Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная ценность равенства и мифы о нем




Со времен Просвещения и его тезиса о естественных правах и естественном равенстве всех людей (теории общественного договора, Ж.-Ж.Руссо, Алексис де Токвиль, К.Маркс etc.) РАВЕНСТВО КАК СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ и ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО НЕРАВЕНСТВА занимает умы людей, а также является исследовательской проблемой философии, политологии и социологии.

Две стороны проблемы: СОЦИЕТАЛЬНАЯ и СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ. (обе имеют научную интерпретацию, но на практике лучше решать только вторую, ибо реификация понятий, т.е. попытки прямого воплощения теории в практике жизни, грозят социальной катастрофой)

СОЦИЕТАЛЬНЫЙ СМЫСЛ («социетальный» – т.е. относящийся к обществу как единому целому): неравенство – фундаментальная характеристика общества; все попытки самых ревностных уравнителей очень быстро приводят к построению новых иерархий (христианство, русский коммунизм в их числе – П.Сорокин).

СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ СМЫСЛ: неравенство несправедливо; все члены общества должны иметь равные шансы и возможности на получение социальных благ и вознаграждений.

Справедливость и несправедливость – вещи, трудно определяемые: что справедливо для одних – несправедливо для других, и УРОВЕНЬ ТЕРПИМОСТИ в обществе ИЛИ, НАОБОРОТ, КОЛЛЕКТИВНОЙ ФРУСТРАЦИИ к ним ИЗМЕНЧИВ и сильно зависит ОТ социальных КОНТЕКСТОВ.

Иначе говоря – критерии справедливости весьма ситуативны и конкретны: каждый жизненный случай можно проанализировать на этот счет и даже решить проблему, но в целом, в общем это четкой схематизации не поддается. И справедливость «вообще, в целом» лучше не искать.

Характерно, что вечно противоборствующие социологические теории структурно-функциональная и школа конфликтов спорят только по поводу второй части (справедливость-несправедливость), не подвергая сомнению первую (само по себе наличие и неизбежность неравенства в обществе).

Социальное равенство – одна из лучших и великих идей человечества («Равенство, братство и счастье»), и она не перестанет быть его идеалом, но в силу огромной сложности существует в обрамлении многочисленных мифов.

В нашей стране – как раз сделана историческая попытка реификации понятий марксовой теории и этого лозунга. В этом смысле – великий социальный эксперимент, показавший, что из этого вышло, и научивший весь остальной мир больше таких ошибок не делать. Капитализм оказался весьма гибкой и обучаемой системой, он сумел найти формы, компенсирующие его недостатки и издержки, продлив время исторического существования. Но не факт, что навсегда (И.Валлерстайн).

Советский миф о равенстве был важной частью идеологии советского периода. Сегодня развенчан, в том числе, исследованиями в области образования (об этом ниже). А в общем – огромная бюрократическая иерархия со льготами и привилегиями, монопольно владевшая всем общественным богатством и распределявшая его по своему усмотрению (партийно-бюрократическая олигархия); льготы и привилегии – у рабочего класса и крестьянства (продуктовые пайки, бесплатные путевки, в т.ч. за границу, поступление в вуз без экзаменов (целевой прием, как нынче китайские товарищи на экономическом факультете) или дополнительная подготовка за государственный счет в специальных подразделениях вуза…

А после Джоржа Оруэлла о возможностях реального равенства в обществе лучше не говорить вообще: «Все звери равны, но некоторые равнее».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.