетом различных уровней развития учащихся.

 

Г. Клаус пишет так: «Уже к концу первого года у всех здоровых детей начинает проявляться неукротимое стремление действовать самому («Хочу сам!»). Оно есть проявление, достойное всяческой поддержки, готовности к действию. Эта готовность толкает ребенка на приобретение собственного опыта, в том числе и горького, посредством изучения последовательно раздвигает горизонт представлений о мире.

Стремление к самостоятельности принадлежит к числу фундаментальных мотивов Homo sapiens. Мотив этот побуждает человека к «деланию себя», к испытанию себя, к открытию себя. Ограничение свободы действия тяготит даже двухлетнего ребенка, и он стремится всячески обойти налагаемые запреты» [105].

Возникает печальное соображение: мы или не знаем, как учить, или знаем, но не умеем. Ведь сколько сил затрачивается с первых дней рождения ребенка, чтобы привить ему самостоятельность, а результат в большинстве своем нулевой.

Одной из причин такой ситуации является отсутствие индивидуального подхода к самостоятельности вообще и к мотивам самостоятельности в частности. Кроме того, за последние годы сузились и сами формы самостоятельных работ, снизился уровень их творческого характера.

В значительной степени отсутствие умений самостоятельной деятельности объясняется недоработками действующих учеников, где за учеников думают, делают выводы, решают, и т. д.

Возникает задача — выявить эффективные формы самостоятельной работы при обучении математике и помочь учащимся в этой работе. При решении этих задач на первый план выходит понимание сущности самостоятельной математической деятельности учащихся. Практика обучения математике показывает, что на уроке и дома есть много видов самостоятельной работы: выполнение домашнего задания, решение задачи в классе, деятельность, которая непосредственно называется «самостоятельная работа», и т. д. Таким образом, дело не в том что при обучении математике нет возможности самостоятельно работать, вопрос гораздо глубже — как научить учащихся работать самостоятельно, каковы механизмы этой работы?

Хорошо известна классификация самостоятельной деятельности учащихся: репродуктивная, частично-поисковая и творческая. Так вот, первая задача учителя математики — владеть этими видами самостоятельной деятельности, уметь управлять ими.

Часто в исследованиях, связанных с организацией самостоятельной работы учащихся при обучении математике, пишут об отказе от ее репродуктивного уровня. Это верно только в одной части — нельзя всю самостоятельную деятельность сводить к репродуктивной, необходимо внедрять самостоятельную работу творческого характера. Однако при этом следует помнить об индивидуальных особенностях учащихся, а также учитывать высказывание Г. Клауса о том, что «в одинаковой степени невозможен как абсолютно нетворческий, так и абсолютно творческий труд» [105].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 11-12: учебная деятельность учащихся | Творческая деятельность учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5051; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.