Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как культурная функция образования




Стратообразование и формирование образованных сообществ

 

В дальнейшем включить в лекцию: культурное воспроизводство групп и слоев, в т.ч. крестьянская и рабочая культура, культура бедности.

  К концепции культурного воспроизводства: Советская литература 1970-80-х гг. Стили и способы профессионально-статусного и учебного поведения (почти исключительно на уровне первичной группировки т.н. «типологии личности», за которой лишь отчасти просматривается субкультурный характер явления) § Инженеры: «неуверенные созидатели» - 44%, Любознательные альтруисты – 35%, «наглые мещане» - 7%, «труженики» - 14% (В.Г.Немировский, Красноярск, 1989) § Студенты: гармоничные – 4%, профессионалы – 4%, академики – 1%, старательные – 13%, творческие – 6%, общественники – 4%, прагматики – 1,4%, лентяи - 6%,, богемные – 1% и обыкновенные – 60% (В.Т.Лисовский, Ленинград, 1990) В данных о запросе на образование: «формирование правил поведения и мира социальных отношений» (вот где отражение объективной потребности и функции в вербальной форме, предложенной в исследовании. Чего могло не быть, если бы мы задали вопрос в открытой форме) «Скрытые программы» как культурно воспроизводство

 

Связка: КУЛЬТУРА – ОБРАЗОВАНИЕ – СТРАТООБРАЗОВАНИЕ – НЕРАВЕНСТВО: «как рабочие остаются рабочими», и как все же формируется средний класс. Культурная функция среднего класса.

Образованные сообщества, в т.ч. социально-профессиональная группа педагогического или научно-педагогического сообщества. Ее миссия – методическая и воспитательная, они формируют будущие поколения.

Интеллигенция и интеллектуалы:

ИНТЕЛЛИГЕНТ как «свободно парящая» и рефлексирующая позиция, призванная преодолевать и способствовать преодолению узко статусных, профессиональных и политических позиций, которые формируются, в том числе, образованием (Бергер и Лукман о Маннгейме) –

и ИНТЕЛЛЕКТУАЛ как эксперт и технолог. Роль экспертов и интерпретаций в информационном обществе. (см. Папку «Резерв»: «Триумф экспертов» как антидемократическое действие,)

 

ВКЛЮЧИТЬ В ЛЕКЦИЮ:

Как мы выяснили на семинаре, ПРИУЧЕНИЕ К НЕРАВЕНСТВУ – (как «скрытая программа») – происходит в вузе повсеместно. Вообще к высшему образованию относятся все проблемы стратификации и неравенства, которые мы обсуждали в связи со школой.

Материалы «Круглого стола» Образование и мобильность (СоцИс 2003 г.):

Изучение института образования привлекает сегодня все большее внимание исследователей в связи с возрастанием роли, которую он играет в современном обществе и, как прогнозируется, станет играть в будущем.

С оциология образования призвана своевременно давать ответы на актуальные вопросы, к числу которых относятся и вопросы равенства, дифференциации, мобильности

Важна справедливость реального распределения как терминальная ценность равенства потенциальных возможностей, предоставляемых обществом в области образования - возможностей учиться, получать знания, квалификацию

Важна и инструментальная ценность образования: ибо специальность, квалификация – это способ достижения целей, капитал для инвестирования.

Получение ресурсов в сфере образования в значительной степени обусловливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам, поскольку в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов ПРАКТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРУЕТСЯ УЧЕБОЙ, прохождением через формальные организации института образования.

 

– Чем выше уровень образования, тем выше занятость ( № 149 – 150© Демоскоп Weekly 8 - 21 марта 2004)

– Чем выше уровень образования, тем выше адаптированность и успешность в кризисных ситуациях

 

© Демоскоп Weekly 8 - 21 марта 2004 [email protected]

Влияние типа образования существенно превосходит роль демографических факторов в формировании показателей занятости. Чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости (рис. 3).

В 2002 году в группе лиц с высшим профессиональным образованием уровень занятости составил 80,1%, а среди лиц с начальным общим образованием и без образования - всего 13,1%.

Конечно, лица с низшими уровнями образования в значительной части относятся к старшей возрастной группе (60-72 года), где уровень занятости в принципе низок, однако это не отменяет общей закономерности. Чем выше уровень образования населения, тем выше его экономическая активность и тем больший спрос предъявляет на этот тип рабочей силы рынок труда.

