Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План урока. Составлена преподавателем:




Г.Ульяновск

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

" ПРАВО НА ОБРАЩЕНИЕ

ЖАЛОБУ, ЗАЯВЛЕНИЕ,

ХОДОТАЙСТВО."

Составлена преподавателем:

Александровой Т.П. Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК от_________ г.

Протокол №

Председатель ЦК_________

/Пухова В.В./


 

 

1. Административный порядок рассмотрения жалоб.

2. Реквизита: жалобы.

3. Порядок рассмотрения жалобы.

4. Провепка по жалобе.

5. Порядок вынесения решения.

6. Сроки подачи и рассмотрения жалоб.

7. Порядок исполнения решений по жалобе.

8. Специальный порядок обжалования..


Жалоба - показатель нужд, запросов, настроения народа. Начиная с античных времен, учреждался защитник гражданских прав - народный трибун в Древнем Риме был наделен полномочиями положить «вето» на любой закон, противоречащий правам граждан. Современные государства учреждают правовой институт, обозначенный словом «омбудемен» - контролирующий орган, уполномоченный на то парламентом, он выступает в защиту нарушенных законных прав и интересов граждан в результате действия или бездействия различных государственных органов или их должностных лиц. Задача уполномоченных, чтобы на основе анализа обращений граждан вносить предложения по исправлению законодательства, когда этого требует сама жизнь.

 

I. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан:

Права на подачу жалобы, предложения, заявления критику недостатков является одним из действительных способов устранения возможных нарушений законности. Итак, что же такое, «жалоба?», «заявление», «ходатайство» понятия чем-то схожие. Под этими терминами подразумевается обращение гражданина (или нескольких лиц), устное или письменное, в любые официальные (государственные, общественные, местного самоуправ­ления и т.п.) органы. Основное отличие между ними - предмет обращения.

Жалоба - это просьба об устранении какого-либо обстоятельства или восстановления справедливости, связанное с нарушением прав и законных интересов заявителя.

Заявление (ходатайство) - обращение, не связанное (в отличии от жалобы) с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения.

Заявления подаются, во-первых, в целях реализации права или законного интереса гражданина (например, заявления о приеме на работу) и, во-вторых, для сообщения о недостатках в работе предприятий и организаций и внесения предложений по устранению mix недостатков. Студент читает образец.

Право на жалобу (заявление) имеет не только любой гражданин России, но и лица без гражданства и иностранцы.

Теперь остановимся на процессуальном смысле перечисления понятий. «Ходатайство», например, это официальная просьба о совершении какого-либо процессуального действия или принятия решения, обращенная к факту дознания, следствия, прокурору или суду. «Заявление» (в том числе и исковое)- форма обращения в суд. Проект заявления зачитать. Жалоба может быть кассационной - обращенной в вышестоящий суд с просьбой об изменении приговора или решения, вынесенного судом первой инстанции; на отказ в совершении контрольного действия и т.д. В этом случае право принесения жалобы имеет ограниченный законом узкий круг лиц: подозреваемый, обвиняемый, их законные представители, адвокат, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, прокурор, общественный обвинитель (защитник) - в уголовном процессе; истец, ответчик, третьи лица, заявитель, адвокат, прокурор - в гражданском процессе.

Право гражданина на жалобу (обращение) гарантируется Конституцией РФ (ст. 33), а порядок рассмотрения - до сих пор действующим документом: Указ Президиума Верхов­ного совета СССР от 12.04.1968г. № 2534 - YII (в редакции Указов Президиума ВС СССР от 04.03.80 № 1662-Х и от 02.02.88г. № 8422 - XI) «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Жалоба, как к любой другой официальный документ, должна быть правильно оформлена.
Если гражданин обращается к официальному лицу устно, его обращение должно быть
зарегистрировано в специальном журнале. Если же жалоба изложена письменно, то она
должна быть в обязательном порядке подписана обратившимся с указанием фамилии, имени,
отчества и содержать помимо изложенного существа дела, данные с места жительства,
работы или учебы..

Обращение, не содержащее перечисленных сведений, признается анонимным и рассмотрению не noдлежит. Что нужно, чтобы жалоба была рассмотрена в наиболее короткий срок?


Во-первых, жалобы и заявления рекомендуется подавать только в те государственные и общественные органы, учреждения, организации или тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса, У многих граждан существует убеждение, что чем «выше» будет адресована жалоба, тем она быстрее разрешится. Это далеко не так! Обращение все равно направят в тот орган, который обязан решить конкретный вопрос.