Влияние уровня образования на уровень занятости примерно одинаково проявляется как среди мужчин, так и среди женщин. При этом чем выше уровень образования, тем меньше разница между уровнем занятости мужчин и женщин.

Семенова Л.А. (к.с.н., вед. науч.сотр. Института социологии РАН):

Наблюдается СУЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ формирования интеллектуально-профессионального потенциала страны. Особенно неблагополучно – с выходцами из сельской местности.

Если десять лет назад до 60% выпускников сельских школ поступали в средние специальные и высшие учебные заведения и после их окончания, как правило, работали в сельской местности, пополняя ряды сельской интеллигенции, то сейчас такое намерение наблюдается лишь у 10-15%.

Социальные последствия очевидны: снижение уровня образования жителей села, уменьшение слоя специалистов с образованием, следовательно, изменение социальной структуры села в сторону ее архаизации, духовная и технологическая стагнация.

Астафьев Я.У. (к.с.н., ст. науч. сотр. Института социологии РАН):

В поколениях молодых россиян можно выделить две качественно отличающиеся возрастные когорты. Многочисленную - родившихся в 80-х годах, сейчас заканчивающих школу или только что закончивших. И малочисленную - родившихся во второй половине 90-х годов.

Представители первой когорты входят в трудовую жизнь в первое десятилетие века, когда ее начинает покидать малолюдное поколение рожденных в 40-е годы. В сфере образования это означает - большие конкурсы в вузы, возрастание ценности образования, причем в первую очередь не общего, фундаментального, а профессионального, которого требует работодатель. То есть, в целом жизненные шансы и возможности социальной мобильности этой молодежи не очень благоприятны.

А вот у второй когорты, представители которой будут заканчивать школу во втором десятилетии XXI в., возможности значительно возрастут. Достаточно сказать, что их ожидает практически полное отсутствие экзаменов в вузах.

Все положительное, сказанное здесь об образовании можно обобщить

Распространение образования всегда было тесно связано с идеалами демократии. Его ценят за то, что оно

1) дает людям возможность развивать свои способности и склонности

2) способствуя мобильности и культурному развитию, является средством обеспечения равенства (имеет тенденцию эгалитарности)

3) а также средством повышения общественной толерантности

Эта точка зрения утверждает, что универсальное образование предоставляя молодым людям возможность продвижения, помогает СМЯГЧИТЬ КОНТРАСТЫ В УРОВНЯХ БЛАГОСОСТОЯНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Однако, многочисленные исследования ясно показывают, что образование, НАПРОТИВ, в большей мере СКЛОННО ОТРАЖАТЬ И ПОДТВЕРЖДАТЬ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ НЕРАВЕНСТВО, чем содействовать его устранению.

Приложение:

Определение понятия «образовательная услуга»

 

Авторы Определение
Бурденко [6] Полезный вид труда, непосредственно удовлетворяющий потребность человека в образовании и как материально- вещественный продукт, позволяющий удовлетворять образовательную потребность человека самостоятельно (учебники, обучающие программы, пособия и т.п.)
Данилова [3] Совокупность результатов образовательного процесса и сопутствующих ему вспомогательных процессов, представленная высшим образовательным учреждением на рынке образовательных услуг и непосредственно направленная на удовлетворение установленных и предполагаемых образовательныхпотребностей конкретного потребителя
Зиннуров [7] Объём учебной и научной информации как суммы знаний общеобразовательного и специального характера и практические навыки, передаваемые личности по определенной программе
Кожухар [8] Работа отдельного педагога или педагогического коллектива, направленная на целесообразное (предварительно запрограммированное) изменение социально-психологической (в частных проявлениях — профессиональной, квалификационной и т.д.) структуры личности обучаемого
Колесов [9] Экономическая категория, в которой концентрированно выражены сложные экономические отношения в области образования
Лукашенко [10] Совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребность субъекта в образовании, и промежуточных образовательных продуктов в форме вещи, сопровождающих такую деятельность
Морозов [11] Процесс формирования разнообразных способностей человека к труду, т.е. инвестирование в человеческий капитал, принимающий форму комплексного блага
Панкрухин [12] Комплекс таких услуг, которые непосредственно связаны с реализацией главных целей образования, осуществлением его миссии
Щетинин и др. [1] Система знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства

 

Список работ упомянутых авторов см. в:

http://www.mgu-consulting.ru/st/ecanom/uslugi.htm




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.