Во-вторых, если обжалуете действия государственного, или иного органа (предприятия, учреждения, организации) либо должностного лица, жалобы надо подавать в те органы или тем должностным лицам, которым они непосредственно подчиняются.

Руководители и должностные лица несут личную ответственность за организацию приема и рассмотрения заявлений и жалоб граждан. Прием должен проводиться в строго установленные дни и часы, о чем на стенде вывешивается извещение.

Запрещено направлять жалобы граждан для разрешения тем органам или должностным лицам, действие которых обжалуются.

Закон обязывает государственные органы и должностных лиц при регистрации заявлений и жалоб внимательно разбираться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на месте для проверки, принимать любые другие меры для объективного разрешения вопроса. О своих решениях, принятых по заявлениям и жалобам, руководители обязаны известить в письменной или устной форме. В случае отказа в ответе должны быть изложены мотивы.

Гражданин, не согласный с решением, принятым по его жалобе (заявлению), имеет право обжаловать это решение в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в

суд.

На рассмотрение жалоб и заявлений отводится срок до одного месяца со дня их поступления

(принятия).

В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребования дополнительных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения жалобы могут быть продлены руководителем соответствующего органа, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу.

Подача заявления или жалобы в клеветнических целях может повлечь для подавшего ответственность в соответствии с законодательством (административным, уголовным, либо гражданским).

 

II. Отметим, что не только отдельные лица могут пользоваться этим правом, но и общест­венные организации: профессиональные союзы, органы общественной самодеятельности, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты и законных интересов своих членов.

Часто пишут жалобы, содержащие избыточную информацию, не относящуюся к сути обращения. В то же время в них отсутствуют нужные сведения.

 

Реквизиты жалобы: дата подачи; имя, отчество, фамилия и адрес обращавшегося, название организации или лица, чьи действия обжалуются, предмет жалобы (ее суть). Форма жалобы: должна быть написана корректно и не содержать выражений, оскорбляющих честь и достоинство других лиц.

Вопрос о необходимости соблюдения определенных реквизитов жалобы тесным образом связан с вопросом об анонимных жалобах. Анонимки не рассматриваются государственными и общественными организациями.;

Сегодня еше актуален вопрос: достаточно ли защищен гражданин от преследований за справедливую критику? Правовые гарантии для защиты честной, открытой позиции у нас есть. Весьма внушительный гарант - уголовная ответственность. Умышленное ущемление должностным лицом трудовых, жилищных, имущественных, других прав и законных интересов граждан, связанное с преследованием за критику в любой форме, квалифицируется как преступление со всеми вытекающими отсюда последствиями.


У гражданина есть право на тайну подписи, т.е. человек пишет жалобу и при этом просит, чтобы, кроме рассматривающих ее официальных лиц; никто его фамилию не знал. В данном случае подающий жалобу гражданин не аноним.

Следует отметить, что некоторые граждане не всегда достаточно четко представляют себе, какой именно государственный орган уполномочен решить интересующий его вопрос -помогут юристы, депутаты.

Задаю вопрос: «Всегда ли оправданно мы обращаемся к журналистам со своими жалобами?» Основное их оружие защиты и помощи - это перо. Они не наделены функциями, чтобы приказывать должностному лицу восстановить на работу, починить крышу...Журналисты могут только просить, а потом проконтролировать выполнение их просьб.

Поэтому надо обращаться в те организации, которые по долгу службы обязаны восстановить, чинить... Другое дело, если человек уже находился, намыкался, кто-то уже отмахнулся, отписался, пообещал и не сделал.

III. Разберем термин «порядок рассмотрения жалоб» - это установленная законодательством последовательность, иначе говоря, процедура, процесс приема жалобы, ее проверки, подготовки и принятия решения, а затем его исполнения.

После того, как жалоба принята, ее необходимо зарегистрировать в специальном журнале или регистрационной карточке. (Раздаю карточки):

1. Регистрационная карточка писем граждан.

2. Регистрационная карточка устных сообщений граждан.

3. Аннотационный лист.

С этого начинается делопроизводство. Ни одну жалобу нельзя принять к исполнению, передать из рук в руки или дать на нее ответ помимо регистратуры. Это предотвращает потерю жалоб и позволяет обеспечить контроль за их 1трохождением и рассмотрением. Регистрация жалобы осуществляется в том порядке, который регламентирован «Типовым положением о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан и государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях». На основании Типового положения органы государственного управления издают ведомственные акты (положения, инструкции) о ведении делопроизводства с учетом особенностей их деятельности. Регистрация жалоб производится в журнале или карточках -как в хронологическом, так и в алфавитном порядке.

После регистрации поступившая жалоба передается руководителю государственного
органа или другому должностному лицу, на которое возложены обязанности по разбору
жалоб. Изучив содержание жалобы, должностное лицо решает вопрос о том, что подлежит
ли она разрешению данным органом или ее необходимо направить по принадлежности в
другой орган или другому должностному лицу для рассмотрения, т.е. устанавливается,
правильно ли выбран адресат жалобы. Предусмотрен максимальный срок -7 дней, в течении
которого жалоба пересылается органу, полномочному ее разрешить.

Государственный орган, направляющий жалобу, обязан сообщить гражданину, куда его жалоба передана на рассмотрение.

Часто обращения граждан пересылаются из инстанции в инстанцию. В этих случаях должностные лица, неправильно направившие жалобу и незаконно принявшие ее к своему рассмотрению, должны привлекаться к ответственности. Не рекомендуется поручать какие-либо проверочные действия по жалобе тем органам и должностным лицам, чьи деяния обжалуются.

IY. Проверка по жалобе - это важный момент, т.к. всесторонность и полнота, с которыми она будет проведена, способствуют принятию объективного решения.

Некоторые жалобы не нуждаются в проверке. Часто необходимость в проверке возникает, поскольку, одной жалобы с изложением вопроса недостаточно, другие материалы, «нужные для дела, отсутствуют. Только анализ всех полученных данных способствует объективности


мнения и правильности вынесенного решения. Необходимо встретиться и поговорить с самим гражданином, который подал жалобу; опросить сослуживцев, привлечь для консультации специалистов. Проверить нужно каждый известный факт. Недопустимо отдельные пункты жалобы оставлять без внимания. Лицо, обращающееся с жалобой, вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Допускается присутствие гражданина при разборе его жалобы - это дает возможность активно влиять на процесс проверки собственной жалобы и принятия по ней решения.

Y. Каков же порядок вынесения решения?

От этого зависит, будут ли требования гражданина удовлетворены полностью, частично или отклонены совсем. Законодатель возлагает ответственность за разрешение жалоб персонально на должностных лиц, независимо кому была поручена проверка всей жалобы. Вспомогательный аппарат (секретарь), не имеет права выносить решения по жалобе. Ответ на жалобу должен быть дан в письменной форме, во всех случаях отказа в удовлетворении его жалобы или когда обратившийся настаивает на получении такового, (четкими, понятными обоснованными).

Решение по жалобам могут выноситься должностными лицами единолично либо коллегиальными органами. В первом случае решения подписываются должностным лицом и оформляются - в виде ответа гражданину. Во втором случае решения издаются в форме правового акта в соответствии с их компетенцией. И ответ и решение должны содержать следующие реквизиты: наименование учреждения, организации (должностного лица), вынесшего решение; дату вынесения решения (ответа); краткие сведения о лице, обратившемся с жалобой; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы; фактические юридические основания принятия решения; порядок и сроки обжалования; подпись должностного лица. Рекомендуется считать не вынесение решения по жалобе в установленный законом срок, как молчаливый отказ вынести такое решение. Это дает право гражданину обратиться в вышестоящую инстанцию, а затем в суд..

YI. Обратите внимание на сроки подачи и рассмотрения жалоб граждан:

- гражданин в любое время с момента нарушения его прав и охраняемых законом интересов

может обращаться с жалобой;

- жалобы, поданные по истечении года с момента вступления в силу решения суда или решения

вышестоящего на порядке подчиненности органа об отказе в восстановлении на работе,

рассмотрению не подлежат.

В тех случаях, когда такой срок не определен не следует затягивать с подачей жалобы.

Сроки рассмотрения жалоб:

а) до одного месяца в случаях, когда требуется дополнительное изучение и проверка;

б) безотлагательно, но не позднее 15 дней, если нет необходимости в дополнительном изучении и проверке;

в) в тех случаях, когда необходимо провести специальную проверку, истребовать должност­ные материалы - срок продлевается, но не более 1 месяца, с сообщения об этом лицу,
подавшему заявление или жалобу;

г) в местных органах, в учреждениях, организациях - безотлагательно, но не позднее 7 дней.
В тех случаях, когда необходимо произвести специальную проверку, истребовать дополнительные материалы, эти сроки в порядке исключения могут быть продлены руководителем или заместителем руководителя не более чем на 30 дней - об этом сообщается лицу, подавшему жалобу.

YII. Задаю вопрос студентам: «А если принятое решение опять не удовлетворяет гражданина? Как ему поступить?»


Такие ситуации в жизни возникают очень часто. И начинает гражданин в качестве просителя ходить из инстанции в инстанцию либо рассылать свои письма в различные органы с надеждой найти правду, добиться справедливости. В этом случае гражданин наделен правом обратиться с жалобой в суд. Однако жалоба в суд может быть принесена только после обжалования в вышестоящую инстанцию действий органа или должностного лица.

Порядок исполнения решений по жалобе:

Жалоба рассмотрена, решение по ней принято, причем полностью удовлетворяющее требованиям гражданина. Справедливость восстановлена. Но пока эта справедливость только на бумаге. Ее необходимо претворить в жизнь. Действующее законодательство в сроки для разрешения жалоб включает и время фактического исполнения принятого решения. Однако это на практике часто не соблюдается. Исполнение решения затягивается, вызывая тем самым повторные жалобы. В каждом конкретном решении необходимо указывать точные сроки его исполнения, а также должностных лиц, которые несут ответственность за эти сроки. Орган или должностное лицо, принявшее решение по жалобе, обязаны проконтролировать его полное и быстрое исполнение.

 

Ответственность должностного лица за нарушение законодательства о жалобах:

- дисциплинарная (незаконно лишили премии, виновное лицо попросили оставить занимаемый пост);

- за критику уволили по п.1 ст.81 ТКРФ - необходимо использовать мнение трудового коллектива.

Уголовная ответственность за злоупотребление властью или служебным положение и должностную халатность.

Задаю вопрос студентам: «А может ли быть привлечен к ответственности гражданин, подававший жалобу?»

Да, закон предусматривает ответственность лиц за подачу заявлений, жалоб в клеветничес­ких целях. Цель - опорочить указанного в доносе человека. И тем самым отомстить ему. Добавляют приписку: «Не примете мер, не пойдем голосовать» или «восстановить, наказать, осудить, конфисковать», «При неисполнении наших претензий будете отвечать перед вышестоящей инстанцией». ГК РФ: «гражданам предоставляется право требовать через суд опровержения порочащих их честь и достоинство сведений, если лицо, рассматривавшее эти сведения, не докажет, что они соответствуют действительности.

Специальный порядок обжалования:

Этот порядок подачи и рассмотрения жалоб граждан закреплен в законодательстве об административных правонарушениях. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Жалоба подается в течении 10 дней со дня вынесения постановления, а согласно ст. 237 ГПК РФ - в течении 10 дней со дня вручения постановления о наложении административного взыскания. Раздаю проект жалобы на действия административного органа. Подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о положении административного взыскания до рассмотрения жалобы по существу (за исключением применения мер в виде предупреждения и административного ареста, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения).

Например: санэпидемстанция наложила штраф - можно обжаловать в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный народный суд решение, которого является окончательным.

В том случае, если гражданин считает решение районного народного суда по делу об административном нарушении незаконным и необоснованным, он сможет обратиться в прокуратуру. Его обращение служит основанием для принесения прокурором протеста.

Закрепление: предлагаю по вариантам две ситуации - написать жалобу, заполнить регистрационную карточку.


ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 26.04.2006 г.

Порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан, лиц без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом).

ст. 2 Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, свободно и добровольно. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Источники:

- Конституция РФ;

- Международные договоры РФ;

- Федеральные конституционные законы.

Обращение гражданина- направленные в государственный орган, орган местного

самоуправления, должностному лицу - письменное
предложение, заявление, жалобу, а также устное
обращение граждан.

Предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативно - правовых актов, деятельности государственных органов, развитию общественных отношений.

Заявление просьба гражданина о содействии в реализации его

конституционных прав и свобод, либо сообщение о нарушении,

законов, критика деятельности органов и должностных лиц.

Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защита его нарушенных прав, других лиц.

ст. 5. Гражданин имеет право:

- предоставлять дополнительные документы, обращаться с просьбой об их истребовании;

- знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;

- получать письменный ответ по существу, поставленных в обращении вопросов;

- обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на бездействие;

- обращаться с заявлением.


ст. 6. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, к должностному лицу с критикой деятельности либо в целях восстановления или защиты своих прав. - При рассмотрении обращение не допускается разглашение сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

ст. 7. Реквизиты жалобы:

- наименование государственного органа либо Ф.И.О. должностного лица;

- свои Ф.И.О., почтовый адрес;

- суть предложения;

- личная подпись, дата;

- Приложение: документы либо их копии.

ст. 8. - Письменное обращение подлежит регистрации в течение 3-х дней с момента

поступления;

- Письменное обращение, решение которых не входит в компетенцию данных государственных органов направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган с уведомлением гражданина (решение может быть обжаловано в суде).

ст. 9. Обращение может быть рассмотрено с выездом на место.

Государственный орган обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.